Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работа со сном






 

 

С.: Я собираюсь показать интервью и демонстрацию. Я намерен продемонстрировать способ работы со снами, а потом отвечу на несколько вопросов о снах вообще.

 

Существует очень много способов понимания снов; но сегодня вечером я собираюсь сфокусироваться только на одном способе. Сейчас мне нужен доброволец, у которого есть очень короткий сон, которым он хотел бы поделиться. Сон должен быть коротким, иначе мы просто не закончим с ним в связи с ограниченностью отрезка времени, которым мы располагаем. Итак, есть ли у нас доброволец? О! Елена.

 

Е.: Это был такой интересный сон: я летела. Все, наверное, летали во сне. Я летела над какими-то лесами и полями, в определенном направлении, в определенную страну, с определенной целью. Сначала я летела над лугами и лесами, а потом над какой-то интересной землей, где прямо на земле стояли человеческие головы громадной величины, сделанные из серого камня, и рядом с ними стояли сделанные из серого камня церкви, примерно такого же размера, как головы. То есть земля везде вокруг была серая, и эти огромные лица стояли на поверхности, и церкви. Все это было в основном в серых тонах, хотя иногда какие-то цвета прослеживались — но это были такие старые цвета, какие-то облупившиеся... старые, неяркие цвета. И я летела над этой землей, и моей целью было искупаться в... каком-то водоеме, я не знаю, это был океан или море. Но когда я прилетела и приблизилась к морю — не знаю почему, но вода была грязная, и люди сказали мне: " Ты не должна там купаться, не опускайся ни в коем случае к воде, потому что это опасно, потому что с этой водой что-то не в порядке, ты ударишься... просто, может быть, что-то с твоей спиной... там какие-то животные, просто что-то опасно". Но я все-таки словно... я летела, и я просто как бы позволила себе...

 

С.: Нырнула?

 

Е.: Нырнула, да, но не очень глубоко, просто чтобы коснуться воды — потому что я думала, что это очень важно, я знала, что мне обязательно нужно это сделать. Я... Вода была грязная, с камнями, и все такое — поэтому я просто позволила себе слегка коснуться ее, и потом опять взлетела и полетела дальше прочь. И мой полет был точно как плавание — я делала те же движения, что при плавании.

 

С.: Спасибо. Мы используем это.

 

Сейчас я намерен сделать вступление. Многие психотерапевты находят использование снов очень полезным. Другие хотели бы использовать сны — но понятия не имеют, как с ними работать. Вот техника, которой можно пользоваться и с двумя людьми, и с пятью десятками человек; ее можно использовать и с начинающими, и с опытными людьми; она защищает приватность сновидца и удерживает от навязывания сновидцу интерпретаций, и к тому же все в группе получают от нее какую-то пользу.

 

Елене понадобится листок бумаги и карандаш.

 

Эта процедура очень структурирована, она включает в себя шесть шагов. Некоторым она не нравится из-за структуры; никто и не обязан ее использовать. Я намерен ее преподать, потому что эта техника очень легка для научения. И я собираюсь очень жестко соблюдать структуру.

 

Первый шаг — изложение сна сновидцем. Переходим теперь ко второму шагу. Мы задаем Елене вопросы по поводу того в ее сне, что нам неясно. Мы не можем спрашивать ее о том, когда она видела сон; мы не можем просить ее проинтерпретировать сон. Нас интересует только сам сон. Например, я хотел бы знать, какие цвета в нем присутствовали.

 

Е.: В основном серый. Когда я летела над полями — это был зеленый. Там были какие-то цвета, но они были тусклые.

 

С.: У кого-нибудь есть вопрос по поводу содержания сна?

 

Р-И.: Она сказала, что видела головы на земле?

 

Е.: Да. Головы на земле, и церкви того же размера, что и головы. Как головы, так и церкви были странного размера. Церкви были слишком маленькие для церквей, а головы были большие.

 

С.: Какой была твоя эмоция во сне?

 

Е.: Что-то... Ну, я чувствовала, что это что-то странное - но это не было неприятно. Может быть, что-то вроде отстраненности — знаете, как мертвый город; может быть, искусственный город. Люди там не живут.

 

Р-И.: Там не было людей?

 

Е.: Нет. Сделанный, специально сделанный.

 

— Ты летела высоко над...

 

Е.: Нет, не очень высоко. Очень близко.

 

— Что ты почувствовала, когда коснулась воды?

 

Е.: М-м... Я чувствовала, что должна это сделать, потому что это была моя цель.

 

Р-И.: Но ты не погрузилась в воду?

 

Е.: Нет. Я только коснулась ее своим телом — точнее, спиной. Я думала, что касаться ее лицом и животом слишком опасно.

 

— А летела ты вниз лицом?

 

Е.: Да.

 

Р-И.: Как это может быть - лицом вниз, а прикоснулась спиной?

 

Е.: М-м... Я не знаю. Как-то вот так. Может быть, я просто повернулась.

 

— Ну, а как ты ее почувствовала? Она была холодная?

 

Е.: Нормальная. Она была серая и, может быть, грязная, с чем-то... Она была, я думаю, просто температуры тела. И это было очень быстрое прикосновение.

 

Р-И.: Ты видела что-нибудь в воде?

 

Е.: Камни. И там было глубоко.

 

Р-И.: И как это закончилось?

 

Е.: Я коснулась воды и просто быстро поднялась и улетела прочь. Но я летела, словно плыла.

 

— Какое-то чувство у тебя было, когда ты плыла?

 

Е.: Приятное.

 

— Кончился мертвый город — как ты его назвала — и сразу началась вода или было что-то еще?

 

Е.: Нет, город был возле воды. И я думаю, там были какие-то люди на берегу, потому что они мне сказали: " Ты не должна этого делать, это опасно".

 

— Люди чем-то отличались от тебя?

 

Е.: Они были серой массой, их не было по отдельности. Может быть, это были голоса; что-то вроде этого.

 

С.: Теперь мы переходим к третьему шагу. Здесь мы воспользуемся своим воображением и интуицией. Нам всем предстоит представить, что прошлой ночью мы видели этот сон, и нам предстоит говорить о нем так, как если бы это был наш сон; а Елена будет молчать. Однако она будет делать кое-какие заметки. Иногда кто-то из нас будет говорить нечто, имеющее для нее смысл, — это она будет записывать. Остальное — наше личное дело: использовать наши собственные символы, наши собственные метафоры для описания того, что этот сон мог бы значить для нас.

 

Позвольте мне предложить вам несколько примеров. " Если бы это был мой сон, то полет выражал бы поднимание над моими проблемами". " Если бы это был мой сон, то серая вода выражала бы загрязнение земли и мою злость по поводу этого загрязнения".

 

Вы можете реагировать на весь сон в целом или на одну маленькую его часть; вы можете реагировать столько раз, сколько вам угодно, или не реагировать вовсе. Уловили идею?

 

Итак, пусть у нас будет доброволец, который представит, что это был его или ее сон, и сделает утверждение о нем. Нет неправильных или правильных ответов, так что никому нет нужды стесняться.

 

Чтобы помочь, я сделаю еще одно утверждение: " Если бы это был мой сон, я был бы потрясен тем фактом, что во сне не было других живых людей, кроме меня. И я обратился бы к той части моего прошлого, которая мертва ныне — и я оставляю ее позади, переходя к другим вещам".

 

Теперь давайте послушаем кого-нибудь еще из группы.

 

—Если бы это был мой сон, то каменные головы были бы каким-то напоминанием об умерших.

 

—Если бы это был мой сон, то я, возможно, интерпретировала бы его таким образом: есть какая-то проблема, которую, возможно, я пытаюсь решить; но вот то, что вода грязная, что это опасно, может означать как бы то, что сознание не тем занято — или, возможно, не те пути использует.

 

С.: Еще, вы знаете, лидер группы не выносит никаких суждений по поводу любой из этих реакций. Единственный, кто выносит суждения — это сновидец, и она придерживает свои суждения до более позднего момента в процессе.

 

Теперь мы можем послушать кого-нибудь еще.

 

—Если бы это был мой сон, то церкви были бы не похожи на обычные церкви. Они были бы сделаны как бы из единого куска камня. Они были бы монолитные.

