Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2.1. Манипуляции массовым сознанием






Манипуляции массовым сознанием как междисциплинарная проблема. Политический аспект манипулирования общественным сознанием. Макиавеллизм как основа и оправдание манипуляций в политике. Представление о человеческой природе как негативной по своей сути.

Манипулирование общественным сознанием как сложноорганизованная осознанная и целенаправленная деятельность группу людей или их выразителей. Роль манипуляций в общении. Условия распространения манипуляций. Социокультурные и общественные предпосылки распространения манипуляций. Манипуляции как средства воздействия и подчинения людей в условиях тоталитарного режима.

Анализ отношения к манипуляциям в русской культуре. Отсутствие предпосылок для использования другого человека в собственных целях в русской культуре. Русская культура как «Я-зависимая», коллективистическая, ориентированная на значимость других. Ментальность как человеческая активность, воплотившаяся в нормах, образцах, ценностях (В.А. Шкуратов). Отсутствие склонности к манипулятивной деятельности у героев русского фольклора как проявления национального характера русского этноса. Поляризованность, совмещение противоположностей в русском характере (бесконечной любви и жестокости, национализма и всечеловечности, слабохарактерности и героизма, религиозности и инфантилизма на фоне недостаточно развитого осознания самоценности личности) (Н. Бердяев). Идеи любви и жертвенности, отношение ко лжи как злу в православии. Неодобрение манипуляций в русской художественной литературе. Раскаяние как характерная черта русского манипулятора. Изучение склонности к макиавеллизму у представителей русского этноса.

Конструирование субъективного образа мира под влиянием средств массовой коммуникации. Роль СМИ в манипуляциях массовым сознание. Средства и способы информационного воздействия на людей (умалчивание, утаивание информации, селекция, искажение, конструирование информации). История становления средств массовой коммуникации. Манипулятивность продукции массовой коммуникации двадцатого столетия. Человек массы и массовая коммуникация. Манипулятивные приемы в телепередачах.

Реклама как продукция СМИ. Реклама как прагматически нацеленное общение. Дискуссия о возможностях и границах воздействия рекламы на потребителей. Манипулятивные приемы в рекламе. История развития рекламы. Появление оценочной и эмоционально насыщенной рекламы в европейской рекламе восемнадцатого века. Реклама на Руси и роль юродивых в ее распространение. Регуляция рекламной деятельности государством. Появление манипуляций в русской рекламе девятнадцатого века и отношение к ней потребителей. Психологическое оснащение рекламы двадцатого столетия. Роль психоанализа и бихевиоризма в развитии манипулятивных приемов в рекламе.

Три парадигмы современной рекламной деятельности. Реклама как целенаправленная трансляция смыслов. Информационная функция рекламы. Нарративная реклама. Использование манипуляций в печатной и радиорекламе. Роль телевидения в распространении манипуляций. Манипулятивные приемы в рекламе. Манипуляции в политической и социальной рекламе как проявление нравственных устоев общества. Скрытая реклама в телефильмах и телепередачах. Исследования манипулятивных приемов в рекламе. Проблема эффективности манипуляций общественным сознанием.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.