Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Машина времени






Содержание: этот «огонек» напоминает игру, которая связана с отправлением в будущее. Предстоящий период (день, неделя, а может, вся смена) обсуждается участниками с точки зрения перспектив, т.е. ребята рассказывают о будущем времени так, будто они его уже прожили.

Подобный способ общения помогает развить образно-ассоциативное мышление у детей, навык построения собственных перспектив. Кроме того, вожатый подобным образом может выделить, зафиксировать для себя проблемы, волнующие детей.

 

Про «огоньки» написано много замечательных книг. В них можно найти и исторические данные, и методические советы, и воспоминания, и восхищенные отзывы.

 
 


1. Коллективные творческие дела коммуны имени А.С. Макаренко (из опыта воспитательной работы) – Л.: 1970.–232 с.

Методические материалы, помещенные в настоящем сборнике, подготовлены членами Макаренковской секции (Коммуны имени Макаренко) студенческого научного общества Ленинградского государственного педагогического института имени А.И. Герцена.

Данный сборник включает в себя ПАМЯТКИ – обобщенные рекомендации по подготовке и проведению 50 коллективных творческих дел: организаторских, познавательных, трудовых, спортивных, а также ОЧЕРКИ, в которых рассказывается, как эти дела осуществлялись кимовцами и их друзьями – педагогами и учащимися ленинградских школ.

2. Пионерские костры (из материалов Пермского Дворца пионеров и областного Совета профсоюзов в помощь работникам пионерских лагерей). – Киев, 1967. – 46 с.

В этих методических пособиях вы найдете рекомендации о том, как провести в отряде и дружине линейки, как создать в лагере клубы и отряды по интересам, а также практические советы по проведению разнообразных костров.

3. Скаутинг для начинающих. – Петрозаводск, 1993. – 36 с.

В сборнике даны самые общие рекомендации о том, как организовать скаутскую жизнь. В ней рассказывается, кто такие скауты, даются история скаутинга и основы международного скаутизма, советуется, как организовать интересную деятельность, поддерживать хорошую атмосферу между скаутами, следить за становлением их духовных ценностей и многое другое. Сборник составлен по материалами мирового скаутского движения, а также опыта работы Союза скаутов «Товарищ» г. Петрозаводска.

4. Отрядному вожатому. Сборник методических рекомендаций/ Сост. Сохинова О., Гавриленко С. – ВДЦ «Орленок», д/л «Стремительный», 1994. – 34 с.

В сборник вошли рекомендации по планированию и организации каждого дня смены, описаны формы, методы, приемы ежедневной работы с детьми, методики конкретных дел, способы работы органов самоуправления и т.д., которые написаны в форме страничек вожатского дневника.

5. Щуркова Н.Е., Питюков В.Ю., Савченко А.П., Осипова Е.А. Новые технологии воспитательного процесса.– М., 1994.–112 с.

Книга представляет читателю один из подходов к воспитанию ребенка, основа которого – гуманность и уважение индивидуальности. Признаки подобного подхода – ясность, простота, изящество и радость работы с детьми. Предлагаемые педагогические технологии воспитательного процесса (как педагогу общаться с детьми, предъявлять педагогические требования, организовать групповую деятельность, формировать образ жизни, достойной Человека, создавать ситуацию успеха и т.д.) исследованы группой ученых под руководством профессора Н.Е. Щурковой.

6. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел: Методический материал для работы с детьми. 4-е изд., дополненное, переработанное. – Смоленск, 1998. – 96 с.

Книга раскрывает психолого-педагогический взгляд на групповое дело как воспитательный феномен. Описана методика 100 новых форм групповой деятельности с детьми на темы: «Я в обществе», «Я и природа», «Я и моя социальная роль», «Предметы вокруг меня», «Я – стратег своей жизни» и другие.

7. Газман О.С., Матвеев В.Ф. Педагогика в пионерском лагере: Из опыта работы ВПЛ «Орленок», - М.: Педагогика, 1982. – 96 с. – (Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки)

В книге рассказывается о системе воспитательной работы во Всероссийском детском центре «Орленок» 70-80-х годов. Авторы анализируют особенности формирования временного детского коллектива, исследуют роль труда, творчества и самоуправления в воспитании подростка.

8. Салют, «Орленок!», или Путешествие в педагогику боевой, звонкой, многокрасочной пионерской жизни. /Сост. В. Яковлев. Пред. Л. Тимофеевой. – М.: Молодая гвардия, 1987. –159 с., - Для тех, кто работает с пионерами. (Библиотечка вожатого).

Эта книга, авторами которой являются вожатые, методисты, работники лагеря, орлята разных поколений, рассказывает, как за недолгие дни лагерной смены создается коллектив, об умении вожатых находить путь к сердцам ребят, увлекать их интересными, полезными делами - словом, обо всем, что называют «педагогикой «Орленка».

9. Гиндис Б. Вечерний огонек. – ВДЦ «Орленок», 1998. – 61 с.

Идея «вечернего огонька» появилась во фрунзенской коммуне, но только здесь, в «Орленке», она превратилась в уникальный по своей эффективности педагогический инструментарий.