 

—Если бы это был мой сон, то береговая линия была бы для меня, видимо, границей между прошлым и водой, тем, что у меня в настоящем.

 

—А для меня эта граница между водой и землей означала бы границу между тем, что я знаю о себе, и тем, чего я о себе не знаю.

 

—А я бы подумала — если бы мне приснился такой сон — о том, к чему я в данный момент стремлюсь; и, видимо, это мое стремление в какую-то не в ту сторону, раз оно кончается грязной водой, соприкосновение с которой в конечном итоге не приносит мне удовлетворения.

 

— Если бы это был мой сон, я бы очень боялась упасть на церкви. У меня был бы страх перед тем, что они меня проткнут.

 

С.: Если бы это был мой сон, я был бы поражен церквями и головами, сделанными из камня. Церкви меньше, чем они должны быть; головы больше, чем они должны быть. И для меня это комментарий к современной религии. Эго руководителей церкви очень, очень велико; духовность церкви очень мала. Так что я не могу обратиться к церкви, как к ответу на мои проблемы: это привело бы меня в мрачную воду. Так что я поворачиваюсь к этому спиной и улетаю прочь.

 

— А можно задать еще вопрос, уточнить? Была ли на тебе какая-то одежда?

 

Е.: Может быть нет, потому что прикосновение было к коже спины.

 

Р-И.: Если бы это был мой сон, я наслаждалась бы движениями полета, тем, что у меня есть свобода быть НАД происходящим. Головы и церкви воплощали бы для меня прошлое, уже случившееся — нечто, чего я не могу изменить. Мне нужно возвращаться в настоящее, я могу оставить это в прошлом и вспоминать об этом. А затем полет над грязной водой: мне может понадобиться участвовать в неприемлемых для меня ситуациях; но поскольку я сохраняю свою целостность, как личности, и не теряю движения полета — постольку это лишь заденет мою кожу, но не пристанет ко мне. Мне очень нравится сон, потому что он выразил свободу и движение.

 

—Если бы это был мой сон, я бы, наверное, внимательно вгляделся в черты этих каменных голов. Я думаю, это были бы знакомые лица. И мне, несомненно, было бы приятно; несмотря на предупреждение об опасности, я все-таки коснулся бы воды, потому что мне это было бы нужно, и тем не менее поднялся бы и полетел дальше.

 

—Если бы это был мой сон, то я подумал бы о том, что по-прежнему нахожусь в поиске того места, где я смог бы приземлиться и которое оказалось бы моим местом. И то, что я пробую до сих пор, как прикосновения, как варианты — это возможности, которые не столь для меня привлекательны. И что мой поиск еще не завершен, скажем так. Мой полет еще пока продолжается.

 

С.: Да, это близко к моей интерпретации, потому что в конце сна происходит очень интересный ритуал: я переворачиваюсь и быстро касаюсь своей спиной воды — а затем продолжаю движение. Это как будто моя семья и общество принуждают меня следовать определенному пути в моей жизни — но это что-то, что не есть на самом деле мое личное желание. Однако я быстро касаюсь этой воды, так что всегда могу сказать им: " Да, я это испробовал, и это не вызвало очень приятных ощущений". И тогда я сохраняю свою свободу и продолжаю двигаться своим путем.

 

Последний шанс: кто-нибудь еще?

 

Тогда мы переходим к шагу номер четыре. Здесь мы возвращаем сон сновидцу, и сновидец может сказать нам столь мало или столь много, сколь захочет, о том, чему она научилась. Иногда эта дискуссия вскрывает нечто очень личное и эмоциональное для сновидца, и тогда сновидец просто скажет: " Большое спасибо, но я не хочу обсуждать это далее". И тогда группа принимает это суждение и завершает процесс. Может быть, будет какое-то время в будущем, когда сновидец захочет обсудить это, но это ее дело.

 

Иногда сновидец очень рад обсудить сон и то, чему он научился из сна — и тогда все с большим интересом слушают.

 

Иногда сновидец говорит: " Большое спасибо, но я ни с кем из вас не согласен. Позвольте мне сообщить вам мою интерпретацию сна". И она выступает с чем-то, совершенно отличным от всего остального. Однако, опять же, это — ее привилегия.

