Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава I. Сущность правового производства. Правовой режим






§1.1 Конституционное закрепление гражданина на восстановление нарушенного права

 

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Конституция Российской Федерации гарантирует судебную защиту прав и свобод каждому гражданину, иностранному гражданину и лицу без гражданства в соответствии с положением ст. 8 Всеобщей декларации прав человека, устанавливающей право каждого человека на эффективное восстановление в правах компетентными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом.

Судебная защита в Российской Федерации осуществляется всеми судами, создание и функционирование, которых предусмотрено Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе в Российской Федерации» – федеральными судами (Конституционным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, арбитражными судами) и судами субъектов Российской Федерации (конституционными (уставными) судами), мировыми судами. В Российской Федерации устанавливается система государственной защиты прав и свобод российских граждан. Она включает в себя перечень государственных органов, обладающих определенной законом компетенцией по защите прав и свобод граждан.

В защите прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации участвуют все ветви государственной власти – законодательная, исполнительная, судебная, каждая из них самостоятельно и в пределах очерченной законом компетенции.

Органы представительной (законодательной) власти Российской Федерации и ее субъектов призваны нормативно регулировать отношения, связанные с признанием, обеспечением и защитой прав и свобод российских граждан.

На защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации направлена деятельность органов исполнительной власти – на уровне Федерации и ее субъектов, а также органов местного самоуправления.

Президент Российской Федерации как глава государства служит гарантом прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции), что дает ему исключительные полномочия по защите прав и свобод граждан.

Активную роль в защите прав и свобод человека и гражданина играют Правительство Российской Федерации, входящие в него министерства юстиции, внутренних дел, социального обеспечения и многие другие ведомства. Особо следует выделить милицию и другие структурные подразделения министерства внутренних дел, призванные защищать граждан от преступных и иных посягательств, стоять на защите жизни и других благ каждого человека и гражданина.

Защита прав и свобод человека и гражданина традиционно провозглашается одной из основных задач прокуратуры во главе с Генеральным прокурором Российской Федерации. Прокурор в настоящее время рассматривает жалобы и иные обращения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод граждан, по привлечению к юридической ответственности лиц, нарушивших закон, к возмещению ими причиненного ущерба.

Гражданин вправе обращаться во все те государственные органы и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит защита прав и свобод человека и гражданина, с требованием защитить свои права и свободы.

Способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.
Защите прав и свобод человека и гражданина могут способствовать юридические консультации и другие объединения адвокатов. Судебная власть в области гражданского судопроизводства реализуется применительно ко всем трем видам судопроизводство – исковому производству, производству, возникающему из административно – правовых отношений, и особому производству. Независимость судебной власти в гражданском процессе, равно как и в других процессуальных сферах, должна обеспечиваться Конституцией, другими законодательными актами; порядком избрания судей на должность и освобождения от должности; созданием условий, обеспечивающих принятие беспристрастных решений; личной неприкосновенностью судей; недопустимостью пересмотра решений несудебными властями; реализацией власти в порядке, установленном процессуальной процедурой.

Судебная власть в области гражданского судопроизводства реализуется применительно ко всем трем видам судопроизводства – исковому производству, производству, возникающему из административно – правовых отношений, и особому производству. Независимость судебной власти в гражданском процессе, равно как и в других процессуальных сферах, должна обеспечиваться Конституцией, другими законодательными актами; порядком избрания судей на должность и освобождения от должности; созданием условий, обеспечивающих принятие беспристрастных решений; личной неприкосновенностью судей; недопустимостью пересмотра решений несудебными властями; реализацией власти в порядке, установленном процессуальной процедурой.

Ныне действующее гражданское процессуальное законодательство, а это, прежде всего ГПК, не отвечает полностью современному уровню развития общества, изменениям, происходящим в других отраслях законодательства, в том числе и отдельным положениям Конституции. Все это сказывается на уровне защиты прав и законных интересов граждан: повышение уровня защиты прав граждан, пострадавших при крахе различного рода финансовых компаний; взыскания денежных сумм или истребования движимого имущества по требованиям, основанным на нотариально удостоверенной или письменной сделке, протесте векселя;
взыскания алиментов на несовершеннолетних детей при отсутствии спора об установлении отцовства; взыскания начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы; взыскания с граждан недоимок по налогам и государственному обязательному страхованию.

