Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сохацкого Александра Сергеевича

ОТЧЕТ

ПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

УЧАЩЕГОСЯ 3 КУРСА, ГРУППЫ К-991

СПЕЦИАЛЬНОСТИ 2-25 01 10 «КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Сохацкого Александра Сергеевича

Руководитель практики А.В. Латушков

от организации

 

Руководитель практики Т.Я. Ночевалкина

от колледжа

 

Учащийся А.С.Сохацкий

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

1 Ознакомление с торгово-производительной деятельностью и видами торговых услуг, предоставляемых потребителям организаций торговли

2 Организационно-хозяйственная деятельность заведующего магазином

3 Организация торгово-технологических процессов в организациях розничной торговли

4 Формирование ассортимента. Контроль качества товаров

5 Организация товароснабжения

6 Анализ товарных запасов. Мероприятия по стимулированию сбыта в торговой организации

7 Экономические показатели работы торговой организации (объекта)

Введение

 

 

Ознакомился с целью, задачами и содержанием рабочей программы технологической практики. Основными целями и задачами прохождения практики являются: закрепление на практике, полученных в процессе обучения в колледже, теоретических навыков, знаний, умений и получение определённых практических навыков, знаний и умений, необходимых для применения в последующей профессиональной деятельности.

Был ознакомлен с рабочим планом технологической практики [Приложение А], согласовал его с руководителем практики от предприятия, далее был установлен режим труда – пятидневная рабочая неделя с продолжительностью рабочего дня восемь часов, началом рабочей смены- 9.00, и обеденным перерывом продолжительностью в час. Так же были сформированы и определены мои функции и обязанности на протяжении рабочей смены, выполняемые мной действия, а так же прошёл инструктаж по работе с оборудованием, имеющимся в отделе. Были получены все необходимые документы, удостоверяющие моё право на прохождение практики, изготовлен специальный отличительный знак «Практикант».

Был ознакомлен с правилами внутреннего распорядка, и представлен сотрудникам отдела.

Был ознакомлен с охраной труда на предприятии, техникой безопасности [Приложение Б] и планом проведения основных мероприятий по технике безопасности и охране труда [Приложение В]. Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, реабилитационные и иные мероприятия. Основными целями проведения инструктажа по технике безопасности являлись: обеспечение безопасности, сведение получения производственных и/или прочих травм к минимуму, охрана здоровья.

Получил первую группу по электробезопасности, что дало право на использование электрооборудования, находящегося в отделе и на месте прохождения практики в целом. В соответствии с полученной мной группой по электробезопасности был допущен к использованию только исправных электроприборов, а при выходе их из строя я обязан немедленно прекратить работу на данном оборудовании и сообщить о происшествии руководителю, без возможности самостоятельной починки.

 

 

1 Ознакомление с торгово-производительной деятельностью и видами торговых услуг, предоставляемых потребителям организаций торговли

 

 

Торгово-производственная деятельность - вид торговли, включающей производство, переработку, реализацию, организацию потребления продуктов питания с оказанием либо без оказания сопутствующих услуг населению. На предприятии ООО «ВестерБелТорг» оказывается ряд различных услуг. Кроме реализации продуктов питания и непродовольственных товаров (обширный перечень: от одежды до автотоваров), так же имеет место реализация готовых к употреблению блюд, которые изготавливаются непосредственно на территории организации торговли.

Услуга (от англ. service) - это результат трудовой деятельности, являющийся полезным эффектом, удовлетворяющим какие-либо потребности человека. Таким образом под услугой можно понимать любую деятельность, которую одна сторона может предложить другой; неосязаемое действие, не приводящее к владению чем-либо. Ее предоставление может быть связано с материальным продуктом.

Структура управления торговым объектом определяется штатным расписанием.

При приеме на работу с материально-ответственными лицами заключают договор о бригадной или индивидуальной материальной ответственности. График выхода на работу составляет заведующий магазином за 2 недели до начала месяца, а табель учета рабочего времени заполняется в конце каждого месяца за фактически отработанное временя на бланке установленной формы. Табель утверждает руководитель торговой организации, на его основании начисляется заработная плата работникам торгового объекта.