 

Так что мы посмотрим, каким путем последует Елена; мы позволим ей сделать следующее утверждение.

 

Е.: Я была удивлена некоторыми догадками. Например, Ольга, сказавшая, что церкви были сделаны из единого куска камня; и кто-то сказал, что мне было страшно налететь на эти церкви. Это что касается самого сна. Что касается объяснения — мне очень понравилась мысль о том, что это было подобно прошлому; но тем не менее я понимаю эту воду и мое прикосновение к ней как какого-то рода очищение. Хотя она была грязная и опасная. Как будто я освободилась от чего-то. Хотя теперь я не знаю, может быть, это был необходимый для меня шаг, который я должна сделать. Я не знаю. Некоторые люди сказали, что я вы­брала неверное направление, неверную цель для себя — и это тоже нормально прозвучало. Вот. Это все.

 

С.: О'кей. Сейчас мы переходим к шагу номер пять. Теперь это — наш шанс продолжить дискуссию с Еленой. Мы можем задавать ей еще вопросы, предлагать другие интерпретации — и просто посмотрим, что произойдет. Теперь это совершенно непредсказуемо. Итак, есть ли у кого-нибудь вопросы или какие-либо идеи? Если да — просто высказывайтесь.

 

Р-И.: Почему ты думаешь, что направление может быть неверным? Откуда пришло сомнение?

 

Е.: Потому что вода была грязная.

 

Р-И.: Но ты чувствовала себя очистившейся ею?

 

Е.: Ну да.

 

Р-И.: Это противоречие.

 

Е.: Не знаю.

 

С.: Вот видите, это именно тот тип вопроса, который очень полезен на этом этапе. Мы подвергаем сон сомнению, чтобы немного яснее понять некоторые из этих вещей и, может быть, продвинуть ее интерпретацию на один шаг вперед.

 

— Как ты узнала, что вода грязная, и в то же время что глубина большая? Это было ощущение, что глубоко, или это было видно?

 

Е.: Потому что она была грязная, и видны были только вертушки камней.

 

Р-И.: Ты не могла видеть, что она глубокая.

 

Е.: У меня просто было ощущение, что она глубокая.

 

Р-И.: Может быть, ты боялась?

 

Е.: Может быть.

 

— А вода была просто мутная? Или там были какие-то обломки?

 

Е.: Нет, просто грязная. И камни.

 

Р-И.: Ничего не плавало на поверхности?

 

Е.: Нет. Вода двигалась.

 

— Когда Елена сказала, что она очистилась, у меня возник вопрос: может быть, это было не очищение, а вроде как бы полнила какой-то долг и, уже спокойная, освобожденная, полетела дальше?

 

Е.: Да, у меня действительно было ощущение, что я должна это сделать — что я должна что-то с себя снять, поэтому... Может быть, это было даже хорошо для меня, что вода была грязная: она заберет у меня какую-то грязь — и это не так заметно.

 

— Кажется, если бы я хотел очиститься от чего-то своего, что было сделано мной неправильно в прошлом, — я бы, наверное, постарался омыть лицо... спиной, может быть, в том случае, если бы то, что мне мешало, было мне навязано кем-то со стороны.

 

Е.: Может быть.

 

С.: Вы знаете, это в точности соответствует моей интерпретации: я освобождаю себя от чего-то, что было мне навязано. Но из-за моего обусловливания все равно присутствует ощущение, что, может быть, я делаю неправильные вещи. Так что я наблюдал бы за своими снами в последующие несколько ночей и посмотрел бы, не будет ли у меня дополнительных снов, которые продвинут эту свободу на один шаг вперед.

 

Р-И.: Если бы это был мой сон, то вода, весьма вероятно, была бы подсознанием — тем, чего я не знаю; и я боюсь, что может появиться что-то неприятное, чего, может быть, лучше не трогать. Я поворачиваюсь спиной и только слегка касаюсь этого, не вмешиваясь. То есть это ощущение репрессии или супрессии, лишь легкого прикосновения. Если я слишком пристально всмотрюсь в это, оно может изменить весь мой путь, может стать бременем, которое я не захочу нести; и я не хочу иметь с этим дело.

 

Е.: Это здорово звучит.

