Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поведение 11h. Пытается подражать новым звукам






 

Материалы: Обычная обстановка дома или в группе.

 

Процедура и использование в повседневной жизни:

 

Играя с ребенком, в «разговор» введите звук, который, как вы слышали, ребенок может произносить. Если он его за вами повторит, покажите новый звук, который вы от ребенка еще не слышали. Например, предположим, вы слышали от ребенка и «ба», и «да», и «ма». Попробуйте в ответ на «ма-ма-ма» ребенка сказать «да-да-да». Если он это повторит, измените гласный и скажите «до-до-до». Посмотрите, постарается ли ребенок вам подражать.

Сделайте игру по взаимному подражанию веселой и увлекательной. Улыбайтесь, смейтесь, делайте вид, что это действительно беседа.

 

Адаптация процедуры:

Дети с нарушениями зрения: время от времени кладите ручку ребенка рядом или поверх вашего рта, когда произносите звуки, чтобы он мог как почувствовать форму ваших губ и силу струи выдыхаемого воздуха, так и услышать произносимый звук.

Дети с нарушениями слуха: убедитесь, что ребенок смотрит на вас. Усильте артикуляцию при произнесении звуков.

 

Критерий: Ребенок часто пытается повторить новый звук. Имитация может быть не совсем точной, но должно быть очевидным, что ребенок пытается изменить движение своего языка, губ и т.д.

 

Область: 11. Имитация: Звуки и жесты

Поведение: 11i. Имитирует незнакомые движения.

 

Материалы: Обычная обстановка дома или в группе.

 

Процедура:

 

Когда вы играете с ребенком в «разговор», подражая как звукам, так и движениям друг друга, попробуйте показать новые для ребенка движения. Например, положите руки на глаза или поднимите руки над головой.

Если ребенок не будет пытаться вам подражать, покажите эти действия еще раз и помогите ребенку их совершить. Если ребенок повторит ваши движения, выразите восторг и восхищение.

Часто бывает интересно играть в такую игру перед зеркалом.

 

В повседневной жизни:

 

Используйте упражнение, чтобы занять ребенка в скучные для него моменты (когда вы стоите в очереди или занимаетесь приготовлением пищи).

 

Адаптация процедуры:

Дети с нарушениями зрения: если зрительные нарушения настолько серьезны, что ребенок не может видеть ваших действий, это упражнение ему не подходит.

Дети с нарушениями слуха: введите в игру ознакомление ребенка с простыми стандартными жестами.

Дети с двигательными нарушениями: творчески подходите к определению того, какие действия ребенок может использовать в игре. Если у ребенка серьезные двигательные нарушения, это упражнение ему не подходит.

 

Критерий: В разных ситуациях ребенок имитирует несколько незнакомых действий.

 

Область: 11. Имитация: Звуки и жесты

Поведение: 11j. Имитирует знакомые слова из двух слогов (мама, папа, баба)

 

Материалы: Обычная обстановка дома или в группе.

 

Процедура:

 

Играя в «разговор», попробуйте вызвать ребенка на имитацию таких слов как «мама», «папа». Возможно, это лучше всего удастся, если вы произнесете такое слово в ответ на лепет из тех же слогов, т.е. Скажете «папа» в ответ на «па-па-па-па» ребенка. Произнесите «папа» с правильными ударением, чтобы оно звучало как настоящее слово, а не часть лепета. Подождите, пока ребенок повторит за вами. Если же он продолжает лепетать, вы в свою очередь продолжайте произносить слово.

 

Адаптация процедуры:

Дети с нарушениями слуха: убедитесь, что ребенок смотрит на вас во время игры. Говорите четко, усиленно артикулируя разные звуки.

 

Критерий: Ребенок имитирует как минимум два двухсложных слова в нескольких разных ситуациях.

 

Область: 11. Имитация: Звуки и жесты

Поведение: 11k. Экспериментирует с артикуляционными движениями, пытаясь подражать взрослому

 

Материалы: Обычная обстановка дома или в группе.

