Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическое занятие № 5






Тема: Нейропсихология в школе

Оснащение: методика Тулуз-Пьерона

Цель овладение методикойдиагностики минимальных мозговых дисфункций

4.Контрольные вопросы к модулю 3:

1.При каких условиях возможно спонтанное восстановление высших психических функций?

2.В чем проявляется дезинтеграция функций?

3.В каких случаях возможен викариат?

4.Чем отличается межсистемная перестройка функциональной системы от внутрисистемной?

5.Как вы понимаете принцип квалификации дефекта?

6.Какие основные задачи, стоящие перед школьным психологом, могут быть решены с помощью нейропсихологии?

7.В чем отличие дефицитарности от несформированности?

8.Какие из высших психических функции, чаще всего оказываются недостаточно сформированы у детей 6-7 лет?

9.Что дает нейропсихологический подход в диагностике готовности к школе?

10.Обоснуйте значение нейропсихологического обследования при установлении минимальной мозговой дисфункции

Используемая литература

1.Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / под ред. Л.С.Цветковой, МПСИ, 2006

2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций, Педагогика, Феникс., ПСС, Т.3, 1934-2001

3. Выготский Л.С. Проблема развития и распада высших психических функций, /Хрестоматия по нейропсихологии, под ред. Хомской Е.Д., М., 2004

4. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе, МПСИ, 2008

5. Репина Н.В., Воронцов Д.В., Юматова И.И. Основы клинической психологии, Ростов/Д, 2003

6. Семенович А.В., Умрихин С.О., Цыганок А.А. Нейропсихологический анализ школьной неуспеваемости среди учащихся массовых школ // Журнал ВНД, 1992, т.42, вып.4.

7. Хрестоматия по нейропсихологии под ред. Е.Д. Хомской, М., 2004

8. Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение МПСИ. 2005

9. Цветкова Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга, 2010

10. Цветкова Л.С. Нейропсихология письма, чтения и счета. Нарушение и восстановление МПСИ., 2005 г.

2.2 Система текущего, промежуточного и итогового контроля знаний студентов по курсу «Основы нейропсихологии»

Текущий контроль предусматривает проверку выполнения самостоятельных работ, 2 аудиторные контрольные работы в течение семестра и итоговый тест.

Первая аудиторная контрольная работа предназначена для проверки качества усвоения студентами следующих тем курса: проблема локализации ВПФ, структурно-функциональные принципы работы мозга, концепция трех структурно-функциональных блоков. Вторая аудиторная контрольная работа направлена на оценку успешности усвоения студентами нарушений ВПФ в результате локальных поражений мозга. Результаты оцениваются по 4-х балльной шкале – «Отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Промежуточный тестовый контроль направлен на самооценку студентами успешности овладения материалом курса и выявление тем, усвоенных ими недостаточно. Вопросы сгруппированы по модулям и представлены в рабочей программе.

Итоговый контроль предусматривает зачет, как по результатам промежуточной аттестации, самостоятельной работы в семестре и работы на семинарах и практических занятиях, так и по результатам собеседования по контрольным вопросам.

 

Контрольные вопросы по курсу:

  1. Предмет и задачи нейропсихологии, методологические основы нейропсихологии.
  2. Основные направления нейропсихологии.
  3. Общая характеристика методов нейропсихологического исследования.
  4. Анатомическое строение коры больших полушарий.
  5. Проблема локализации высших психических функций: исторический аспект
  6. Современные представления о системной динамической локализации высших психических функций.
  7. Концепция трех структурно-функциональных блоков мозга. Взаимодействие трех блоков мозга.
  8. Блок регуляции энергетического тонуса и бодрствования.
  9. Блок приема, переработки и хранения информации.
  10. Законы построения коры, входящей во 2 блок мозга.
  11. Блок программирования, регуляции и контроля.
  12. Первичные и вторичные зоны затылочной коры и организация зрительного восприятия.
  13. Нарушения зрительного восприятия. Зрительные агнозии.
  14. Мозговая организация зрительного восприятия.
  15. Первичные и вторичные зоны височной коры и организация слухового восприятия
  16. Системное влияние нарушения речевого слуха на психические процессы.
  17. Первичные и вторичные зоны теменной коры, организация тактильного восприятия.
  18. Нарушения тактильного восприятия. Верхне-теменной и нижне-теменной синдромы.
  19. Характеристика модально-неспецифических и модально –специфических нарушений памяти при локальных поражениях мозга.
  20. Нарушения внимания при локальных поражениях мозга.
  21. Мозговые механизмы мышления.
  22. Мозговая организация экспрессивной речи (называние)
  23. Мозговая организация экспрессивной речи (повторная речь)
  24. Мозговая организация импрессивной речи.
  25. Организация спонтанной речи. Динамическая афазия.
  26. Классификация афазий по А.Р.Лурия.
  27. Постцентральные зоны коры и афферентная организация движений.
  28. Премоторные зоны коры и эфферентная организация движений.
  29. Мозговая организация движений и действий.
  30. Теория межполушарной асимметрии мозга.
  31. Проблема межполушарного взаимодействия. Модель расщепленного мозга.
  32. Основные принципы и задачи восстановительного обучения.
  33. Пути восстановления высших психических функций.
  34. Проблема восстановления высших психических функций.
  35. Синдромный анализ как принцип нейропсихологического изучения нарушенных высших психических функций.
  36. Нейропсихологические синдромы поражения теменно-височно-затылочных отделов левого и правого полушария.
  37. Нейропсихологические синдромы поражения лобных долей мозга
  38. Нейропсихологические синдромы поражения подкорковых структур мозга.
  39. Практическое значение детской нейропсихологии
  40. Основные структурно-функциональные принципы работы мозга.
  41. Нейропсихология письма
  42. Сенсорные формы аграфии. Возможности восстановления
  43. Моторные формы аграфии. Возможности восстановления.
  44. Оптическая аграфия. Возможности восстановления.
  45. Нейропсихология чтения
  46. оптическая алексия. Возможности восстановления.
  47. Сенсорная и акустико-мнестическая алексия. Возможности восстановления.
  48. Моторная алексия. Возможности восстановления.
  49. Нарушение чтения при поражении лобных долей
  50. Нейропсихология счета
  51. Оптическая акалькулия. Возможности восстановления
  52. Сенсорная акалькулия. Возможности восстановления
  53. Лобная акалькулия. Возможности восстановления
  54. Схема нейропсихологического обследования ребенка

 

Основные понятия курса

Агнозия – гностические расстройства в виде нарушения восприятия, возникающие при корковых очагах поражения мозга (например: зрительная, слуховая, тактильная).

Аграфия – нарушение письма.

Акалькулия – нарушение счета

Алексия – нарушение чтения.

Амнезия – выпадение памяти

Амузия – нарушение способности узнавать и воспроизводить знакомую мелодию или ту, которую человек только что услышал, а также отличать одну мелодию от другой.

Апраксия – нарушение произвольных движений и действий, совершаемых с предметами.

Ассоциативные системы мозга – системы, которые связаны с анализом и синтезом разномодальных возбуждений.

Астериогноз – нарушение способности воспринимать предметы на ощупь, невозможность интегрировать тактильные ощущения, поступающие от объекта.

Артикулема – положение речедвигательного аппарата, соответствующее определенному звуку.

Афазия – нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры левого полушария мозга (у правшей) и представляющее собой системное расстройство различных форм речевой деятельности.

Викариат – восстановление функции путем перемещения в сохранные отделы больших полушарий.

Вторичные нейропсихологические симптомы – нарушения психических функций, возникающие как системное следствие первичных нейропсихологических симптомов по законам системной взаимосвязи с первичными нарушениями.

Гемеанопсия – выпадение поля зрения

Диашиз – временная системная инактивация функций

Интеллектуальная персеверация - симптом нарушения произвольной регуляции деятельности, проявляющийся в инертном повторении больным одних и тех же интеллектуальных действий в изменившихся условиях.

Клиническая нейропсихология – направление в нейропсихологии, главная задача которого состоит в изучении нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка мозга, и сопоставлении их с общей клинической картиной заболевания.

Клиническая психология – область медицинской психологии, изучающая факторы происхождения и течения болезней, влияние болезни на личность, психологические аспекты целебных воздействий.

Латерализация – связь функции с полушарием (правым или левым).

Локализация высших психических функций – соотношение различных звеньев (аспектов) психической функции как функциональной системы с различными факторами (физиологическими закономерностями), присущими работе той или иной мозговой структуре (корковой или подкорковой), синоним «мозговой организации высших психических функций».

Межполушарная ассиметрия мозга – неравноценность, качественное различие того «вклада», который делают левое и правое полушарие мозга в каждую психическую функцию.

Межполушарное взаимодействие – особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно функционирующую систему, формирующуюся в онтогенезе.

Модально-неспецифические нарушения памяти – целая группа патологических дефектов, неоднородных по своему характеру, для которых общим является плохое запечатление любой по модальности информации.

Модально-специфические нарушения памяти – тип мнестических дефектов, связанных с определенной модальностью стимула и распространяющихся только на раздражители, которые адресуются к какому-то одному анализатору.

Модально-неспецифические нарушения внимания – тип нарушений внимания, которые распространяется на любые виды и уровни внимания

Модально-специфические нарушения внимания – тип нарушений внимания, которые проявляются по отношению к стимулам одной модальности

Модель «расщепленного мозга» - модель нейрохирургической операции на мозге по перерезке мозолистого тела, разработанная американским нейрофизиологом Роджером Уолкотом Сперри

Мозговые механизмы высших психических функций – совокупность морфологических структур (зон, участков) в коре больших полушарий и в подкорковых образованиях и протекающих в них физиологических процессов, входящих в единую систему и необходимых для осуществления психической деятельности; морфологическая основа психических функций.

Нейропсихология – отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке психологии, медицины и физиологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных поражений мозга.

Нейропсихология детского возраста – направление в нейропсихологии, изучающее специфику нарушений психических функций при локальных мозговых поражениях у детей.

Нейропсихологическая диагностика – исследование больных с локальными поражениями мозга с помощью нейропсихологического метода с целью установления места поражения мозга.

Нейропсихологическая реабилитация – совокупность мероприятий, направленных на реабилитацию больных с локальными поражениями мозга.

Нейропсихологический синдром – закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, связанное с выпадением (или нарушением) определенного фактора.

Нейропсихологический симптом – нарушение психической функции (как элементарной, так и высшей), возникающее вследствие локального поражения головного мозга.

Нейропсихологический фактор – физиологическое понятие, обозначающее принцип физиологической деятельности определенной мозговой структуры (участка мозга), нарушение которого ведет к появлению нейропсихологического симптома.

Парафазии – замена нужного слова побочным, близким к нему либо по смысловому (вербальные парафазии) либо по фонетическому признаку (литеральные парафазии).

Первичные нейропсихологические симптомы – нарушения психических функций, непосредственно связанные с нарушением (выпадением) определенного фактора

Персеверации – проявление патологической инертности, «зацикливание».

Проекционные системы мозга – системы, которые обеспечивают анализ и переработку соответствующей по модальности информации.

Псевдоамнезии – нарушения, проявляющиеся в трудностях произвольного запоминания и произвольного воспроизведения любых по модальности стимулов; сочетаются с трудностями опосредования или семантической организации запоминаемого материала.

Реабилитационное направление в нейропсихологии – направление, занимающееся восстановлением высших психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений мозга.

Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность, единство

Сенсорные системы (анализаторы по И.П.Павлову) – часть нервной системы, состоящая из воспринимающих элементов – рецепторов, получающих стимулы из внешней или внутренней среды, нервных путей. Передающих информацию от рецепторов в мозг, и тех частей мозга, которые перерабатывают эту информацию.

Скотома – выпадение участка поля зрения при поражении первичных зрительных полей.

Синдромный анализ – анализ нейропсихологических синдромов с целью обнаружения общего основания (фактора), объясняющего происхождение различных нейропсихологических симптомов.

Соматоагнозия – нарушение способности узнавания частей тела, их расположения по отношению друг к другу

Теория светлого пятна – связь сознания с областью повышенной возбудимости, которая может перемещаться по коре больших полушарий мозга

Три основных структурно-функциональных блока мозга – а) энергетический блок или блок регуляции уровня активности мозга; б) – блок приема, переработки или хранения экстероцептивной информации; в) блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.

Функциональная система – физиологическое понятие, задействованное из концепции функциональных систем П.К.Анохина, используемое для объяснения физиологической основы высших психических функций.

Функциональная специфичность больших полушарий - специфика переработки информации и мозговой организации функций, присущая левому или правому полушарию головного мозга.

Экспериментальная нейропсихология – направление в нейропсихологии, в задачи которого входит экспериментальной изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга.