В торговом объекте могут использоваться традиционный метод продажи, метод самообслуживания, продажа товаров по образцам, продажа с открытой выкладкой товара, по предварительным заказам. В магазинах с традиционным методом продажи процесс реализации более затратный. В результате сокращается количество обслуживаемых покупателей в единицу времени, снижается товарооборот и, соответственно, прибыль от реализации. Вместе с тем, магазины с небольшой торговой площадью и не глубоким ассортиментом, как правило, используют традиционный метод, который при хорошей организации может давать экономический эффект. Предпосылками для использования метода самообслуживания является наличие максимально подготовленного к продаже товара, имеющего соответствующую расфасовку, упаковку (Приложение Г).

Сегодня услугами розничных магазинов самообслуживания пользуются представители всех слоев общества, особенно при приобретении товаров повседневного спроса и некоторых товаров предварительного выбора. Самообслуживание является основой любой торговли со скидкой. Ради экономии многие потребители готовы самостоятельно заниматься поиском, сравнением и выбором товара.

Розничные торговые предприятия со свободным отбором товаров имеют продавцов, к которым при желании можно обратиться за содействием. Клиент завершает сделку, подходя к продавцу и расплачиваясь с ним за покупку. Накладные расходы у магазинов со свободным отбором товаров несколько выше, чем у магазинов самообслуживания, в связи с необходимостью содержания дополнительного персонала.

Розничные торговые предприятия с ограниченным обслуживанием обеспечивают покупателю более высокий уровень помощи со стороны торгового персонала, поскольку в таких магазинах продают больше товаров предварительного выбора и покупателям требуется больше информации. Кроме того, в этих магазинах потребителям предлагают услуги в виде продажи в кредит и приема назад купленных товаров, обычно отсутствующие в магазинах с более ограниченным уровнем обслуживания. Так что эксплуатационные расходы у этих магазинов выше.

В торговой практике имеются некоторые расхождения используемых методов продажи и рекомендуемых. Рекомендуется реализация методом самообслуживания трикотажных изделий, обуви, бытовой аппаратуры, вино водочных изделий, овощей и фруктов свежих расфасованных, что способствует повышению уровня обслуживания, позволяет постепенно самостоятельно ознакомиться с товаром, ускоряет время совершения покупки. Поэтому при организации розничной торговли следует шире применять прогрессивные методы продажи, способствующие увеличению товарооборота, улучшению уровня обслуживания потребителей.

В организации обеспечивается соблюдение правил торговли, прав потре­бителей в соответствии с Пра­вилами осуществления роз­ничной торговли отдельными видами товаров и Законом Рес­публики Беларусь «О защите прав потребителей» (Приложение Д).

 

 

2 Организационно-хозяйственная деятельность заведующего магазином

 

Здание ООО «ВестерБелТорг», являясь отдельно стоящим, находящемся в торговом центре «ГЛОБО» в большей мере обеспечивает удобную планировку и компоновку помещений, рациональное направление покупательских потоков, возможности для механизации торгово-технологического процесса, чем здании других типов.

По типизации товарного профиля магазин - универсальный, по типизации форм продажи - магазин самообслуживания (включает также мелкорозничную торговую сеть, некоторые товарные группы реализуются через прилавок), по типу товарного профиля - реализующий товары первой необходимости, частого спроса, размещенный в жилой зоне.

Организация торговли по степени специализации - универсальная, имеющая широкий ассортимент товаров.

Все помещения ООО «ВестерБелТорг» взаимосвязаны и обеспечивают кратчайший путь движения товаров от места разгрузки транспорта до торгового зала. Торговые помещения непосредственно связаны с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже, что позволяет обеспечить оперативное пополнение товарных запасов в торговом зале без перебоев. Необходимо отметить загруженность проходов, соединяющих торговый зал с подсобными помещениями, товарами, подготовленными для продажи, забракованной продукцией. Однако здесь необходимо учитывать сезонные колебания спроса (летом такого может и не наблюдаться) и стремление работников предприятия максимально полезно использовать складские площади магазина.

Административно-бытовые помещения находятся в одном блоке с другими помещениями. С одной стороны они удалены от подсобных помещений, что создает хорошую звукоизоляцию и условия для работы, но с другой стороны, чтобы попасть в торговый зал, другие подсобные помещения, нужно пройти через разгрузочную (рампу), где практически всегда идет приемка товаров.

Заведующий магазином анализирует соблюдение технологических, технических, санитарно-гигиенических тре­бований, предъявляемых к уст­ройству торгового объекта и прилегающей территории. заведующий магазином анализирует соблюдение правил эксплуатации торгового оборудования. Производит обследование торгового объекта, выявляет дефекты, анализирует за­явки на текущий ремонт оборудование.

