Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Динамика развития пожаров на железнодорожном транспорте




Причины пожаров на железнодорожном транспорте примерно аналогичны причинам пожаров на судах. Процесс горения в купе железнодорожного вагона сопровождается сильным задымлением, которое по системе вентиляции проникает в смежные помещения. Скорость роста температуры в купе будет определяться мощностью источника зажигания, его расположением относительно пожарной нагрузки, пожарной нагрузкой, ее физико – химическими свойствами и газообменом. Большое влияние на характер развития пожара будет оказывать газообмен; например пожар в купе при открытом окне, открытой двери в коридор и открытых одном – двух окнах в коридоре будет существенно отличаться от пожара в купе при закрытых окнах и дверях.

Наибольшую опасность для людей представляют пассажирские вагоны. Скорость распространения пламени в пассажирских вагонах по коридору – 5, по купе – 2,5 м/мин. В течение 15 – 20 минут огнем полностью охватывается весь вагон. Температура в вагоне повышается до 850 С, а температура пламени достигает более 1000 С. Необходимое время эвакуации пассажиров с учетом воздействия опасных факторов пожара составляет 1,5 – 2 минуты до блокирования основных выходов. Плотность теплового потока на расстоянии 9 – 10 метров достигает 10 кВт/м , что приводит к загоранию подвижного состава и воспламенению твердых горючих материалов в полувагонах и на платформах, расположенных на соседних путях.

При горении в грузовом подвижном составе время распространения огня по всему грузовому вагону составляет не более 20 минут. Через 30 – 40 минут пол в вагоне прогорает и на железнодорожные пути выпадает несгоревший груз, высокотемпературная зола и т.п. Скорость распространения огня вдоль подвижного состава в среднем составляет 1,4, по подвижному составу на соседних путях 0,4 м/ мин. Скорость роста площади пожара в первые 10 минут свободного горения подвижного состава достигает 3,1 и 4м /мин, а в последующие 10 – 50 минут 7 и 8 м /мин.

Воздействие открытого пламени и высокой температуры на железнодорожные цистерны с ЛВЖ и ГЖ приводит к вспышке промасленного слоя на их поверхности. Наличие неплотностей и неисправностей запорной арматуры на цистернах с ЛВЖ и сжиженными углеводородными газами приводит к вспышке паров жидкостей над горловинами цистерн, а также газов над избыточными клапанами.

Взрыв железнодорожных цистерн с нефтепродуктами происходит, как правило, через 16 – 24 минуты после начала воздействия на них открытого факела пламени. Высота факела пламени при взрыве ЛВЖ и ГЖ в цистернах достигает 50 метров. Взрыв одной железнодорожной цистерны способствует увеличению площади пожара до 1500 м , в зависимости от состояния балласта железнодорожных путей и рельефа местности. Наиболее быстрое распространение огня происходит при розливе ЛВЖ и ГЖ из железнодорожных цистерн в результате аварий, столкновений или крушений поездов. При этом цистерны повреждаются или опрокидываются, вследствие чего площадь пожара может достигать 10 – 35 тыс. м . По разлитому нефтепродукту огонь распространяется не только на ближайшие поезда, но и на соседние складские, производственные здания, а в некоторых случаях на постройки городской зоны. При попадании разлитого продукта в ливневую канализацию или сточные канавы огонь может распространиться на объекты, расположенные на расстоянии до 1 километра от места происшествия. При пожаре на одной из железнодорожных станций на момент обнаружения пожара площадь составляла 20 м разлитого бензина у одной из цистерн.



Из-за того, что пожарные подразделения были расположены на расстоянии 32 и 60 километров от станции к моменту их прибытия через 50 минут, площадь пожара разлитого бензина в результате взрыва составляла 2500 м . В огне оказалось четыре железнодорожные цистерны и шесть железнодорожных путей.

Через 15 минут с момента прибытия основных сил (1 час от начала пожара) произошло еще два взрыва, и площадь пожара увеличилась до 5000 м . По истечении 3 – 4 часов произошло еще два взрыва, в результате чего площадь пожара увеличилась до 10000 м , пожар продолжался 18 часов.

Горение железнодорожных цистерн со сжиженными углеводородными газами может сопровождаться взрывами с выбросом факела на высоту до 120 – 150 метров и последующим пламенным горением высотой до 50 метров. Осколки взорвавшихся цистерн и емкостей разбрасываются на расстояние до 150 метров, а в отдельных случаях до 450 метров. Иногда взрыв срывает цистерну с железнодорожной платформы и отбрасывает ее на расстояние до 80 метров. Все это приводит к возникновению новых очагов пожаров, повторному воспламенению разлитых горючих жидкостей.



При пожарах также возможно повреждение цистерн и емкостей с ядовитыми газами и жидкостями, что приводит к загазованности территории и затруднению тактико-технических действий по ликвидации пожаров, а также вызывает необходимость эвакуации населения из районов, прилегающих к месту происшествия.

На электрифицированных участках дорог от воздействия открытого пламени в течение 8 – 10 минут происходит обрыв электроконтактных проводов.

Время ликвидации крупных пожаров на железнодорожных станциях в основном составляет от 3 до 5 часов, но может достигать и 15 – 20 часов. Для ликвидации указанных пожаров требуется от 15 до 30 оперативных отделений численностью до 150 – 200 человек. Кроме того, привлекаются рабочие, военнослужащие и работники милиции общей численностью до 400 человек. Используются пожарные поезда, спецтехника, поливомоечные машины и бульдозеры. Расходы воды составляют 60 –400 л/с.

Следует учесть, что оперативность привлеченных пожарных поездов к тушению пожаров низка из-за специфики работы железнодорожного транспорта. Вследствие этого к месту пожара за время до 40 минут прибывает в основном каждый второй пожарный поезд и в течение 1 – 2 часов – каждый четвертый. В среднем время следования пожарных поездов к месту пожара составляет 55 минут, а расстояние, на которое они привлекаются, - 50 километров.

 

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал