Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Значение личной дисциплины






Негодных же и бабьих басней отвращайся, а упражняй себя в благочестии.

1Тим. 4, 7

Вполне возможно выработать убеждения относительно святости и даже принять решение вести святую жизнь, и, тем не менее, не достигнуть цели. Наша жизнь полна неисполненных решений. Бывает, что с Божьей помощью мы решаемся оставить ту или иную греховную привычку, как-то: похотливые помыслы, осуждение ближних или что-нибудь в этом роде. Но, увы, мы слишком часто замечаем, что потерпели неудачу. Мы не продвигаемся к святости так, как нам того хотелось бы.

Джей Адаме указывает на эту проблему, когда говорит: " Быть может, вы искали и старались немедленно получить благочестие. Такого не бывает... Нам хочется, чтобы кто-нибудь показал нам три простых шага к благочестию, и в следующую пятницу мы предпримем их и станем праведниками. Но беда в том, что благочестие так не достигается".

Благочестие достигается лишь путем христианской дисциплины. Современное христианство, однако, настороженно относится к дисциплине. Она как будто противоречит исповедуемой нами свободе во Христе и часто похожа на законничество и аскетизм.

Однако Апостол Павел говорит, что мы должны упражнять себя в благочестии (1 Тим. 4, 7). Этот оборот речи взят из практики греческой атлетики. Павел сказал также: " Все подвижники воздерживаются от всего" (1 Кор. 9, 25). Он сказал, что это и его образ жизни и что каждый христианин должен его придерживаться (1 Кор. 9, 24-27). И если атлет подвергает себя дисциплине, чтобы получить временную награду, то насколько серьезнее должны подвергать себя дисциплине мы, христиане, чтобы получить нетленный венец!

Как видно из приведенного текста, под дисциплиной надо понимать упорядоченные упражнения. Новый академический словарь Вестера дает, наряду с другими, следующее определение дисциплины: " Это система упражнений, исправляющих, направляющих или совершенствующих умственные способности или нравственный характер". Именно это мы должны делать, стремясь к святости: исправлять, формировать и тренировать наш нравственный характер.

Самодисциплина, ведущая к святости, начинается со Слова Божьего. Апостол Павел пишет: " Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности" (2 Тим. 3, 16). Последним он упоминает наставление в праведности, или дисциплину благочестия. Вот что сделает для нас Писание, если мы к нему обратимся. Джей Адаме говорит: " Через сознательное, молитвенное и постоянное подчинение требованиям Слова Божьего развиваются и совершенствуются благочестивые привычки и характер, которые становятся частью нашей личности".

"...Вы слышали о Нем и в Нем научились... отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины" (Еф. 4, 21-24). Где нам научиться всему этому? - Только в Библии. Дисциплинированность, ведущая к святости, начинается со Слова Божьего, с регулярных занятий Священным Писанием и применения его в повседневной жизни. Здесь легко проследить наше сотрудничество со Святым Духом. Схематически оно выглядит примерно так:

Бог дал Писание через Духа Святого;

Мы изучаем Писание;

Дух Святой открывает истины Писания и направляет нас к их применению;

Мы применяем на практике то, на что Дух Святой обращает наше внимание.

Бог совершил Свое дело, дав Писание для нашего наставления. И по мере того как мы его изучаем, Он будет неизменно приводить нам его на память, чтобы мы могли противостоять искушению. Если мы будем ежедневно стараться действовать по Его Слову, Он в свою очередь будет внутренне укреплять нас. Чтобы продвигаться по этому пути, мы должны исполнять то, что нам уже открыто.

Итак, мы должны дисциплинировать себя для постоянного плодотворного восприятия Слова Божьего. Нужно установить определенное время для ежедневного чтения и изучения Библии. Христианин, прогрессирующий в святости, - это человек, сумевший подчинить свою жизнь дисциплине и ввести в нее регулярные занятия по изучению Библии. Другого пути нет.

Сатана всегда будет бороться с этим. Он попытается внушить нам, что по утрам мы сильно хотим спать, что в течение дня слишком заняты, а вечером чрезмерно устали. И кажется, для Слова Божьего совсем нет подходящего времени. Следовательно, мы должны установить порядок, найти время для Библии. Я убедился, что для меня лучшее время для чтения и молитвы - утренние часы до завтрака. Это также единственное время дня, когда я могу систематически заниматься бегом - моим основным физическим упражнением. Для того чтобы успеть сделать все это до завтрака, мне приходится вставать в 5 часов утра. А поскольку на сон мне необходимо около семи часов, я должен гасить свет и ложиться в постель в 10 часов вечера. Это нелегко. Я могу следовать такому распорядку, лишь строго контролируя свое вечернее время.