 

Процедура и использование в повседневной жизни:

 

Подержите ребенка на коленях в такой позиции, чтобы он мог хорошо видеть ваше лицо, когда вы говорите, и мог потрогать ваше лицо и губы. Посмотрите, не пытается ли ребенок двигать губами, как вы. Сделайте ваши движения преувеличенными.

 

Примечание: Ребенок и раньше, буквально с момента рождения, пытался подражать мимике и движениям взрослого. Но теперь это подражание гораздо более осмысленное и точное. Ребенок активно интересуется движениями рта говорящего и характером произносимых звуков.

 

Адаптация процедуры:

Дети с нарушениями зрения: особенно важно провоцировать ребенка прикасаться к вашим губам, когда вы издаете звуки. Время от времени перемещайте ручку ребенка от ваших губ у его собственным, а потом обратно к вашим. Попробуйте сделать это, когда вы выдуваете воздух, или в любом другом случае, когда, издавая звук или производя шум, ваши губы двигаются.

Дети с нарушениями слуха: подтолкните ребенка не только к тому, чтобы прикасаться к вашему рту, но и к вашей гортани, чтобы он мог почувствовать вибрации при произнесении. Переместите ручку ребенка со своей гортани к его собственной, чтобы он мог сравнить ощущения.

Дети с двигательными нарушениями: иногда дети с двигательными нарушениями не могут дотянуться до вашего рта. Однако ребенок может внимательно смотреть на вас, когда вы говорите. Понаблюдайте, пытается ли ребенок подражать вам, когда вы усиливаете артикуляцию звуков.

 

Критерий: В нескольких ситуациях ребенок экспериментирует с артикуляцией, пытаясь повторить артикуляцию взрослого.

 

Область 11. Имитация: Звуки и жесты

Поведение: 11l. Имитирует знакомые двусложные слова, состоящие из двух разных слогов, или два жеста, заменяющих слова

 

Материалы: Обычная обстановка дома или в группе.

 

Процедура:

 

Разговаривайте с ребенком постоянно. И тогда, когда вы с ним играете или гуляете, и тогда, когда вы его кормите, купаете, одеваете или раздеваете. Называйте людей и предметы. Когда вы это делаете, смотрите, не пытается ли ребенок повторить произнесенные вами имена и названия. Если ребенок произносит «детский», упрощенный вариант услышанного слова (например, говорит «кука» вместо «кукла»), не поправляйте его. Дайте ему понять, что вы прекрасно поняли, что он хотел сказать. Скажите: «Правильно, это кукла».

Играя с ребенком в «разговор», когда вы и ребенок подражаете друг другу, попробуйте слова из двух разных простых слогов (с такими согласными, как п, т, к, б, д, г, м, н, а также мягкими их вариантами п, т, к, б, д, м, н, л,; других согласных или сочетаний из двух согласных ребенок в этом возрасте просто еще не может произнести).

 

Адаптация процедуры:

Дети с нарушениями зрения: ребенок с серьезными нарушениями зрения часто оказывается прекрасным имитатором, но плохо связывает слова с предметами, которые они называют. Даже работая над подражанием, найдите возможность объяснять ребенку значения слов, произнесению которых он подражает.

Дети с нарушениями слуха: если ребенок не может имитировать ваш звук или очень медленно осваивает такую имитацию, сделайте особый акцент при выполнении данного задания на имитации стандартных жестов. Всегда используйте жесты, говорите с ребенком и наблюдайте за его попытками подражания. Покажите, как вы довольны его попытками, и попытайтесь подчеркнуть понимание значения, даже если имитация не совсем точная (например, если ребенок имитирует жест «печенье», скажите: «Да, правильно, печенье», - повторив знак еще раз и давая ребенку печенье).

Дети с двигательными нарушениями: если ребенок с двигательными нарушениями не может подражать вам ни голосом, ни движениями, уберите это задание и все последующие пункты из данного раздела программы развития ребенка.

