Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






как экспериментальной и социальной науки

Некоторые даты в истории становления психологии

 

" Психология имеет долгое прошлое, но довольно короткую историю "
(Г.Эббингауз, 1908)

1872
Дарвин (1809-82) публикует " Выражение эмоций у людей и животных".

1874
Вундт (1832-1920) публикует первое издание Grundzuge der physiologischen Psychologie.

1875
Вундт получает должность заведующего кафедрой философии в Лейпциге.

1876
Бэйн основывает журнал Mind (" Разум").

1879
Вундт основывает Психологический институт в Лейпциге. Частью своей работы Вундт видел изучение таких социо–культурных феноменов как язык, религия, мифы и волшебство; психология была для него не только естественнонаучной, но и социальной дисциплиной. С этим связан тот факт, что приверженцы позитивизма в психологии отвергли вундтовский проект психологии. Понадобится около 100 лет для того, чтобы психология вновь вернулась к изучению культурных и социальных феноменов (см. 1972).

1881
Вундт основывает журнал Philosophische Studien, в котором собирается публиковать результаты исследований своей лаборатории.

1885
Фрейд (1856-1939) посещает Шарко (1825-93) в Париже с целью знакомства с применением гипноза для лечения истерии.

1885-6
Дюркгейм (1858-1917) посещает ряд немецких университетов, включая Лейпцигский. Работа Вундта производит на него сильное впечатление.

1887
Джордж Герберт Мид (1863-1931) поступает в аспирантуру Гарварда. Он живет по соседству с Уильямом Джемсом и занимается репетиторством с одним из его детей. Находится под впечатлением гегельянских идей Ройса.

1888-9
Мид поступает на учебу к Вундту и слушает его курс " Основы метафизики".

1889-91
По совету Г. Стэнли Холла Мид перебирается в Берлин, где изучает экспериментальную и физиологическую психологию у Эббингауза. (1850-1909), психологию, антропологию, философию и образование у Паульсена и философию у Дильтея (1833-1911). Под руководством последнего Мид начинает писать диссертацию, посвященную критике рационалистских представлений о пространстве, но в 1891 г. оставляет ее незавершенной.

1890
Джемс (1842-1910) публикует " Принципы психологии".
Тард (1843-1904) публикует Les Lois de l'Imitation.
Фон Эренсфельс (1859-1932) (Von Ehrensfels) публикует статью 'Uber Gestaltequalitaten', которая становится основой для формирования Австрийской школы гештальтпсихологии (не путать с более поздней Берлинской школой).
Эббингауз и Кониг основывают Zeitschrift fur Psychologie und Physiologie der Sinnesorgane - журнал, стоявший в оппозиции вундтовскому Philosophische Studien.

1891-4
Мид работает в Мичиганском университете инструктором по философии и психологии. Здесь он становится коллегой и близким другом Дьюи (1859-1952). Он также встречается с Кули (1864-1929), который в то время заканчивает свою диссертацию по экономике. Кули познакомил Мида с учением Адама Смита, которое явилось источником мидовской идем о принятии роли другого. Покупатель и продавец, совершая сделку, принимают роли друг друга, и это делает рыночные отношения более эффективными. Люди могут заниматься коммерцией, не зная языка и культуры друг друга. Мид говорил, что торговля сделала для объединения народов больше, чем любая мировая религия.

1892
Титченер (1867-1927) эмигрирует из Германии в США и становится профессором психологии в Корнелле, где и остается до самой смерти. Американцами он воспринимается как представитель вундтовской ортодоксальной школы экспериментальной психологии и интроспекции.

1892-3
Мюнстерберг (1893-1916) читает лекции в Гарварде.

1894
Дьюи становится во главе кафедры философии в только что основанном Чикагском университете. Его сопровождает Мид. Создается журнал Psychological Review.
Дюркгейм публикует " Правила социологического метода" (Les Regales de la Methode Sociologique).

1895
Ле Бон (1841-1931) публикует " Психологию толп".
Болдуин (1861-1934) публикует " Психическое развитие ребенка и расы", где предлагает теорию, по которой индивид в онтогенезе повторяет историю человечества.

Дьюи публикует " Понятие рефлекторной дуги в психологии", где предупреждает об опасности рассмотрения рефлекторной дуги как основного элемента человеческого поведения. Статья родилась в результате бесед с Мидом, который позже развил ее идеи в своей работе " Философия действия" (1938).
Дюркгейм становится профессором социологии в Бордо.

1897
Дюркгейм основывает журнал L'Annee Sociologique, в котором публикует работы своей школы.
Мюнстерберг становится директором Гарвардской психологической лаборатории. Он остается в Гарварде до самой смерти в 1916.

1898
Дюркгейм публикует " Представления индивидуальные и представления коллективные" (Representations individuelles et representations collectives). Он проводит раздел между социологией (изучающей коллективные представления) и психологией (изучающей индивидуальные представления) и заявляет, что это автономные дисциплины.

1900-20
Вундт начинает 10-томную публикацию Volkerpsychologie: eine Untersuchung der Entwicklungsgesetze von Sprache, Mythus und Sitte.

1900-08
Уотсон (1878-1958) становится сначала аспирантом, а затем инструктором в Чикагском университете. Первоначально он собирался учиться под руководством Дьюи, но вместо этого защитил диссертацию по изучению животных у Энджелла.

1900
Тард становится профессором в Le College de France.

1900-01
Мид впервые читает ежегодный курс лекций по социальной психологии на факультете философии в Чикаго. Он никогда не делал письменных заметок к своим лекциям. Курс, прочитанный Мидом в 1927 г., будет восстановлен уже после его смерти по студенческим конспектам и издан в 1934 г. под названием " Разум, " Я" и общество" (Mind, Self and Society: from the point of view of a social behaviorist).

1901
Тард публикует L'Opinion et la Foule.

1903
Уотсон защищает диссертацию по научению у крыс и получает докторскую степень по психологии в Чикаго.

1903-4
Дюркгейм и Тард читают лекции на тему " Социология и социальные науки" в Ecole des Hautes Etudes en Sciences Sociales в Париже.
Коффка (1886-1941) учится в Эдинбурге.

1904
Дьюи переходит из Чикагского в Колумбийский университет в Нью-Йорке. Психологи в Чикаго под руководством Энджелла формируют новую кафедру. Мид остается на кафедре философии, Уотсон присоединяется к психологам. " Я был на лекциях и семинарах Мида, но никогда не понимал его. Мид же, напротив, был очень заинтересованным моими опытами с животными…", - напишет Уотсон в 1936 г.
Мид публикует " Связь между психологией и филологией" - обзор первых 2-х тт. Volkerpsychologie Вундта.
Парк (1864-1944) защищает диссертацию 'Masses und Publikum' в Гейдельберге, в которой он разводит понятия " толпа" и " публика". Журналист по профессии, Парк позже присоединяется к факультету социальных наук Чикагского университета.

1906
Мид публикует " Воображение в рассмотрении Вундтом мифов и религии" - обзор 3 и 4 тт. Volkerpsychologie Вундта.
Мортон Прайс (1854-1928) в Гарварде основывает Journal of Abnormal Psychology.

1907-8
Томас, выдающийся социолог из Чикаго (соавтор Знанецкого по работе " Польские крестьяне в Европе и Америке"), поступает на курсы Вундта в Лейпциге.

1908
Уотсон покидает Чикаго и в возрасте 30 лет получает звание полного профессора в университете Джона Хопкинса.
Макдугал публикует " Введение в социальную психологию". Он идентифицирует ограниченный набор рефлексов, которые, по его мнению, составляют основу социальной жизни.
Росс (1866-1951) публикует " Социальную психологию" (Social Psychology: an outline and source book), в которой обобщает европейскую, главным образом французскую, традицию в области изучения социального влияния.
Малиновски (1884-1942) в Лепциге изучает физику и химию. Восстанавливаясь после болезни, читает " Золотую ветвь" Фрейзера и заинтересовывается антропологией. Испытывает влияние Вундта.