Идеальная модель «огонька» той эмоционально и интеллектуально «заряженной» атмосферы «Орленка» 70-х годов (не только каким тогда было отрядное дело, но и каким оно могло бы быть) оформлена автором в виде данного методического пособия.

10. Соловейчик С.Л. Воспитание по Иванову.– М.: Педагогика, 1989. – 352 с.

Автор, писатель и публицист, раскрывает содержание и основные принципы методики коллективного творческого воспитания, разработанной известным советским педагогом Игорем Петровичем Ивановым. Основное внимание уделяется применению коммунарской методики в практике школы.

Данная книга – книга-поиск. Она состоит из трех в разное время сделанных работ, представляющих собой последовательные попытки понять и описать опыт и методику КТВ.

Первая книжка – «Фрунзенская коммуна» - собрана из сочинений ребят-коммунаров и передает жизнь детского коллектива такой, какой она была, какой ее видели дети. Следующая работа – «Воспитание творчеством» – обобщает накопленный опыт коммунарского движения. Третья работа – «Дневник Николая Федоровича» – это описание методики КТВ для классного руководителя.

Таким образом, данная книга – это описание детской жизни в творческом коллективе и методики организации такой жизни.

11. Листопадов Ю.Г. Вечерний костер в детском лагере: общие подходы, основные виды, проведение в первичном коллективе. – 2-е изд., исправленное и дополненное. – Дружина «Шуя», 1997. – 24 с.

В брошюре дается краткая историческая справка о традиции ежевечерних сборов в детском лагере, классификация костров по различным признакам, приводится описание методики проведения вечернего «огонька» (по книге Б. Гиндиса «Вечерний огонек») и костров первого дня в палаточном лагере.

12. Листопадов Ю.Г. Вечерний костер в детском лагере: часть 2-я; звеновые костры.– 2-е изд., исправленное и дополненное.– Дружина «Шуя», 1997.– 24с.

В данной брошюре говорится о системе проведения костров в палаточном лагере, о педагогическом потенциале костров, традициях их проведения. Описываются методики организации и проведения основных видов звеновых костров и общелагерных костров знакомства и прощания.

13. Иванов И.П. Формирование юных общественников и организаторов (методическое пособие). – Л.: 1969. – 120 с.

В книгу вошли наблюдения, рекомендации, размышления о путях совершенствования воспитательной работы, очерки и методики воспитательной работы школы. Читатель найдет ответы на вопросы: что такое воспитательная работа и коллективная организаторская деятельность; как формировать микроколлективы, подготовить и провести творческие дела на пользу и радость себе и окружающим; что такое общая забота; как педагогический коллектив может осуществлять руководство жизнью единого коллектива школы?

Что было главным в деятельности коммуны имени Макаренко? - Разработка методики организации воспитательного процесса в классном и школьном коллективе на началах творческого содружества поколений. Ведущие положения этой методики изложены в данной брошюре.

14. Фрунзенская коммуна. Книга о необычной жизни обыкновенных ребят, написанная ими самими, с рисунками, которые сделала Галина Скотина, тоже коммунарка. / Сост. С. Соловейчик. – М.: «Дет.лит», 1972. – 176 с.

Увлекательный рассказ о том, какой захватывающей может быть жизнь отряда и дружины, какое счастье приносит совместная работа для людей, забота о друзьях, постоянное стремление к осмысленной жизни. В книге описаны история развития детского коллектива, глубокие педагогические идеи, дается оригинальное описание истории детской организации.

15. Макаренко А.С. Воспитание в советской школе. – М.: «Просвещение», 1966. – 256 с.

В книге собраны воедино и даны в системе основные мысли выдающегося советского педагога Антона Семеновича Макаренко о проблемах воспитания в школе.

Излагается учение о целях и задачах воспитания, раскрывается методика воспитания: проблемы формирования и воспитания единого коллектива учащихся, вопросы дисциплины, мысли о воспитателе, формах и содержании воспитания и педагогическом мастерстве учителя.

16. Крапивин В.П. Трое с площади Карронад. – Свердловск, Средне-Уральское кн. Изд-во, 1981. – 400 с, ил.

Книга писателя повествует о рыцарском понимании законов дружбы, о мужестве и непримиримости к разным формам проявления несправедливости.

Много удивительного можно прочесть в ней о дороге, воспоминаниях и открытиях детства, мальчишках из отряда «Каравелла», парусах, звездном небе…

Особо ценен для нас в этой книге рассказ «Альфа Большой Медведицы», в котором коротко, но очень четко и точно описывается прощальный «огонек» одного из отрядов «Орленка».

17. Папка методических материалов (рекомендаций, сценарных планов и конкретных сценариев) «Отрядные огоньки» (из опыта работы вожатых «Орленка»).


[1] Всероссийский детский центр «Орленок» / Детская энциклопедия: Познавательный журнал для девочек и мальчиков. №6, 2000 г.

[2] Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. Методический материал для работы с детьми. Смоленский областной институт усовершенствования учителей, 1998.

 

[3] Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. Методический материал для работы с детьми. Смоленский областной институт усовершенствования учителей, 1998.

 

[4] Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. Методический материал для работы с детьми. Смоленский областной институт усовершенствования учителей, 1998.

 

[5] Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие / Пер. с нем. 3-е изд., стер. – М.: Генезис, 2001. – 256 с.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.