 

Критерий: В нескольких ситуациях ребенок имитирует знакомые двусложные слова, состоящие из разных слогов, или, если у ребенка имеются нарушения слуха, имитирует два жеста, заменяющие слова.

 

Область: 11. Имитация. Звуки и жесты

Поведение: 11m. Имитирует новые односложные слова

 

Материалы: Обычная обстановка дома или в группе.

 

Процедура и использование в повседневной жизни:

 

Говорите ребенку о происходящем вокруг. Следите за тем, что или кто вызывает интерес ребенка. Называйте эти предметы или людей, описывайте события. Когда вы произнесете название или имя, сделайте паузу и посмотрите, не попытается ли ребенок это повторить. Если ребенок пробует подражать, повторите это слово еще раз, и сделайте так, чтобы ребенок приблизился к обозначаемому этим словом предмету или лицу. Пусть ребенок возьмет этот предмет, потрогает его или другим способом его обследует. Пусть он познакомится с человеком, чье имя он пытается произнести. Иначе говоря, учите ребенка не только слову, но обязательно одновременно связывайте звучание со смыслом, т.е. С самим предметом.

Не забывайте четко артикулировать, позволяя ребенку видеть ваше лицо. Помните об интонации. Она должна быть более эмоциональной - «яркой и выпуклой».

 

Адаптация процедуры:

Дети с нарушениями слуха: говорите с ребенком не меньше, чем с детьми, не имеющими слуховых нарушений. Сопровождайте вашу речь жестами, обращая на жесты особое внимание (например, делая жесты медленно и четко), когда вы называете предметы или людей. Наблюдайте за попытками ребенка имитировать жесты и показывайте свое удовольствие от его стараний.

Если ребенок учится имитации очень медленно, сделайте жест, а потом физически направьте ручку ребенка, чтобы повторить его, затем снова сделайте жест и подождите, пока ребенок повторит его самостоятельно.

 

Критерий: Ребенок повторяет большую часть новых односложных слов или, если у него имеются нарушения слух, имитирует большинство простых жестов.

 

Область: 11. Имитация: Звуки и жесты

Поведение: 11n. Имитирует знакомые слова, услышанные в беседе взрослых (или жесты, увиденные во время разговора других)

 

Материалы: Обычная обстановка дома или в группе.

 

Процедура и использование в повседневной жизни:

 

Наблюдайте за ребенком, когда вы разговариваете с другим человеком. Он может прислушиваться к беседе и повторять некоторые слова. Также обратите внимание на звуки, которые произносит ребенок после окончания беседы. Он может практиковаться в произнесении некоторых из услышанных им слов. Попытайтесь понять, чем руководствуется ребенок, отдавая предпочтение определенным словам. Что важнее для него: звучание слова (простота и удобство его произнесения) или его смысл. А может быть, важнее всего ваше употребление этого слова, ваше эмоциональное отношение к тому, что этим словом обозначается или то воздействие, которое оказывает на вас произнесение этого слова ребенком.

 

Адаптация процедуры:

Дети с нарушениями слуха: говоря в присутствии ребенка, используйте жесты, даже если ваши собеседники не знакомы с системой жестового языка. Понаблюдайте, пытается ли ваш ребенок повторить один или несколько жестов, увиденных во время вашего разговора.

 

Критерий: В нескольких ситуациях ребенок повторяет знакомые слова (или, если у него имеются нарушения слуха, жесты), услышанные во время разговора взрослых.

 

Область: 11. Имитация: Звуки и жесты

Поведение: 11о. Имитирует звуки окружающей среды во время игры

Материалы: Обычная обстановка дома или в группе.

 

Процедура и использование в повседневной жизни:

 

Когда вы играете с ребенком или читаете ему, изображайте, как «говорят» разные животные и какие звуки издают разные предметы (паровозы, машины и т.д.) Например, скажите: «му-у», «ав-ав», «мяу», показав на корову, собаку и кошку. Дети обычно любят такие звуки и с удовольствием их произносят. После того как вы произнесли один из таких звуком, подождите и послушайте, не попытается ли ребенок его повторить. Возможно, он сделает это несколько позже, когда будет играть с соответствующей игрушкой.

 

Адаптация процедуры:

Дети с нарушениями зрения: помогите ребенку ассоциировать звуки с предметами/животными, которые их издают, при помощи исследования на ощупь. Например, ребенок будет подражать звуку мотора, исследуя на ощупь машинку и обнаружив у нее колеса.

Дети с нарушениями слуха: это упражнение может быть неподходящим для ребенка с серьезными нарушениями слуха. Однако стоит попробовать отметить реакцию ребенка на звуки окружающего мира, как это было описано выше. Ребенок может слышать некоторые звуки и получать удовольствие от подражания им.

 

Критерий: Ребенок имитирует несколько разных звуков окружающего мира во время игры.

 

Область: 11. Имитация: Звуки и жесты

Поведение: 11р. Имитирует предложения из двух слов.

 

Материалы: Обычная обстановка дома или в группе.

 

Процедура и использование в повседневной жизни:

 

Когда ребенок начинает употреблять при общении больше отдельных слов, подчеркивайте и побуждайте его имитировать двухсловные и трехсловные предложения. Например, если ребенок говорит «кукла» и указывает на лежащую на столе куклу, вы говорите: «Дать куклу?» - и ждете, чтобы ребенок повторил. Или когда ребенок говорит «киса», смотря на кошку, вы говорите: «Красивая киса», и т.д. Всегда давайте ребенку понять, что вам нравится, когда он имитирует. Не забывайте о том, что ребенок всегда должен понимать смысл новых слов, которые вы вводите.

 

Адаптация процедуры:

Дети с нарушениями слуха: когда ребенок начнет использовать для общения простые единичные жесты, обратите внимание на двузнаковые последовательности, общаясь с ребенком. Понаблюдайте за попытками ребенка их повторить. Если имитация вызывает у ребенка затруднения, физически направьте его ручки, затем повторите последовательность и подождите, пока ребенок сделает еще одну попытку повторить.

 

Критерий: Ребенок имитирует несколько предложений, состоящих из двух слов, или, если у него имеются нарушения слуха, несколько последовательностей из двух жестов.

 

Область: 11. Имитация: Звуки и жесты

Поведение: 11q. Имитирует слова из трех слогов

 

Материалы: Обычная обстановка дома или в группе.

 

Процедура и использование в повседневной жизни:

 

В процессе обычного ежедневного общения ребенок слышит очень много слов из трех и более слогов. Обратите внимание на его попытки имитировать слова из трех слогов (например, бабушка, дедушка, тарелка, собака и т.д.) или фразы из двух коротких слов (киса там, пора спать и т.д.).

Произносите некоторые из таких слов или фраз более медленно и очень отчетливо. Смотрите на ребенка, приглашая его это повторить. Выражайте свое удовольствие, когда он это делает.

 

Адаптация процедуры:

Дети с нарушениями слуха: следует убрать данное упражнение из программы развития ребенка с серьезными нарушениями слуха, так как оно ему не подходит.

 

Критерий: В разных ситуациях ребенок имитирует несколько трехсложных слов.

12.

Ответы на коммуникацию

 

Эта глава посвящена тому, насколько хорошо ребенок воспринимает попытки других вступить в общение. Чувствительность матери к «прочтению ответов» ребенка очень важна и для выяснения того, как много ребенок понимает, и для развития ребенка в этом понимании. Чтобы научиться понимать значение «сообщений» взрослого, ребенок должен получать реакцию взрослого на свое прочтение этих «посланий».

