Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Практическая методология






МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

ОЗЕРСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНЖЕНЕРНО-ФИЗИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА (ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

Ю.А. Петров, А.А. Захаров

 

 

Практическая методология

 

Озерск - ОТИ МИФИ

2001

ББК 72 с

П30

 

 

Рецензенты:

Доктор философских наук, профессор Российской академии государственной службы при президенте Российской Федерации Делокаров К.Х.;

Доктор философских наук, профессор Московского Государственного Университета Бочаров В.А.

 

 

Издание выходит в авторской редакции

 

 

Петров Ю. А, Захаров А. А.

П30 Практическая методология. – Озерск: ОТИ МИФИ, 2001. - 107 с.

Авторы: Петров Ю.А.: Окончил филос. ф-т МГУ (1959), аспирантуру и докторантуру там же. Работал на кафедре философии естественных ф-тов МГУ с 1962 по 1975: асс. ст. преп., доц., проф. С 1975 по настоящее время— доктор философских наук, проф. филос. ф-та МГУ.

Захаров А.А. Окончил филос. ф-т РГУ (1980), аспирантуру Института философии АН СССР (1987), докторантуру филос. ф-та МГУ (1999). Работал в ЧИМЭСХ г. Челябинска, Институте философии и права АН Таджикистана. Доктор философских наук, Член Петровской Академии наук и искусств (г. Санкт-Петербург), член Ученого Совета Международного Союза Ученых и Педагогов (СУПЕР), профессор Нового гуманитарного университета (г. Москва), доцент ОТИ МИФИ.

В монографии описаны способы преодоления трудностей, возникающих в процессе мыслительной деятельности обучаемых и преподавателей при использовании понятий, оценке истинности суждений, формулировании вопросов и ответов, построении классификации и т.п. Правильное осуществление подобных мыслительных операций необходимо также при написании различных работ (изложений, сочинений, рефератов, студенческих и аспирантских работ, статей, монографий и т.п.). Даются ответы на вопросы о том, как правильно сформулировать заглавие работы, ее цель, как организовать ее содержание.

Для преподавателей, аспирантов, докторантов, студентов естественных и гуманитарных специальностей.

ББК 72 с

П30

 

 

Отпечатано с готового оригинал-макета авторов

 

©. Ю. А. Петров, А.А. Захаров, 1999, 2001

 

 

 

 

Оглавление

 

 

Введение  
Глава I. Методы введения, развития и систематизации терминов  
1. Методы введения терминов  
2. Методология развития и систематизации научных терминов  
3. Метод научной классификации терминов  
Глава II.Методология вопросно-ответного мышления  
1. Общие интеррогативные методы  
2. Методы организации научной работы  
Глава III.Методы обоснования истинности суждений  
1. Принципы истинности  
2. Безотносительное обоснование суждений  
3. Относительное обоснование суждений  
4. Недозволенные приемы обоснования истинности (или правдоподобности)  
5. Научно-практическое значение методологии обоснования суждений  
Глава IY. Методы построения научных языков и теорий  
1. Научные языки и методы их построения  
2. Научные теории и методы их построения  
Глава Y. Методы гносеологического анализа теорий  
Заключение  
Терминологический указатель  
   

 

Введение

 

 

Практическая методология – наука о практических способах мышления, т.е. введения понятий, постановки вопросов и дачи ответов на них, применения правил вывода, оценки истинности суждений, построения и анализа научных языков и теорий и т.д. Традиционная и математическая логики, изложенные во всех учебниках по формальной логике, дают материал, главным образом, по искусственным правилам дедуктивных выводов, которые весьма редко встречаются в мышлении. Например, в этих логиках ничего не сообщается о том, как оценить суждение на предмет его истинности, как правильно подготовить научную работу, как эффективизировать определение и т.п. проблемы.

Задача данной книги состоит в освещении именно такого рода проблем, которых фактически нет ни в традиционной, ни в математической логиках. Книга дает возможность решать трудные ситуации в мышлении. Например, если кто-то выскажет суждение «солнце черное», то почти все скажут, что это ложь, потому, что не знают о том, что суждения бывают не только эмпирические, но и аналитические, методов оценки которых они не знают. Другой пример. В учебниках по традиционной (аристотелевской) и математической логике нет термина «ключевое слово», хорошо известное в западной логической литературе. А поэтому наши читатели не могут знать о правильной подготовке научной работы. Если бы читатели знали методы правильного обращения со словом «идеализация», то представляли бы себе, как можно оценивать истинность теорий и не говорили бы о том, что геометрия Евклида противоречит геометрии Лобачевского, а Ньютонова механика противоречит теории относительности и правильно судили бы о соизмеримости теорий. И подобных примеров сколько угодно. Цель книги состоит в том, чтобы устранить этот недостаток у читателя.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.