Экспрессивная речь – сложный двигательный акт, включающий систему афферентных синтезов, создающих нужные материальные схемы артикуляции, и систему эфферентных аппаратов, реализующих речь.

 

2.4 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ СТУДЕНТАМИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «Основы нейропсихологии»

Изучение курса «Основы нейропсихологии» предусматривает большой объем самостоятельной работы студентов. Для регулирования и контроля этой формы работы предусмотрен ряд самостоятельных работ, предполагающих углубленное знакомство с конкретными темами, их тщательную проработку.

Задание № 1 Ведение терминологического словаря

Цель задания – овладение понятийным аппаратом дисциплины «Основы нейропсихологии»

Содержание задания – студент должен выбрать основные понятия каждой темы курса, подобрав к каждому выделенному термину развернутое определение со ссылками на литературный источник, из которого оно взято.

Например: « Зрительные агнозии – это нарушения зрительного восприятия, возникающие при поражении вторичной зрительной коры и представляющие собой распад высшей организации зрительных процессов.» (А.Р.Лурия. Основы нейропсихологии. М., 1973, С. 137.)

На что следует обратить внимание при выполнении задания

- При разной трактовке одного и того же термина, следует представить все определения

- Словарь можно вести либо в алфавитном порядке, либо в соответствии с изучаемыми темами.

 

Задание № 2 Сравнительный анализ концепций локализации ВПФ

Цель задания - усвоить основные подходы к проблемы взаимосвязи мозга и психики

Содержание задания - студенты должны сопоставить между собой концепцию узкого локализационизма, антилокализационизма, эклектическую и системной динамической локализации ВПФ, выделив сходство и различия между основными положениями каждой из них.

На что следует обратить особое внимание при выполнении задания

- сравнительный анализ надо проводить попарно

- не следует отдельно описывать каждую концепцию

Например:

Узкий локализационизм Антилокализационизм

Сходство:

1. Функция рассматривается как простая способность

2.

Различия

1. Функция связана с работой 1. Функция – результат всего

отдельного участка мозга мозга в целом

2. 2.

 

Задание № 3 Составление логической схемы взаимовлияния 3-х функциональных блоков мозга

Цель задания – изучение анатомических и функциональных особенностей трех функциональных блоков мозга

Содержание задания - студенты должны выделить роль каждого из трех функциональных блоков мозга в обеспечении активности двух других.

На что следует обратить особое внимание при выполнении задания

- задание лучше выполнять в виде логической схемы

- необходимо помнить, что взаимовлияние предполагает обоюдное влияние двух отдельных функциональных блоков

 

Задание № 4 Составление логической схемы мозговой организации слухового восприятия (по аналогии со зрительным)

Цель задания – выработка навыков анализа высших психических функций как сложных функциональных систем.

Содержание задания – опираясь на схему анализа зрительного восприятия, рассматриваемую в лекционном курсе, необходимо выделить основные элементы сложной функциональной системы – слуховое восприятие.

На что следует обратить особое внимание при выполнении задания

- данная схема не предусматривает выделение компонентов слухового анализатора.

 

Задание № 5 Определение профиля межполушарной асимметрии (используя 9 проб по выбору)

Цель задания – формирование навыков диагностики профиля латерализации

Содержание задания- студенты должны определить профиль латерализации, используя три пробы для определения доминантной руки, три пробы для определения доминантного глаза и три пробы для определения доминантного уха.

На что следует обратить особое внимание при выполнении задания

- пробы подробно описаны в книге Хомской Е.Д. и др. Нейропсихология индивидуальных различий. М., 1999

 

Задание № 6 Составление карты нарушений ВПФ при локальных поражениях мозга

Цель задания- обобщение знаний по теме «Синдромный анализ ВПФ»

Содержание задания – необходимо описать основные нейропсихологические синдромы, возникающие при поражении отдельных участков мозга:

На что следует обратить особое внимание при выполнении задания:

- следует проанализировать нарушения всех психических функций, возможные при повреждении конкретного участка

Например:

Левое полушарие Правое полушарие

Височные доли

- первичные

- вторичные

Затылочные доли

- первичные

- вторичные

Теменные доли

- первичные

- вторичные

Задние третичные

Моторные отделы

Премоторные отделы

Префронтальные отделы

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.