Названные категории дел по существу являются бесспорными. Как правило, все требования заинтересованных лиц подтверждаются документально и поэтому не возникает надобности в судебном разбирательстве такого рода требований коллегиальным составом суда. При отсутствии возражений со стороны обязанного лица судья единолично выдает обратившемуся лицу судебный приказ о производстве взыскания с должника денег или имущества в бесспорном порядке по правилам исполнительного производства гражданского процессуального законодательства.

Жалоба должна исходить от гражданина, не быть анонимной, содержать указание на нарушение прав, указанных в Пакте, не рассматриваться одновременно с другой процедурой международного разбирательства. Однако решения Комитета по индивидуальным жалобам не имеют обязательной силы для государств – участников протокола, хотя и имеют большое морально – политическое значение.

Таким образом, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, человек и гражданин вправе обратиться в суд за защитой нарушенных прав и охраняемых законом интересов с исковым заявлением, заявлением или жалобой по делам неисковых производств.

 

 

§1.2 Правовое регулирование искового производства, в соответствии

с ГПК РФ

 

Исковое производство – основной вид гражданского судопроизводства. Гражданские дела – это, как правило, исковые дела. Следовательно, защита права в большинстве случаев осуществляется судом в порядке искового судопроизводства. Исковая форма защиты права в значительной мере совпадает с гражданской процессуальной формой.
Для исковой формы защиты права характерны следующие признаки:

1) наличие материально-правового требования, вытекающего из нарушенного или оспоренного права стороны и подлежащего в силу закона рассмотрению в определенном порядке, установленном законом, т.е. иска;

2) наличие спора о субъективном праве;

3) наличие двух сторон с противоположными интересами, которые наделены законом определенными полномочиями по защите их прав и интересов в суд.

Разработка проекта ГПК РФ была вызвана необходимостью преобразования существующей судебной системы, совершенствования гражданского судопроизводства в направлении обеспечения надлежащей защиты нарушенных прав граждан и организаций (их объединений) и реализации концепции судебной реформы.
В юриспруденции учение об иске является одним из фундаментальных, и привлекает к своему исследованию многих ученых цивилистов-процессуалистов. Не смотря на то, что дефиниция иска относится к числу теоретических разногласий, правовой институт иска не умаляет своего научного и практического значения. В этой связи получение знаний о данном правовом институте, его правовой природы, условий реализации, имеет, с одной стороны, большое значение для каждого гражданина и организации, защищающих свои субъективные гражданские права, либо охраняемые законом интересы, с другой – обусловливает необходимость получения таких знаний каждым членом арбитражного суда и судов общей юрисдикции, поскольку ст. 2 АПК РФ и ст. 2 ГПК РФ, называет, в качестве коренных и наиболее значимых целей гражданского судопроизводства защиту прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций.
Это особенно важно в период перестройки всех сфер общественной жизни, в том числе и работы судебных органов, когда значительно возросли социальные требования к осуществлению правосудия, призванного обеспечить надлежащую защиту прав и охраняемых законом интересов каждого гражданина, предприятия, учреждения, организации и государства в целом.
Следовательно, получение правовых знаний об иске, предопределяет, с одной стороны, возможность действенной защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций, с другой – идеальный образ результата судопроизводства, что позитивным образом отразится на эффективности осуществления правосудия по гражданским делам.
Таким образом, объясняется теоретическая ценность возникшей проблемы, а также ее обусловленная не менее значимая практическая проблема, поскольку в современный период иск позволяет удовлетворять и защищать в юридически-легитимном порядке многие вновь возникающие права и законные интересы граждан России. Следовательно, с этих позиций постановка и исследование вопросов об институте иска в гражданском процессуальной праве России, имеет важное практическое значение, поскольку отсутствие разработки научных выводов, касающихся реализации данного средства защиты прав и законных интересов, условий, при которых он способен наиболее полно выполнять свою роль, может явиться непреодолимым препятствием на пути судебной реформы.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.