1909
Фрейд, сопровождаемый Юнгом (1875-1961), читает 5 лекций по психоанализу в честь 20 годовщины университета Кларка, Уорчестер, Массачусетс.
Левин (1890-1947) поступает в Берлинский университет, где изучает психологию вплоть до начала войны в 1914 г.
Болдуин вынужден покинуть свой пост в университете Джона Хопкинса. Вместо себя на постах заведующего кафедрой и редактора Psychological Review он оставляет Уотсона.

1910
Малиновски уезжает из Лейпцига в Лондон, где в Лондонской школе экономики он основывает социальную антропологию как дисциплину.
М.М. Ковалевский читает лекции по социологии в Психоневрологическом институте в Петербурге и предлагает свою концепцию коллективной (социальной) психологии сходную с тардовской: " …единственное средство познать […] психологию масс - это изучить всю совокупность их верований, учреждений, нравов, обычаев и привычек". Ковалевский почеркивает в этой связи важность анализа сказок, былин, пословиц, писаных и неписаных законов и т.д., чем очень схож с Вундтом.

1912
Уотсон читает серию лекций в Колумбийском университете, начиная систематически развивать бихевиористские идеи.
Вертгеймер (1880-1943), Коффка и Кёлер (1887-1967) во Франкфурте проводят первый эксперимент, который ведет к установлению гештальтпсихологии. Эксперимент касался phi-феномена.
Вундт публикует Elemente der Volkerpsychologie - избранное из продолжающегося издания его Volkerpsychologie (1900-20). Отклик Фрейда появляется в работе " Тотем и табу" (1913). Elemente публикуются на английском в 1916 г. под названием " Элементы народной психологии: наброски психологической истории развития человечества".

1912-13
Малиновски, Радклифф-Браун (1881-1955), Дюркгейм и Фрейд публикуют важные работы касающиеся австралийских аборигенов. Фрейд явным образом реагирует на вундтовское описание эры тотемизма в " Тотеме и табу".

1913
Уотсон, " Психология, как ее видит бихевиорист" - бихевиористский манифест, в котором Уотсон призывает освободиться от всех упоминаний о " разуме" и " сознании".

1914-1918
Первая мировая война.

1914
Уотсон публикует " Поведение: введение в сравнительную психологию" и " Поведение простых и черных крачек".

1915
Уотсон избирается Президентом Американской психологической ассоциации. Президентское обращение озаглавлено " Место условного рефлекса в психологии". Он предлагает принять рефлекторную дугу за основной элемент поведения. Это то, против чего предостерегал Дьюи в 1896 г.
Де Соссюр в Швейцарии издает свой " Курс общей лингвистики", где обосновывает возможность науки о знаках - семиологии (семиотики): " Возможна наука, которая будет изучать жизнь знаков в обществе; она могла бы быть частью социальной психологии. Я назову ее семиологией."

1917
Левин публикует свою первую профессиональную статью, 'Kriegslandschaft', которая описывает взгляд солдата на войну.

1918-20
Томас и Знанецки публикуют 5-томник " Польский крестьянин в Европе и Америке". Томас определяет социальную психологию как научное исследование социальных установок (attitudes). Он вынужден оставить свое место в Чикаго.

1919
Данлоп публикует статью " Существуют ли инстинкты? ", в которой ставит под вопрос инстинкт как объяснительный конструкт.

1920
Академическая карьера Уотсона заканчивается после его развода. Томас, чикагский социолог, оказывает ему финансовую поддержку и помогает ему найти работу в рекламной компании J. Walter Thompson. Начинается чрезвычайно успешная работа Уотсона в рекламе, он даже становится вице-президнтом компании (1924-36).
Макдугал публикует " Групповой разум" (The Group Mind), и подвергается нападкам со стороны Флойда Олпорта (1890-1978) за то, что присваивает свойства агента сущностям отличным от индивида (см. 1924). Макдугал перебирается из Берлина в Гарвардский университет.
Хайдер (1896-1988) защищает диссертацию под названием Ding und Medium.

1921
Фрейд публикует " Массовую психологию и анализ человеческого Я" - первую из серии книг, в которых он перемещает свое внимание с анализа клинических случаев на анализ культурных феноменов. В " Массовой психологии" Фрейд развивает идеи Ле Бона и Тарда о психологии толпы.
Основывается Psychologische Forschung - журнал гештальт-группы под редакцией Вергеймера, Кёлера, Коффки, Годштейна (1878-1965) и Грюле (1880-1958).
Ф.Олпорт и М.Принс основывают Journal of Abnormal Psychology and Social Psychology. Опыт, который Принс пережил во время Второй мировой войны, заставляет его заняться социальной психологией. В 1925 г. название журнала сокращается до Journal of Abnormal and Social Psychology, и он становится главным периодическим изданием по социальной психологии в мире.

1922
Леви-Брюль (1857-1939) публикует " Первобытное мышление", где обосновывает свою мысль, что ментальность примитивных народов носит мистический и до-логический характер и отличается от рационального и логического мышления характерного для западной цивилизации.

1923
Фрейд пишет " Я и Оно".

1924
Флойд Олпорт (брат Гордона Олпорта) издает свою книгу " Социальная психология", тем самым закрепляя социальную психологию как экспериментальную и поведенческую науку. Он объясняет социальные феномены в чисто бихевиористских терминах на уровне отдельного индивида. С его точки зрения, нет необходимости менять научную модель при переходе от изучения индивида к изучению таких коллективных образований как публика, социальные институты, культура и т.д.: " Не существует психологии, которая не была бы целиком и полностью психологией индивида. Социальная психология не должна противопоставляться психологии индивидуальной, она является частью психологии индивида, и изучает его поведение в связи с его окружением, наполненным его собратьями… Так же не существует и сознания кроме того, которое принадлежит отдельным индивидам. Психология во всех своих формах - наука индивидуального" (см. противоположную точку зрения: 1972).
Терстоун (1887-1955) издает " Природу интеллекта" (The Nature of Intelligence). В предисловии он отмечает влияние на его работу мидовских лекций по социальной психологии.
Выготский (1896-1934) выступает с докладом " Методология рефлексологического и психологического исследования" на Втором Психоневрологическом конгрессе в Ленинграде. Он отстаивает свою точку зрения, что если рефлексологии суждено стать общей теорией человеческого поведения, она прежде должна признать существование сознания и взять на вооружение методы психологического исследования. Его подход схож с Дьюи (1896) и противоположен Уотсону (1915). Последний в своих представлениях о психологии как объективной науке следовал модели Павлова.

1925
Блюмер (род. 1900), тогда магистр социологии, поступает в аспирантуру в Чикагский университет, где слушает лекции Мида.

1926-29
Дискуссии в советской психологии, касающиеся марксистской перестройки психологического знания, в результате которых социальной психологии отказано в самостоятельном статусе. Социальная психология отождествляется с признанием социальной обусловленности психики, что не требует " отдельной" научной дисциплины (Блонский). Социальная психология как изучение социальных групп, коллективов и институтов " гражданства" в СССР не получает. Начало изоляции советской психологии от мировой.

1927
Коффка становится сотрудником Смит колледж, где и остается до своей смерти в 1941.
Принс основывает Психологическую клинику в Гарварде. После его кончины на 75 году жизни директором клиники становится его юный ассистент Генри Мюррей (род 1893).

1929
Боринг (1896-1968) публикует " Историю экспериментальной психологии", в которой отстаивает " чистую" экспериментальную психологию перед лицом недавно ставших популярными ответвлений прикладной психологии. Книга также является сильным выступлением за размежевание психологии и философии.
Терстоун и Чейв публикуют " Измерение установок". Методы, использованные Терстоуном для конструирования его классической шкалы в Чикаго в 1920-х гг., предполагают наличие у разработчиков шкал коллективных репрезентаций исследуемого объекта. Пункты, которые он использовал для конструирования шкал измерения общественного мнения, взяты из средств массовой коммуникации. Выше (1924) упоминалось, что на Терстоуна оказала влияние социальная психология Мида.

1930
Хайдер присоединяется к Коффке в Смит колледж. Первоначально собиравшийся в США с коротким визитом, Хайдер женится на американке Грейс Мур и остается в Штатах до конца дней.

1931
Мид умирает в Чикаго. Курс социальной психологии в Чикагском университете вместо Мида теперь читает Блюмер. Это истоки символического интеракционизма в американской социологии. Название " символический интеракционизм" принадлежит Блюмеру, а не Миду, как многие считают. Мид не был понят психологами при жизни (см. 1904) - так же как в свое время Вундт (см. 1879), он был отвергнут позитивистами. Очень близкие мидовским, в России получили развитие идеи Выготского. Оба пришли к своим выводам о социальной природе языка и сознания почти одновременно и совершенно самостоятельно. Они даже не были знакомы с работами друг друга.
Бартлетт становится профессором экспериментальной психологии в Кембридже.

1932
Бартлетт публикует " Запоминание: экспериментальное и социальное исследование". Очевиден междисциплинарный характер этой работы, совмещающий как психологию так и антропологию.
Лурия (1902-77), Выготский и Коффка отправляются в экспедицию в Узбекистан и Киргизию для изучения " зависимости психических функций от историко-экономических условий". Результаты этого исследования не были опубликованы до 1976 г. (Лурия. " Когнитивное развитие: культурные и социальные основы").
Блюмер проводит год в Париже, изучая феномен моды. Он считает, что мода в современном обществе - то же, что традиция (custom) в статических обществах.
Левин читает лекции в Стэнфорде.

1933
Гитлер приходит к власти в Германии. Вертгеймер и Левин ищут убежища за границей. Лондонская школа экономики и политических наук рассматривает вопрос о предоставлении им мест, но отвечает отказом, и те эмигрируют в Америку. Вергеймер отправляется в New School for Social Research в Нью-Йорке, а Левин в School of Home Economics в Корнелле, где и остается до 1935 г.
Ф.Олпорт публикует книгу Institutional Behaviour, в которой рассматривает главные социальные институты в терминах поведения отдельных индивидов.

1934
Адорно (1903-69) эмигрирует из Франкфурта в Штаты, где преподает в New School for Social Research в Нью-Йорке.

1935
Мерчисон издает " Учебник социальной психологии" (Handbook of Social Psychology). Структура книги похожа на Volkerpsychologie Вундта, т.е. сравнительный подход. Гордон Олпорт (1897-1967) в своей классической главе об установках превращает последние из " коллективных представлений" в чисто индивидуальную готовность к действию. Научный прогресс в современной социальной психологии измеряется в терминах удаленности от учебника Мерчисона.
Коффка публикует " Принципы гештальтпсихологии" на английском.
Гэллап (1901-84) основывает Американский институт общественного мнения, известный как Gallup Poll, для проведения политических и маркетинговых исследований научными способами.
Левин перебирается из Корнелла в Child Welfare Research Center в Айове, где остается до 1945 г.
Фестингер (1919-89) защищает здесь под руководством Левина докторскую диссертацию на тему уровня притязаний.

1936
ЦК ВКП(б) издает постановление " О педологических извращениях в системе наркомпросов", запрещающее использование психологических тестов, особенно в школах. Запрещение исследований индивидуальных различий в СССР контрастирует с индивидуализацией социальной психологии в США.

1937
Г.Олпорт становится редактором Journal of Abnormal and Social Psychology на целых 12 лет. Он также публикует " Личность: психологическая интерпретация", в которой индивидуализирует понятие личности так же, как недавно индивидуализировал понятие установки (1935).
Создается журнал Public Opinion Quarterly.