 

3 Организация торгово-технологических процессов в организациях розничной торговли

 

Поставка товара в магазин «Вестер» осуществляется на основании заключенных договоров с поставщиками.

Правила приемки товаров по количеству и качеству оговариваются в «Положении о приемке товаров по количеству и качеству», утвержденном постановлением Министров Республики Беларусь 26 апреля 1996 г. В соответствии с действующим законодательством, обязательными сопроводительным документом, подтверждающим поступление товара, является товарная накладная ТН-2, товарно-транспортная накладная типовой формы ТТН-1, специализированные накладные типовой формы ТТТН-1.

Приемка товаров по количеству в ООО «ВестерБелТорг» осуществляется на основании товарно-транспортной накладной, а в случае внутреннего перемещения по товарной накладной, к которой прилагается протокол согласования отпускных цен на товары. Для контроля качества продукции собственного производства в магазине разработаны схемы лабораторного контроля качества продукции.

Работник, осуществляющий приемку, проверяет соответствие ассортимента, количества товара данным, указанным в сопроводительных документах. Проводится также проверка сертификатов и удостоверений качества на продукцию, сроков годности товара, целостности и соответствия его тары и упаковки, внешнего вида продукции. В случае выявления недостачи, несоответствия по ассортименту или количеству товара, порчи продукции, нарушения упаковки составляется акт, который подписывается ответственными работниками универмага в присутствии водителя-экспедитора.

После окончания приемки материально-ответственное лицо, осуществляющее приемку, подписывает сопроводительный документ, а также ставит отметку о времени начала и конца приемки товара. После оформления накладной производится формирование цены (торговая надбавка от 10-30% в зависимости от наименования товара).

Основанием для завоза товаров в магазин «Вестер» служит заявка. Она составляется по установленной форме. В ней указывают наименование товаров и основные их ассортиментные признаки (вид, сорт), требуемое количество товаров. Заявку, составленную в двух экземплярах, подписывает заведующий или директор организации торговли, затем ее заверяют печатью и направляют поставщику для исполнения.

Товары доставляются в организацию централизованным и децентрализованным методами.

Наиболее эффективный метод доставки товаров в магазин - централизованный завоз, при котором доставка товаров осуществляется силами и средствами поставщика на основе заявок розничных торговых предприятий в согласованные сроки. Применение этого метода позволяет организовать более четкое снабжение магазина товарами, не отрывает работников от выполнения их основных функциональных обязанностей. При рационально организованной централизованной доставке товаров эффективнее используется рабочая сила и транспорт, снижаются издержки обращения. Товары завозятся ритмично по графикам, благодаря чему в ООО «ВестерБелТорг» поддерживается стабильный ассортимент. Ускоряется оборачиваемость товаров, уменьшается их порча.

При децентрализованной доставке завоз товаров в магазин может осуществляться собственным транспортом поставщика или транспортом общего пользования. Если завоз товаров осуществляется автотранспортом общего пользования, то наряду с договором поставки, который заключается между поставщиком и покупателем, поставщик заключает договор с автотранспортным предприятием на перевозку грузов.

 


 

4 Формирование ассортимента. Контроль качества товаров

 

 

Одним из условий бесперебойного снабжения розничной торговой сети и обеспечения необходимого уровня обслуживания покупателей является создание оптимального ассортимента товаров.

Должен быть создан такой ассортимент товаров, который бы смог удовлетворить различные запросы конечных потребителей.

В связи с этим формирование ассортимента товаров представляет одно из главных направлений коммерческой работы.

Под формированием ассортимента понимают деятельность по подбору групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения, в целях более полного его удовлетворения. Этот набор товаров позволяет удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности и обеспечить высокую прибыльность работы предприятия.

Под ассортиментной политикой понимают цели, задачи и основные направления формирования ассортимента, определяемые руководством организации. Цель организации в области ассортимента — формирование реального или прогнозируемою ассортимента.