Задача этого раздела — помочь взрослому быть более чувствительным к детским реакциям и обеспечить соответствующую стимуляцию коммуникативного развития ребенка. Однако нужно учесть, что бывает очень трудно «прочесть» сигналы некоторых детей, имеющих нарушения. К сожалению, во многих случаях ребенок, который кажется неспособным к ответным реакциям, «учит» взрослых с ним не разговаривать. Это можно заметить, если сравнить то, как взрослые общаются с двухлетним ребенком, имеющим нормальное развитие, и то, как взрослые общаются с двухлетним ребенком, имеющим нормальное развитие, и то, как они общаются с двухлетним ребенком, имеющим нормальное развитие, и то, как они общаются с неговорящим ребенком того же возраста с тяжелой формой церебрального паралича, несмотря на его нормальное когнитивное развитие. Важно, чтобы взрослые продолжали разговаривать с ребенком и жестикулировать нужным образом, даже если ответы ребенка отсутствуют или их трудно разобрать.

Необходимо понимать, что многие дети с проблемами в развитии будут в дальнейшем использовать альтернативную форму коммуникации. Важно поэтому обращать серьезное внимание на жесты и другие знаки, которые сопровождают речь.

 

Ответы на общение

 

a) Соответствующим образом реагирует на голос и на выражение лица.

b) Оборачивается, когда его зовут по имени.

c) Прекращает деятельность, когда его зовут по имени.

d) Делает заранее выученные задания по словесной или жестовой подсказке.

e) Отвечает, используя правильные жесты на «иди на ручки» и «пока-пока».

f) Реагирует на «нельзя» (прекращает действия).

g) Идентифицирует три разных предмета или человека, о которых говорят или на которых указывают.

h) Выполняют просьбу «дай мне» (устную и/или выраженную жестами).

i) Выполняет простые команды (устные и/или выраженные жестами).

j) Узнает наиболее знакомые предметы, когда их называют или указывают на них.

k) Адекватно отвечает «да» или «нет» на вопросы.

l) Идентифицирует две части тела, когда их называют или указывают на них.

m) Приносит по просьбе предметы, находящиеся в той же комнате.

n) Узнает изображения (на картинках), по крайней мере, четырех животных, когда их называют или указывают на них.

o) Узнает 15 или более знакомых предметов по их изображениям (на картинках), когда их называют или указывают на них.

p) Понимает два или более названий категорий.

q) Идентифицирует пять частей тела, когда их называют.

r) Правильно выполняет три состоящие из двух частей команды, касающиеся одного предмета.

s) Выполняет три различные команды, состоящие из трех частей.

 

Область: 12. Ответы на коммуникацию

Поведение: 12а. Соответствующим образом реагирует на голос и на выражение лица

 

Материалы: Обычная обстановка дома или в группе.

 

Процедура и использование в повседневной жизни:

 

Часто говорите с ребенком. Выражайте ваши чувства естественным образом и старайтесь соответствующе реагировать на различаемые вами эмоции ребенка. Например, если ребенок вас кусает (так же как кусает все, что попадается в рот), нахмурьтесь и скажите твердо: «Нет, мне так больно!», или, если ребенок капризничает, отказывается от чего-то из еды, скажите: «О! Это было невкусно?», преувеличивая голосом и выражением отвращения.

 

Примечание: Сами того не подозревая, многие взрослые слишком подчеркивают выражение лица, разговаривая с ребенком. Это, возможно, помогает ребенку связывать выражение лица с другими событиями и, без сомнения, это полезно. Послушайте себя и посмотрите на себя в зеркало. Если вы ничего не выражаете мимикой, то попробуйте сознательно изменить ее.

 

Адаптация процедуры:

Дети с нарушениями зрения: тон голоса будет особенно важен при работе с таким ребенком. Особое внимание уделяйте чувствам, которые передаются через тон голоса во время общения с ребенком.

Дети с нарушениями слуха: при общении с таким ребенком будет особенно важно выражение лица. Следите за этим во время общения с ребенком.

 

Критерий: Ребенок соответствующим образом реагирует на тон голоса и / или выражение лица, передающие как минимум два разных эмоциональных состояния. Например, ребенок может смотреть мрачно, когда ребенок говорит сердито и обиженно, испуганно, когда взрослый боится, восторженно, когда взрослый испытывает восхищение или улыбаться, когда взрослый счастлив или смеется. Как минимум еще один взрослый должен подтвердить, что ребенок по-разному реагирует на разный тон голоса и выражение лица того, кто за ним ухаживает.