 

— Если бы у меня был этот сон, то у меня могла бы появиться еще такая мысль по его поводу. Я могла бы заинтересоваться: вот эти головы, которые стояли, — это отдельные головы, или там, под землей, есть остальное тело?

 

Е.: Мне это в голову не приходило.

 

— Если бы это был мой сон, и я бы попыталась для себя его интерпретировать, то самым главным для меня было бы — мои чувства и ощущения, когда я летела над головами и церквями. Когда ты над серыми людьми... когда они говорили тебе свое предостережение... И — самое главное — что ты чувствовала и ощущала до прикосновения, во время и после него.

 

Е.: Это вопрос?

 

— Нет, я только говорю, что это было бы важно — детально вспомнить, что ты чувствовала и ощущала.

 

С.: Я думаю, мы должны перейти к последнему шагу. На последнем шаге сновидцу разрешается сделать последнее утверждение. Иногда сновидец просто говорит " спасибо". Иногда сновидец делает обзор того, чему он научился. Иногда сновидец упоминает о каких-то вопросах, еще оставшихся у него без ответа, над которыми он будет работать в будущем. Но это — абсолютно на усмотрение сновидца.

 

Итак, теперь у Елены будет последнее слово.

 

Е.: Прежде всего, спасибо. А во-вторых, мне очень понравилась та интерпретация, что эта вода воплощает подсознание или что-то вроде этого. То есть я просто... Я делаю это, потому что я, может быть, должна как-то к этому прикоснуться, должна к этому приблизиться, но я действительно просто боюсь нырять или углубляться туда. Так что я делаю это, потому что должна — а потом свободно улетаю прочь — в небо, в луга, куда угодно.

 

С.: В следующий раз можешь нырнуть — в следующем сне.

 

Я хочу поблагодарить Елену за то, что она помогла нам. Она заслуживает аплодисментов. (Аплодисменты группы).

 

Я думало, что теперь вы можете видеть, каким образом эта техника может быть полезна сновидцам: мы " вытянули" интерпретацию из Елены, и было несколько наших предложений, которые для нее действительно что-то значили.

 

Одновременно мы все контактируем с нашим собственным подсознанием. Мы работали с нашими собственными символами и метафорами. Это — нечто, способное помочь всем остальным.

 

Это можно делать в большой группе, как у нас сегодня; но это также можно делать вдвоем — терапевт и клиент, два друга, родитель и ребенок и так далее.

 

Р-И.: Можно даже наговорить на магнитофон и потом прослушать себя с магнитофона.

 

С.: Я хотел бы закончить, вернув ваше внимание к утреннему семинару. Вы помните, как мы начали с рисунков, которые вы делали для Айлин. Теперь закройте глаза и позвольте мне провести вас по тем шагам, которые вы использовали бы, если бы это был сон — вместо рисунка.

 

Вы могли бы выбрать сон, в котором присутствует сильная эмоция; вы нашли бы эмоцию в своем теле; вы дали бы этой эмоции какого-то рода название, как " грусть" или " счастье"; вы взяли бы эту эмоцию назад в прошлое, к переживанию из вашей жизни наяву — обычно из детства или отрочества.

 

Вы заметили, что я говорил " жизни наяву", а не " реальной" жизни — потому что я думаю, что сон столь же реален, сколь и жизнь наяву.

 

Так что вы находите переживание из жизни наяву и вспоминаете о нем все, что можете. Спросите себя, когда оно произошло, где оно произошло и кто там был? Каким образом оно повлияло на вашу жизнь — может быть, участвуя в комбинации сходных переживаний? И как вы могли бы выразить этот урок одним предложением?

 

Затем вы определили бы личный миф. Вы спрашиваете себя, все ли еще этот личный миф влияет на вашу жизнь, и помогает ли он вам, причиняет ли боль, или немножко и того, и другого.

 

Потом вы берете этот личный миф, " накладываете" его на сон и смотрите, помогает ли вам этот личный миф лучше понять сон.

 

Потом вы берете переживание из жизни наяву, " накладываете" его на сон и смотрите, помогает ли это лучше понять сон.