Основные направления в области формирования ассортимента: сокращение ассортимента - это количественное и качественное изменение набора товаров за счет уменьшения его широты и полноты. Основными причинами сокращения ассортимента могут быть падение спроса, недостаточность предложений, убыточность или низкая прибыльность при реализации товаров; расширение ассортимента - это количественное или качественное изменение набора товаров за счет увеличения показателей широты, полноты и новизны. Причинами расширения ассортимента могут быть: увеличение спроса и предложения, высокая рентабельность производства и реализации товаров, появление новых товаров или новых производителей;

стабилизация ассортимента - это состояние набора товаров, характеризующееся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления. Это способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары (в большей степени характерно для продовольственных товаров повседневного спроса); обновление ассортимента - это качественные и количественные изменения набора товаров, который способен удовлетворить изменившиеся потребности за счет новых товаров. Основными причинами обновления являются: появление новых потребностей; замена морально устаревших товаров; необходимость повышения качества; стимулирование спроса.

Потребителями новых товаров являются так называемые новаторы, потребности которых часто меняются;

Совершенствование ассортимента — это количественные и качественные изменения набора товаров для повышения его рациональности. Под рациональностью понимают способность набора товаров наиболее полно реально удовлетворять обоснованные потребности разных групп (сегментов) потребителей;

Гармонизация ассортимента - это количественные и качественные изменения набора товаров, отражающие степень близости реального ассортимента к оптимальному при реализации и использовании. Стремление к гармоничности при формировании ассортимента выражается в специализации магазинов или отдельных секций.

Общими факторами, влияющими на формирование ассортимента, являются спрос и рентабельность.

Спрос - это потребность, подкрепленная платежеспособностью покупателей, которая зависит от сегмента рынка потребителей: их доходов, демографических, национальных и других особенностей.

Рентабельность определяется себестоимостью, затратами производства и обращения, на величину которых влияют внешние и внутренние факторы.

К специфическим факторам относятся: сырьевая база производственных предприятий, которая определяется наличием природных ресурсов, затратами на доставку и производство; материально-техническая база - наличие производственных площадей, необходимого оборудования оказывает значительное влияние на формирование ассортимента; достижения научно-технического прогресса способствуют появлению новых товаров, не имеющих аналогов; специализация торгового предприятия помогает формировать ассортимент с достаточной глубиной и широтой; каналы распределения товаров. ритмичность поставки в нужные сроки и в необходимом объеме облегчают работу по формированию ассортимента; методы стимулирования сбыта и формирования спроса также оказывают влияние на формирование ассортимента.

Процесс формирования ассортимента товаров складывается из двух этапов. На первом этапе определяется перечень основных групп и подгрупп реализуемых товаров. На втором этапе определяется количество реализуемых разновидностей товаров по каждому наименованию. На конкретном предприятии формируется ассортимент товаров на основании ассортиментного перечня. Он является инструментом, с помощью которого регулируется ассортимент товаров.

Базовый ассортимент товаров — это товары, отражающие ассортиментный профиль оптового торгового предприятия, которые постоянно имеются в наличии и на которые приходится не менее 50% продаж;

«Привлекающие» товары - это товары, которые способны выделить торговое предприятие среди его конкурентов и которые нередко являются для покупателей показателем уровня цен;

Дополняющие товары - это товары, которые могут обеспечить комплексное удовлетворение требований покупателей, и их присутствие в ассортименте торгового предприятия вызывает большее доверие покупателей.

Товарный ассортимент розничного торгового предприятия тесно связан с его ассортиментным профилем. Поэтому при формировании ассортимента розничного торгового предприятия необходимо учитывать вид и тип розничного предприятия.

В товарном ассортименте любого розничного предприятия выделяют следующие группы товаров: основная группа товаров — это товары, приносящие основную прибыль предприятию; поддерживающая группа товаров — товары, стабилизирующие доходы от продаж; уходящая группа товаров — товары, приносящие слишком малую прибыль или даже продаваемые с убытками; стратегическая группа товаров — товары, призванные обеспечить в будущем основную прибыль; тактическая группа товаров — товары, призванные стимулировать продажи основных товарных групп.

Процентное соотношение этих групп товаров в ассортименте разных розничных торговых предприятий может быть различным.

Товарный ассортимент розничного торгового предприятия должен создаваться не только в соответствии с видом торгового предприятия, но и с особенностями покупательского спроса населения, прежде всею, данного района, который входит в его «торговую зону».

На процесс формирования ассортимента предприятий розничной торговли оказывают влияние демографические, экономические, социальные, национально-бытовые и природно-климатические факторы. Кроме того, необходимо учитывать сезонные колебания в спросе, степень приверженности вторичным культурным ценностям.