 

Область: 12. Ответы на общение

Поведение: 12b. Оборачивается, когда его зовут по имени

Поведение: 12с. Прекращает деятельность, когда его зовут по имени

 

Материалы: Обычная обстановка дома или в группе.

 

Процедура:

 

Независимо от того, насколько ребенок мал, называйте его по имени, когда разговариваете с ним.

Зовите ребенка по имени, когда хотите привлечь его внимание. На первых порах ребенок будет реагировать на сам голос. Однако постепенно именно имя будет ассоциироваться у него с тем, что пытаются привлечь его внимание.

 

Примечание: Во многих семьях дети имеют два, а то и больше прозвищ, помимо их собственного имени. Детям очень часто нравятся эти прозвища. Нет ничего плохого. Что вы используете их, но очень важно, чтобы вы называли ребенка по имени чаще, чем по прозвищу, до тех пор пока ребенок не будет узнавать свое имя.

 

Адаптация процедуры:

Дети с нарушениями зрения: ребенок с нарушениями зрения будет медленно учиться поворачиваться на зов взрослого, если он при этом не видит зовущего. Работайте над тем, чтобы ребенок поворачивался к вам лицом, услышав ваш голос, совмещая с данным заданием развитие навыков слуховой локализации, описанных в главе 3 «Слуховая локализация и постоянство предметов».

Обеспечьте осязательную обратную связь, когда вы позвали ребенка. Стойте рядом, когда зовете ребенка, затем дотянитесь до него и прикоснитесь к нему, направляя его ручки к вашему лицу. Помните, что локализовать звук легче по сторонам, чем посередине, спереди или сзади.

Дети с нарушениями слуха: в зависимости от серьезности слуховых нарушений ребенка, он может быть неспособен отозваться на свое имя. Всегда используйте «жест, соответствующий имени» ребенка, произнося его имя, или найдите другой способ привлечь его внимание, если это необходимо. Например, иногда ребенок может слышать хлопок в ладоши, но не может слышать голос. Можно использовать хлопок, чтобы привлечь его внимание, а потом нужно показать жест, соответствующий имени ребенка. Обязательно используйте постоянный жест, чтобы ребенок выучил, что он значит. «Посмотри на меня, я тебе что-то скажу...»

Дети с двигательными нарушениями: ребенок с двигательными нарушениями может быть неспособен повернуться на ваш оклик. Возможно, вы столкнетесь с тем, что ответная реакция ребенка на зов очень замедлена. Обязательно дайте ему достаточно времени, чтобы ответить на ваш зов прежде, чем вы его повторите.

 

Критерий для 12b: Ребенок часто поворачивается на голос, когда произносят его имя (или, если у ребенка имеются нарушения слуха, он поворачивается на какой-либо другой сигнал и смотрит на взрослого, чтобы увидеть жест, обозначающий его имя).

 

Критерий для 12с: Ребенок часто прекращает свои занятия, услышав свое имя (или, если у ребенка есть нарушения слуха, он прекращает свою деятельность в ответ на жест, что использовался в пункте 12b).

 

Область: 12. Ответы на общение

Поведение: 12d. Делает заранее выученные задания по словесной или жестовой подсказке

 

Материалы: Обычная обстановка дома или в группе.

 

Процедура:

 

Во время игры выберите какое-нибудь действие из тех, которые ребенок уже умеет делать (например, целоваться, обниматься, хлопать в ладоши, делать «ладушки»). Попробуйте вызвать у него это действие только при помощи слов. Например, скажите: «Ладушки-ладушки», - но при этом сами не делайте соответствующих движений. Подождите немного и посмотрите, будет ли ребенок хлопать ладошками. Если да, то продолжите эту игру. Если нет — повторите: «Ладушки-ладушки», - и сами начните выполнять движения или похлопайте ручками малыша, взяв их в свои. После этого можете поиграть. В следующий раз, выполняя данную процедуру, снова начните только со слов.