 

А потом есть еще один важный шаг: вы берете эмоцию, противоположную той, которую вы ощущали во сне, находите ее в своем теле, даете ей имя и берете ее назад во времени. Вы определяете переживание из жизни наяву, содержащее противоположную эмоцию; определяете личный миф, родившийся из этого опыта; смотрите, объясняет ли этот миф ваш сон и объясняет ли ваш сон опыт из жизни наяву.

 

Так что вы можете использовать столь много или столь мало из этих шагов, сколь вы хотите; но вы будете удивлены тем, сколь часто противоположная эмоция помогает понять сон, потому что иногда сон — это попытка воссоединить имеющиеся у вас полярные мифы или, по крайней мере, продемонстрировать вам, что существует мифологический конфликт, разворачивающийся в вашей душе.

 

Вот так мы берем упражнение, которое вы делали утром, и используем его, чтобы помочь понять сон. Таковы основные шаги; и вы можете провести за этим занятием столь мало или столь много времени, сколь вам угодно.

 

Нам предстоит завершить мое интервью через минуту-другую. Давайте посмотрим, нет ли у нас каких-либо завершающих вопросов.

 

Р-И.: Ты рекомендовал бы вести дневник снов?

 

С.: Да.

 

Р-И.: И записывать любой сон, даже если вы его не понимаете?

 

С.: Да, это превосходное предложение, и я, несомненно, посоветовал бы это.

 

Р-И.: И через некоторое время вы можете снова заглянуть и можете найти смысл.

 

С.: Да. В этой поездке я записываю свои сны каждое утро, и я...

 

— Есть динамика?

 

С.: О, да! Много динамики. Я очень благодарен, Рут-Инге, за внесение этого предложения.

 

— Что вы думаете о запрограммированных снах?

 

С.: Лично я нахожу, что мое подсознание лучше любой программы способно сказать мне, что мне надлежит увидеть во сне. Но если людям нравится это делать, и они находят это полезным — у меня особых возражений нет. Лично я не нахожу это необходимым. Рут-Инге?

 

Р-И.: Вот пример, рассказанный мне Джоном Перри. У него был клиент с повторяющимися ночными кошмарами — жуткими кошмарами. И он рекомендовал ему вернуться в этот кошмар следующей ночью. Это было еще более ужасно. Он рекомендовал ему вернуться снова. И тогда клиент сказал: " Смешная штука — там был кто-то рядом со мной! " Это было по-прежнему страшно, но где-то там был кто-то. Перри сказал: " Снова возвращайтесь в сон — следующей ночью". Следующей ночью у него был пистолет! Он мог себя защитить. Перри сказал: " Возвращайтесь в сон следующей ночью". Следующей ночью... его атаковала мусорная машина. " О'кей, — сказал Перри, — на этом можно остановиться. Мусорная машина. Мы справились". Возвращайтесь, возвращайтесь — пока вы не сможете себя защитить. И будет естественная динамика.

 

С.: Я должен сказать, это очень интересный способ работы с кошмарами.

 

Р-И.: Потому что вы близко знакомитесь с кошмаром — и тогда можете посмотреть сквозь него. В следующий раз — вода, ныряй глубоко в воду. Там есть много чего такого, что ты можешь обнаружить! Драгоценности! Ты же не знаешь...

 

— Как отделить действительно приснившееся клиенту от того, что он придумал — и сам поверил? От его фантазии? Или когда он сам не уверен? Иногда сам не знаешь, действительно это было во сне или уже потом кажется, что было.

 

С.: Да, есть люди, которые не могут провести различие между сном в ночное время и воображением во время бодрствования. Вот моя личная точка зрения по этому поводу: я просто не стану об этом беспокоиться. И то, и другое рождается из одного источника. И то, и другое воплощает работу подсознания. Я просто буду работать с тем, что принес клиент.

 

Большое спасибо за ваш приход и за высказанные сегодня полезные мысли.

 

Примечания:

 

  1. Все имена участников изменены в связи с требованиями конфиденциальности.

 

  1. По англ. Тем же словом передается значение «твердый»

 

  1. Лев Минекес (организатор семинара и переводчик) – психотерапевт и преподаватель практической психологии

 

  1. Айлин Серлин – вела предшествующий семинар по танцевальной терапии и воображению





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.