1939-1945
Вторая мировая война

1943
Олпорт, будучи редактором, публикует статью Беттельгейма о концентрационных лагерях " Индивидуальное и массовое поведение в экстремальных ситуациях". Генерал Эйзенхауэр (впоследствии Президент США) предписывает военным ознакомиться с этой статьей прежде, чем они начнут освобождение пленных из концлагерей.
Соломон Эш (род. 1907) сменяет Вертгеймера на посту заведующего кафедрой психологии в New School for Social Research.

1945-47
Под руководством Левина в Массачуссетском технологическом институте создается Исследовательский центр групповой динамики.

1947
Смерть Левина. Исследовательский центр групповой динамики перебазируется в Мичиганский университет, где становится частью Института социальных исследований. Директором становится Картрайт. Хайдер в возрасте 51 года переходит из Смит Колледж в Канзасский университет, где и остается до конца своих дней (1988).
Эш присоединяется к Кёлеру в Свартмор Колледж и остается там до 1966 г.

1949
Публикуется " Приспособление к армейской жизни" - I т. из серии " Американский солдат" под редакцией Stouffer, Suchman et al. Публикуется II т. - " Бой и его последствия". Эти работы представляют собой результаты социологических опросов, проводившихся в войсках во время Второй мировой войны. III т. - " Эксперименты по массовой коммуникации" - выходит под ред. Ховлэнда (1912-61) и др. Эти экспериментальные исследования создали основу для послевоенной программы по изучению и изменению установок в Йельском университете.
Густав Ичхайзер (1897-1969), венский социолог, эмигрировавший в США, публикует в Чикаго свою монографию " Природа непонимания в человеческих взаимоотношениях". Ичхайзер на 20-30 лет предвосхитил многие идеи, касающиеся аттрибуции, управления впечатлением, влияния идеологических факторов на межличностное восприятие. Его труды оказали влияние на Хайдера и Гоффмана. Однако, не имея поддержки в научных кругах, он был предан полному забвению до середины 80-х гг. В 1952 г. Ичхайзер был госпитализирован с диагнозом " параноидальная шизофрения", провел в клинике 11 лет и через 6 лет после освобожения закончил свою жизнь в полной нищете.

1950
Группа во главе с Адорно публикует " Авторитарную личность" - фундаментальное исследование предрассудков, особенно антисемитизма, вдохновленное Институтом социальных исследований во Франкфурте. Институт был закрыт по приказу Гитлера. Историческая работа в области социальной психологии и психологии личности.
Выходит IV, последний том из серии " Американский солдат", " Измерение и предсказание". Касается, главным образом, конструирования шкал установок, особенно шкал Гуттмана.

1952
Эш издает свой текст " Социальная психология". Он испытал сильное влияние Вертгеймера, чьи лекции посещал в New School for Social Research в Нью-Йорке. Данный текст, представляющий собой гештальтистскую перспективу, оказал такое же влияние на развитие когнитивной социальной психологии, как работа Ф.Олпорта 1924 г. на развитие бихевиористской социальной психологии.

1953
Фестингер и Кац публикуют Research Methods in the Behavioral Sciences - результат работы Института социальных исследований Мичиганского университета. Картрайт и Зандер публикуют книгу " Групповая динамика: исследования и теория" - продукт Исследовательского центра групповой динамики (тоже Мичиган).
" Коммуникация и убеждение: психологические исследования изменения мнений" публикуется группой Ховлэнда. Это первая публикация йельской программы по исследованиям коммуникации и изменению установок.
Гоффман защищает докторскую диссертацию 'Communication Conduct in an Island Community' на кафедре социальной антропологии в Эдинбургском университете. На основе этой работы в 1959 г. выйдет его знаменитая книга " Представление себя другим в обыденной жизни".

