Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В чем суть нового порядка возбуждения дел по налоговым преступлениям






Основная суть изменений, внесенных законом № 308-ФЗ, заключается в отказе от обязательности материалов налоговых инспекций в качестве источника информации о преступлении и повода для возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям. Из статьи 140 Уголовно-процессуального кодекса была исключена часть 1.1, которая содержала соответствующие положения. Тем не менее одним исключением этой нормы из закона изменения не ограничились.

Повод для возбуждения уголовного дела. Если раньше исключительным поводом для возбуждения дел по налоговым преступлениям были материалы налоговых инспекций, то сейчас таким поводом служат все источники, указанные в части 1 статьи 140 УПК РФ.


Здесь и далее под практикой применения упрощенного порядка имеется в виду практика, сложившаяся до декабря 2011 года (то есть до начала действия прежней редакции, которая усложнила следователям порядок возбуждения налоговых уголовных дел).

 

На практике чаще всего такими поводами являются заявления граждан (например, одного из сотрудников компании, которая уклоняется от уплаты налогов) или результаты оперативно-разыскной деятельности подразделений по борьбе с налоговыми преступлениями. При этом материалы налоговых инспекций по-прежнему считаются поводом для возбуждения уголовного дела. Однако сейчас они относятся к общей категории «сообщений о совершенном или готовящемся преступлении, полученных из иных источников». Налоговая инспекция вправе направить такие материалы при соблюдении ряда условий. Во-первых, если она приняла решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, во-вторых, направила ему требование об уплате налога, а налогоплательщик не исполнил его в течение двух месяцев со дня окончания срока исполнения требования. В-третьих, размер недоимки должен позволять квалифицировать деяние налогоплательщика как налоговое преступление (п. 3 ст. 32 НК РФ).


При частичной оплате недоимки по налогам налоговый орган все равно направляет материалы в следственные органы, поскольку такие недоимки подлежат оплате в полном объеме (письмо ФНС России от 29.12.12 № АС-4-2/22690).

 

Нужно отметить, что налоговая инспекция вправе направить материалы в следственные органы и в том случае, если налогоплательщик обжаловал в суд решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Документы направляются даже в тех случаях, когда суд приостановил исполнение такого решения (письмо ФНС России от 29.12.11 № АС-4-2/22500).

Действия следователя после получения информации о налоговом преступлении. Дальнейшие действия следователя после получения сообщения о налоговом преступлении регламентированы в статье 144 Уголовно-процессуального кодекса. Основное из них — проверка сообщения о преступлении. В ходе проверки следователь еще до возбуждения дела может проводить следственные действия, указанные в части 1 статьи 144 Уголовно-процессуального кодекса. Например, истребовать и изъять документы, назначить судебную экспертизу, потребовать проведения документальных проверок. Однако на практике следователь эти действия, как правило, не проводит и возбуждает уголовное дело на основании материалов, полученных в ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий (ОРМ).

Следователь, получив сообщение о налоговом преступлении от органа дознания (а именно он и проводит ОРМ), должен направить в налоговую инспекцию копию такого сообщения, иные документы и предварительный расчет недоимки. Эти документы следователь обязан направить не позднее трех суток с момента получения сообщения в налоговый орган, вышестоящий по отношению к той инспекции, в которой состоит на учете конкретный налогоплательщик. Как правило, это региональные управления ФНС России.

У налогового органа есть 15 суток на то, чтобы направить ответ на сообщение следователя. В зависимости от ситуации закон № 308-ФЗ предполагает три варианта ответов (ч. 8 ст. 144 УПК РФ). Эти варианты указаны в таблице на стр. 65.

Следователь после получения ответа от налоговой инспекции обязан в течение 30 суток принять решение о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 9 ст. 144 УПК РФ). При этом в законе ничего не сказано о том, что заключение или информация, поступившие от налогового органа, имеют для следователя определяющее значение при решении вопроса о том, имеются ли основания для возбуждения уголовного дела. Более того, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления, следователь может возбудить уголовное дело даже до получения информации от налоговой инспекции (ч. 9 ст. 144 УПК РФ). А являются ли такие данные достаточными, следователь в каждом случае определяет по своему внутреннему усмотрению. Учитывая это, вышеописанная процедура становится для следователя скорее формальной, а поступившие из налоговой сведения носят справочный характер.

Nota bene!

К физическим лицам — субъектам преступления, преусмотренного статьей 198 Уголовного кодекса, относятся индивидуальные предприниматели, частные нотариусы и адвокаты, учредившие адвокатский кабинет. Также ими являются представители, через которых налогоплательщики осуществляют взаимодействие с налоговыми органами, и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность через подставных лиц (п. 6 постановления № 64).

 

Таблица. Варианты реакции налоговых органов на запрос следователя (ч. 8 ст. 144 УПК РФ)
Суть ответа инспекции на запрос следователя Форма ответа налоговой инспекции Содержание ответа налоговой инспекции
Обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом налоговой проверки, по результатам которой налоговый орган принял решение о привлечении к ответственности, и оно вступило в силу Заключение В заключении содержится информация о нарушении законодательства о налогах и сборах (либо о его отсутствии), о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки, а также информация об обжаловании или о приостановлении исполнения решения фискального ведомства
Обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, являются предметом налоговой проверки, которая не завершена Информация Инспекция информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика проводится проверка, по результатам которой решение не принято либо оно принято, но не вступило в силу
Обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, не были предметом исследования при проведении налоговой проверки Информация Инспекция направляет информацию об отсутствии сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.