Многим сестрам время до завтрака может показаться неудобным, особенно если у них есть маленькие дети или школьники. В таком случае им, может быть, удобнее побыть наедине с Богом непосредственно после завтрака. Но и тут нужна дисциплина, чтобы использовать это время, несмотря на неотложные дневные заботы.

Неважно, до или после завтрака, утром или вечером, главное - ежедневно изучать Библию.

Дисциплинированное изучение Слова Божьего требует не только спланированного времени, но и спланированного метода. Обычно мы различаем четыре метода изучения Писания: слушание пастырей и учителей (Иер. 3, 15), самостоятельное чтение Библии (Втор. 17, 19), целенаправленное изучение Священного Писания (Притч. 2, 1-5) и запоминание наизусть ключевых текстов Писания (Пс. 118, 11). Все эти способы необходимы для всестороннего изучения Библии. Пастыри поставлены Богом, чтобы преподавать знание путей Божьих. Чтение Писания создает общую картину правды Божьей, в то время как изучение отдельного текста или темы позволяет глубже вникать в ту или иную истину. Запоминание текстов наизусть позволяет хранить в памяти важные истины, с тем чтобы руководствоваться ими в жизни.

Если мы хотим дисциплинировать себя в стремлении к святости, то просто слушать, читать, изучать и запоминать Писание недостаточно. Мы должны размышлять над ним. Когда Иисус Навин принял ответственность за руководство Израилем, Бог сказал ему: " Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано" (И. Нав. 1, 8). Размышлять над Писанием - значит думать о его содержании, рассматривать всесторонне и применять к обстоятельствам жизни. Мало кто из нас размышляет над Писанием. Сама идея размышлений для некоторых похожа на занятия средневековых иноков в монастырях. Однако Иисусу Навину, весьма занятому полководцу Израиля, Бог повелел день и ночь размышлять над Его законом.

Привычку размышления над Словом Господним мы приобретаем путем дисциплины. Многие полагают, что у них недостаточно для этого времени, однако в течение дня у каждого есть возможность, которую можно использовать для размышлений, было бы только желание.

Я чрезвычайно люблю слушать новости дня и охотно слушаю их по радио, когда еду на работу и с работы. Но однажды, по примеру друга, я решил использовать это время для размышления над Священным Писанием. И теперь удивляюсь, сколько же драгоценных минут оказалось вдруг в моем распоряжении для размышлений! Может быть, вы не располагаете такой возможностью, но если молитвенно подумаете об этом, вам удастся найти другие возможности.

Цель наших размышлений - применение Писания в жизни и послушание Богу. Это также требует дисциплины. Повиновение Библии ведет к изменению образа жизни. Будучи по природе грешниками, мы выработали греховные привычки, которые составляют наш образ жизни. Для того чтобы сломать такие привычки, нужна дисциплина. Если, например, юный спортсмен выработал неправильные движения, он не может просто принять решение, чтобы тотчас изменить их. Он привык к этим движениям, и потребуется немало тренировок, чтобы оставить старую привычку и выработать новую.

Подобно этому, на протяжении многих лет привычка не слушаться Бога укоренилась в нас, и от нее нельзя освободиться легко, без дисциплины. Дисциплинировать себя - не значит заскрежетать зубами и сказать: " Этого я больше делать не буду". Нет, под дисциплиной нужно понимать продуманный, систематизированный комплекс упражнений. Точно так же, как вам нужен план для регулярного чтения и изучения Библии, нужен и план для применения Священного Писания в жизни.

Когда вы читаете или изучаете Писание и размышляете о нем в течение дня, задайте себе следующие вопросы:

1. Чему учит меня прочитанный текст относительно воли Божьей?

2. Отвечает ли моя жизнь требованиям этого места Писания? Где и в чем она не согласуется со Словом Божьим? (Здесь нужна конкретность. Обобщения неуместны.)

3. Какие конкретные шаги необходимо предпринять, чтобы проявить послушание?

Важнейшая часть процесса постижения текста Священного Писания заключается в конкретном применении его к определенным жизненным обстоятельствам. Здесь мы невольно склоняемся к обобщениям, потому что смущает решительность, обязывающая к конкретным действиям. Однако мы должны избегать общих обещаний быть послушными, а вместо этого концентрировать внимание на конкретном послушании в конкретных обстоятельствах. Мы обманываем себя, если возрастаем в знании истины, не прилагая ее к определенным делам (Иак. 1, 22). Это может привести к духовной гордыне (1 Кор. 8, 1).