Если ребенок еще не принимает участия в действиях, которые ему предлагается произвести по словесному намеку, начните с игр, которые можно использовать подобным образом. Например, поцелуйте ребенка, а затем скажите ему: «Поцелуй меня!» - и прижмите лицо к нему; или прижмитесь так, чтобы ребенок ртом касался вашего лица, и обнимите его.

Можно попробовать и другие игры. Спросите: «Какой у нас большой (имя ребенка)? Вот какой большой!» (и потяните ребенка за ручки, чтобы он поднял их над головой); «Давай пускать пузыри! (надуйте щеки и подождите, чтобы ребенок повторил ваше действие); или «Тук-тук» (как будто вы стучите по столу, пусть ребенок повторит).

 

В повседневной жизни:

 

Вы можете использовать эти игры в течение дня, когда ребенок требует внимания к себе. Научив ребенка играть в эти игры по словесной подсказке, вы всегда сможете отвлечь его на короткий период времени, когда сами заняты другими делами.

 

Адаптация процедуры:

Дети с нарушениями слуха: сопровождайте свои слова жестами и знаками, играя с ребенком.

Дети с двигательными нарушениями: попробуйте придумать такие игры, которые подходят для ребенка с ограниченными двигательными способностями. Если ребенок не может сам двигать руками и ногами, можно придумать игру, где задействованы движения глаз. Например, держа его ручку в разных положениях, говорите: «Посмотри вверх, посмотри вниз, вправо, влево, а теперь вокруг!» - и обведите пальцем круг на животике ребенка, щекоча его. Этот тип игры будет не только развлечением для ребенка, но и разовьет у него способность «указывать глазами», которая потом будет использована ребенком при коммуникации.

 

Критерий: В нескольких ситуациях ребенок делает прежде выученное действие по словесной или жестовой подсказке.

 

 

Область: 12. Ответы на коммуникацию

Поведение: 12е. Отвечает, используя правильные жесты на «иди на ручки» и «пока-пока»

 

Материалы: Обычная обстановка дома или в группе.

 

Процедура и использование в повседневной жизни:

 

Сопровождайте эти фразы соответствующими жестами (протяните к ребенку руки, помашите рукой).

Скажите: «Иди сюда», - и протяните руки, но не трогайте ребенка. Пусть он сам протянет вам свои ручки. Если он этого не сделает, возьмите его ручки в свои и подержите их так одну-две секунды, прежде чем вы возьмете ребенка на руки. Потом только касайтесь руки ребенка, а затем просто ждите, чтобы ребенок сам протягивал вам ручки.

Используйте аналогичную процедуру, чтобы научить показывать «пока-пока». Когда кто-то уходит, скажите: «Пока-пока», - и помашите ему рукой. Возьмите ручку ребенка и помашите ею, говоря то же самое. Постепенно уменьшайте физическую помощь ребенку так, чтобы он уже самостоятельно махал рукой, слыша «пока-пока» или реагируя на ситуацию.

 

Адаптация процедуры:

Дети с нарушениями зрения: возможно, ребенку будет трудно распознать ситуацию расставания, когда куда-то уходят другие люди. Поэтому он сначала научится говорить «пока» в ответ на прощание с ним, когда он куда-то уходит.

Дети с нарушением слуха: сопровождайте свои слова жестами, когда учите ребенка вышеописанной процедуре.

Дети с двигательными нарушениями: если ребенок не может в силу двигательных нарушений освоить жесты «иди сюда» и «пока-пока», уберите данное задание из плана, но продолжайте строить модели поведения. Эти естественные жесты помогут ребенку понять значение соответствующих слов.

 

Критерий: Ребенок часто реагирует соответствующими жестами на слова «иди сюда» и «пока-пока».

 

Область: 12. Ответы на общение

Поведение: 12f. Реагирует на «нельзя» (прекращает действия)

 

Материалы: Обычная обстановка дома или в группе.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.