Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






и государственное регулирование рынка






Адам Смит и затем другие экономисты показали, что посредством добровольного обмена реализуется тенденция к использованию ресурсов в таких направлениях, от которых выигрывают все участники. Это они доказали с помощью излишков.

Излишки потребителя (или выигрыш) - это разность между максимальной ценой, которую готов отдать потребитель за товар и ценой, установившейся на рынке. Предположим, что потребитель был готов отдать за 1 кг бананов 20 руб, а купил его на рынке за 15 руб. Его излишек составил 5 руб. на одном килограмме. При покупке 4 кг, излишек потребителя будет равен площади треугольника, заключенного между кривой спроса, ценой покупки и осью у (рис. 2.13) Sобщ.излиш. =5+4+2+0=11.

Излишки производителя (выигрыш) - это разность между рыночной ценой товара и той минимальной ценой, за которую производители готовы продать свой товар. Если рыночная цена 1 кг бананов составили 15 рублей, а производитель готов был продать первую единицу товара за 10 руб., то его излишек равен 5 руб. Складывая вместе излишки всех проданных товаров, получим величину общего излишка производителя 11 (5+4+2+0). Следовательно, совокупный излишек всех производителей определяется площадью, заключенной между кривой предложения, рыночной ценой и осью у.

Знание излишков широко используется на практике. С их помощью можно показать рост благосостояния в стране. Предположим, что вместо равновесного выпуска Q = 4, выпуск оказался равным 1 (рис. 2.13). Сколько бы выиграло общество за счет расширения выпуска до двух единиц? Очевидно, это была бы площадь АВА'В'. Следовательно, социальное благосостояние общества увеличивается до тех пор, пока в результате роста выпуска продукции имеет место излишек потребителей и производителей.

Знание излишков используется также при регулировании выпуска продукции в стране, распределении налогового бремени или субсидировании отраслей, фирм.

Если государство введет налог на продажу некоторых товаров, т. е. на потребителей, то это сдвинет кривую спроса влево (рис. 2.14). Налог, достающийся государству составит площадь P 1 P 2 МЕ 1. В результате излишек потребителей и производителей сократится на величину площади, соответственно SP2 M E0 P0 и S P0 E0 E1 P1, причем треугольник МE 0 E 1 составит чистые потери для общества от введения налога. Разделение налогового бремени между потребителями и производителями зависит от эластичности кривых спроса и предложения. В нашем примере больше теряют потребители, чем производители. Если же кривая спроса будет более эластична, чем кривая предложения, то большая часть налога ляжет на плечи производителей. Чистые потери также возникают при субсидировании производителей товара, так как рост производства товара создает проблему дополнительных затрат и не всегда является оправданным.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.