Предположим, вы размышляете над 13 главой первого послания Коринфянам. Вы постигаете значение любви и видите ее проявления в жизни: любовь долготерпелива, милосердна, независтлива. И вы спрашиваете себя: " Бываю ли я нетерпелив, немилостив, завистлив в отношении кого-либо? " Размышляя так, вы замечаете, что завидуете Петру, вашему коллеге, которому, как вам кажется, все удается. Вы исповедуете Богу этот грех, притом называете Петра по имени и говорите о своей греховной зависти к его успехам. Вы молите Бога еще более благословить его, а вам ниспослать дух удовлетворенности, чтобы не завидовать Петру, а любить его. Вы можете выучить какой-либо стих из этой главы и вспоминать его, когда встречаете Петра на работе. Вы даже можете постараться помочь ему в чем-нибудь. Делайте это и завтра, и послезавтра, и до тех пор, пока не почувствуете, что Бог вселил вам в сердце дух любви к Петру.

Это и есть дисциплина, ведущая к святости. Вам никогда не удастся умертвить в себе дух зависти без ясно выработанного плана. Такой план и называется дисциплиной.

Планомерное упражнение в святости - процесс длительный, не прекращающийся в течение всей жизни. Поэтому настойчивость является необходимым составным элементом дисциплины.

В начале любого упражнения - физического, умственного или духовного - нас чаще всего ждет неудача. Но проявляя настойчивость, мы начнем постепенно замечать и успехи, пока не увидим, что успехов значительно больше, чем неудач. Это надо принимать в расчет в борьбе с конкретными грехами. Вначале нам может показаться, что нет никакого продвижения вперед, и мы с горечью думаем: " Увы! Этот грех мне никогда не осилить". Сатане хочется, чтобы мы именно так и думали. Тут следует проявить настойчивость. Нам хочется скорой удачи, но святость таким путем не достигается. Греховные привычки невозможно сломать за один день. Чтобы добиться преображения жизни, нужно постоянно работать над собой, а для этого требуется время, настойчивость и твердость.

Джонатан Эдварде, поставивший целью никогда не делать того, что страшно сделать в последний час жизни, высказал еще одно намерение: " Я твердо решил не прекращать борьбы с собственной испорченностью и никогда ни на йоту не ослаблять сопротивления ей, какие бы неудачи меня ни постигали". На первый взгляд эти два решения могут показаться противоречивыми. Если Эдварде решился никогда не делать того, чего не стоило бы делать, зачем же тогда говорить о намерении не прекращать борьбу, как бы она ни была безуспешна? Был ли он искренен, принимая первое решение? - Да, он был искренен, но он также знал, что его ждет много неудач, поэтому необходимо проявить упорство. Желая жить свято, он решил добиваться цели, несмотря на неизбежные неудачи.

Стих из Священного Писания, который я часто вспоминаю, когда терплю неудачу в борьбе с грехом, гласит: " Ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель" (Притч. 24, 16). Человек, дисциплинирующий себя в святости, часто падает, но не сдается. После каждого поражения он встает и продолжает борьбу. Не так обстоит дело с нечестивым. Он впадает в грех и прекращает борьбу. У него нет сил для преодоления греха, потому что в нем не действует Дух Божий.

Седьмая глава Римлянам - это часть Священного Писания, доставляющая нам немалые трудности. Дело в том, что здесь, как в зеркале, отражена наша борьба с грехом. Нам не нравится идея, что с грехом необходимо бороться. Мы хотим немедленной победы. Мы хотим ходить в Духе и предоставить Ему право выигрывать победы. Но Богу угодно, чтобы и мы стремились к святости, дисциплинируя себя.

Некоторым кажется, что такое высказывание Апостола Павла, как " не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю" (Рим. 7, 15), не подходит христианину, живущему по духу. Однако какой христианин не признает, что таков часто и его собственный опыт? Истина заключается в том, что чем глубже мы познаем святость Бога и Его закон, открывающийся в Писании, тем яснее видим, как далеки мы от цели.

Исайя был пророком Божьим и вел святую жизнь. Но, узрев Господа Бога в Его святости, он не мог не воскликнуть: " Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа" (6, 5).

По мере того как мы возрастаем в познании святости Божьей, мы видим, что разрыв между нашим познанием и практической жизнью увеличивается, несмотря на то, что мы растем в святости. Таково действие Святого Духа, влекущего нас к святости. Продвигаясь по этому пути, мы начинаем ненавидеть грех (Пс. 118, 104) и находить радость в Божьем законе (Рим. 7, 22). Мы видим совершенство Божьего закона и правомерность всего, что он от нас требует. Мы соглашаемся с тем, что " заповеди Его не тяжки" (1 Иоан. 5, 3), но святы, и праведны, и добры (Рим. 7, 12). В то же время мы постоянно видим и свою внутреннюю испорченность, и частые уступки греху. И мы, восклицая вместе с Павлом: " Бедный я человек! " (Рим. 7, 24), готовы прекратить борьбу. Но мы не имеем на это права. Желая дойти до цели в своем стремлении к святости, мы должны настойчиво продолжать путь, несмотря на все неудачи.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.