Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 8: Управление малым предприятием на основе “6 Сигма”.






(Стратегия большого предприятия для управления малым)

После того как бизнес-процессы предприятия описаны, построены графические модели необходимо провести их анализ для последующей оптимизации. Руководитель малого предприятия нуждается в методике анализа процесса, планировании и осуществлении мер по обеспечению постоянного уровня качества.

«Шесть сигм» - американская концепция управления. В 80-е годы 20 столетия качество товаров американской компании Motorola не отличалось стабильностью. Проданная техника то и дело выходила из строя, а число клиентских жалоб росло, как снежный ком. Основополагающие принципы и понятия впервые были сформулированы в компании Motorola в конце 80-х годов ХХ-го века, боровшейся за выживание в условиях жесткой конкуренции с японскими фирмами. В компании было разработано средство против дефектности со специфическим названием «Шесть сигм». Авторы нового метода сосредоточились на контроле критичных параметров в бизнес-процессах – причем критичных для конечного потребителя. С точки зрения математической статистики речь шла о том, чтобы повысить индекс воспроизводимости процессов, удержать каждый из них в пределах стандартного отклонения от нормы (греческой буквой «сигма» обозначается среднее квадратическое отклонение). Использование «Шести сигм» привело к значительному снижению вариативности процессов.

Достижение наивысшего уровня в рамках системы – «шесть сигм» – означает почти фантастический результат: 3, 4 реальных дефекта на миллион потенциальных.

Но качество не является конечной целью всех усилий при работе по системе «Шести сигм». Это результат промежуточный. Главный критерий успеха – снижение потерь в виде брака и возможных рисков для репутации производителя товаров или услуг. В «Шести сигмах» используются диаграмма Парето, карты Шухарта, мозговые штурмы, планирование экспериментов и другие аналитические инструменты менеджмента качества.

В малом же бизнесе, особенно российском, данная концепция до сих пор не обрела широкого признания. Хотя именно для небольших компаний использование «Шести сигм» может оказаться критически важным, полагает один из пионеров методики Грег Брю. В своей статье «Big-Biz Strategies for Small-Biz Owner» он иллюстрирует возможности методики для повышения рентабельности бизнеса на примере ресторана.

Концепция «Шесть сигм» ставит на первое место потребителя и помогает находить самые лучшие решения, опираясь на факты и данные. Она нацелена на три основные задачи малого бизнеса:

- повысить удовлетворенность клиентов;

- сократить время цикла (производственного, операционного);

- уменьшить число дефектов.

Несмотря не некоторое различие терминов, связанное с корнями этой системы (лежащими в проблемах управления качеством), фактически «Шесть сигм» - это глубоко проработанная система внедрения современного контроллинга. Методология “6 сигма” универсально применима ко всем товарам, услугам и процессам, начиная от выпечки хлеба и заканчивая системой пейджинговой связи. Сам по себе термин Сигма является статистическим и обозначает стандартную девиацию, т.е. отклонение. В идеале вы видите свой процесс без отклонений, с постоянным качеством на выходе. В реальности отклонения возникают, и те из них, которые выходят за пределы приемлемого уровня, называются дефектами. В понятии " приемлемого уровня" и заключается " изюминка 6-ти сигма": максимальное отклонение выхода процесса должно быть в 6 раз меньше того отклонения, которое требует потребитель. Отсюда и возникло понятие качества Сигма: сколько раз фактическое отклонение укладывается в допуск указанный потребителем. Начальным уровням качества Сигма соответствуют сотни и десятки дефектов на тысячу, более высоким, пятому и шестому - десятки и единицы на миллион.

Парадоксально, но факт того что методика " 6 Сигма" предполагает наличие дефектов, делает ее наиболее эффективным инструментом для улучшения качества: вместо абстрактных понятий тотального управления качеством, максимального удовлетворения нужд клиента или бездефектного производства предлагается применять механизм, регламентирующий определение конкретных показателей процесса, их измерение, анализ, планирование мер по улучшению и контроль.

Основные инструменты концепции –это генерации идей и структурирования информации - экспертные оценки (голосования, мозговой штурм), диаграммы (сродства, древовидные, «рыбий скелет» - схема Исикава), блок-схемы. Это инструменты сбора данных - выборочный метод, методики измерений, методы определения «голоса потребителя», контрольные листки и электронные таблицы. Третья группа - инструменты анализа процесса и данных - анализ течения процесса, добавленной ценности, различные графики и диаграммы. В том числе диаграмма Парето, график временного ряда (тренда), диаграмма разброса (поле корреляции). Затем - инструменты статистического анализа (проверка статистических гипотез, методы корреляции и регрессии, планирования экспериментов и др.). Наконец, четвертая группа инструменты реализации решений и управления процессом. Среди них - методы управления проектами (планирование, бюджетирование, составление графиков, коммуникации, управление коллективом, диаграммы Ганта и др.), анализ потенциальных проблем и анализ видов и последствий отказов, анализ заинтересованных сторон, диаграмма поля сил, документирование процесса, сбалансированная система показателей и «приборная» панель процесса.

Применение модели “6 сигма” хотя и не позволит совсем избежать потерь, но отсутствие количественной оценки потерям может привести к их ошибочному восприятию в качестве «нормы» – платы за ведение бизнеса. Главная особенность этой системы - жесткая пошаговая методика, основанная на идее: «меньше эмоций, больше проверенных фактов и трезвого анализа». Ключом к пониманию методики «Шесть сигм» Брю называет аббревиатуру DMAIC, что расшифровывается как: Define – постановка проблемы, Measure – измерение, Analyze – анализ, Improve – улучшение, Control – контроль, или управление. Пять фаз, однако, не являются каноническими и иногда дополняются стадиями вроде Recognize – осознание (не всегда очевидно, что именно требует улучшений).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.