1954
Фестингер излагает свою теорию социального сравнения в журнале Human Relations, который издается совместно Тэвистокским институтом в Лондоне и Исследовательским центром групповой динамики Мичиганского университета.
Линдзи редактирует новый " Учебник социальной психологии" (Handbook of Social Psychology) - первый из современной серии. Том I - " Теория и метод", том II - " Специальные области применения". Первый том открывается статьей Г.Олпорта " Исторические корни современной социальной психологии", в которой он пишет, что хотя ее " корнями является традиция европейских мыслителей, плоды - характерно американский феномен".

1958
Хайдер публикует " Психологию межличностных отношений".

1959
Гоффман публикует " Представление себя другим в обыденной жизни", которая будет воспринята как первая разработка в области драматической модели социальных отношений.

1962
Выходит в свет " Структура научных революций" Куна, которая потрясает рациональные основания позитивистской науки и идеи кумулятивного развития знаний. Научная истина - результат социального соглашения в научной среде, а не открытия " объективной" закономерности имманентной природе. Начало пост-эмпирицизма в психологии, по выражению Гергена (см. 1973).
В Ленинградском университете открывается первая в СССР кафедра социальной психологии. Реабилитация социальной психологии как самостоятельной дисциплины.

1963
Витгенштейн в Philosophical Investigations продемонстриовал, в какой степени использование психологических предикатов зависит от общепринятых лингвистических конвенций. Его труды стимулировали философский анализ языковой детерминации таких понятий как " разум", " ощущение", " мотивация" и др. и оказали серьезное влияние на становление движения социального конструкционизма в психологии.

1966
Выходит в свет " Социальное конструирование реальности" Бергера и Лукмана, в которой артикулируется идея, что социальные объекты не существуют сами по себе, но конструируются и трансформируются в процессе коммуникации людьми, активно осмысливающими окружающую реальность. На Бергера и Лукмана значительное влияние оказали идеи Шюца и Мида.

1972
Московичи в статье " Общество и теория в социальной психологии" пишет: " Центральным и эксклюзивным объектом социальной психологии должно быть то, что относится к идеологии и коммуникации с точки зрения их структуры, генезиса и функций. Область нашей дисциплины - изучение культурных процессов, которые отвечают за организацию знаний в обществе, за установление межиндивидуальных отношений в контексте социальной и физической среды, за формирование социальных движений (групп, партий, институтов), через которые люди взаимодействуют, за кодификацию межиндивидуального и межгруппового поведения, которое создает социальную реальность с ее нормами и ценностями, истоки которых, опять же, следует искать в социальном контексте. Параллельно больше внимания следует уделять языку, который не рассматривался до недавнего времени как область близко связанная с социальной психологией" (ср. с взглядами Ф.Олпорта, 1924).

1973
Герген публикует в Journal of Personality and Social Psychology широко цитируемую статью " Социальная психология как история", в которой показывает, как массовое распространение научно-популярного знания в современном обществе ставит под вопрос валидность позитивистской парадигмы в психологическом исследовании.

Использованы работы:

1. Андреева Г.М. К истории становления социальной психологии в России. // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология, №4, 1997.

2. Farr, R.M. The Roots of Modern Social Psychology: 1872-1954. Oxford: Blackwell, 1996.

3. Gergen, K.J. The Social Constructionist Movement in Modern Psychology. American Psychologist, 40(3), 1986.

4. Gergen, K.J. Toward a Postmodern Psychology. In S. Kvale (Ed.), Psychology and Postmodernism. London: Sage, 1992.

5. Moscovici, S. Society and Theory in Social Psychology. In J.Israel & H.Tajfel (Eds.), The Context of Social Psychology: A critical assessment. London: Academic Press, 1972.

6. Sabrin, T.R. & Kitsuse, J.I. (Eds.). Constructing the Social. London: Sage, 1994.

© А.Дерябин, 1998
PSyberLink | Центр

© Научно-учебный центр психологии НГУ 1997, 1998

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Куда же следует двигаться дальше? | Примеры. Дана матрица А (N x N) и вектор b = (b1, b2, , bN)




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.