Для формирования конкурентоспособного ассортимента товаров в торговом объекте необходимо постоянно изучать покупательский спрос. Для изучения реализованного спроса в торговых объектах ведется ежедневный учет продажи отдельных наименований товаров. Данные фиксируются в журнале произвольной формы для получения внутригрупповой структуры спроса.

Таблица 1. Учет реализации товаров в магазине

Для изучения неудовлетворенного спроса в магазинах ведутся специальные журналы, где регистрируются товары, требуемые покупателем, но отсутствующие в продаже.

 

Таблица 2. Журнал регистрации данных неудовлетворенного спроса

№ п/п Наименование товара Характеристика товара Производитель
       
       

 

Для выявления особенностей спроса покупателей на конкретную группу товаров целесообразно проводить анкетные опросы населения, что позволит получить подробную информацию о требованиях покупателей к качеству, предпочтениях, мотивах покупки. Эффективным методом изучения спроса является использование суммирующих кассовых систем и автоматизация торговых процессов.

Ассортиментный перечень предполагает наличие в продаже стандарта товарного предложения, заявленного в обязательном ассортиментном перечне. Он ориентирован на удовлетворение твердого сформулированного спроса. Ассортиментный перечень для торгового объекта разрабатывается собственником на основании обязательного минимального ассортиментного перечня, рекомендуемого Министерством торговли Республики Беларусь, с учетом типизации, специализации, месторасположения торгового объекта, регионального (местного) производства товаров, наличия торговых площадей и контингента обслуживаемого населения. Ассортиментный перечень для торговых объектов утверждается по предъявлению собственника после согласования в установленном порядке с органами государственного надзора (для продовольственных магазинов). Ассортиментные перечни утверждают: для торговых объектов – исполнительные комитеты по месту нахождения торгового объекта; для торговых объектов потребительской кооперации: находящихся в собственности районных потребительских обществ – правление районного потребительского общества. Для торговых объектов потребительской кооперации ассортиментные перечни согласовываются с исполкомами по месту нахождения торгового объекта. Перечень вывешивается в торговом зале на видном месте (стенд «Информация для покупателей»). В последнее время проводится активная политика по поддержанию отечественных производителей товаров. Количество товарных позиций в ассортименте определяется форматом магазина

Полнота ассортимента товаров характеризуется коэффициентом полноты (К ) и рассчитывается по формуле 1:

, где Кп- коэффициент полноты ассортимента магазина на конкретную дату; Рф – фактическое количество разновидностей товаров, предусмотренное обязательным ассортиментным перечнем.

Таблица 3. Проверка полноты ассортимента в магазине

Наименование товаров Количество разновидностей по перечню Фактическое количество разновидностей Коэффициент полноты
Товарная группа, в т.ч.      
Всего по товарной группе      

 

Коэффициент устойчивости ассортимента рассчитывается по следующей формуле 2:

,

, где Куст коэффициент устойчивости ассортимента товаров в магазине за период (месяц, квартал, год); Р1, Р2, Р3, Рп – фактическое количество разновидностей товаров в момент отдельных проверок; Рн – количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем; п -количество проверок.

Таблица 4. Проверка устойчивости ассортимента в магазине

Наименование товаров Количество разновидностей по перечню Фактическое количество разновидностей   Коэффи циент устойчивости
на ______ (дата) на ____ (дата) на ______ (дата)
Товарная группа, в т.ч.          
Всего по группе          
             

 

 

5 Организация товароснабжения

 

Закупочная политика ООО «ВестерБелТорг» в большей степени ориентирована на работу с постоянными поставщиками продукции, чем на поиск новых, с возможно более выгодными условиями сотрудничества. Руководством предприятия не проводятся серьезных мероприятия по поиску и привлечению новых поставщиков. Также не формируется база поставщиков, которых можно привлечь в случае отказа от сотрудничества с основными поставщиками, что не редко приводит к ситуациям, когда в продажу вовремя не поступает необходимый товар.

Магазин «Вестер» использует два вида каналов распределения товаров: прямой канал (нулевого уровня) и косвенный (одноуровневый) канал.

По прямому каналу нулевого уровня в магазин поступают товары отечественного производства непосредственно с заводов-изготовителей. Канал такого уровня позволяет оперативно, без удорожания доставлять в магазин «Вестер» продукцию предприятий-производителей. По косвенному каналу распределения в организацию поступают товары российских и украинских производителей, это в основном такие товары, как швейные, бытовая техника, а из продовольственных товаров - кондитерские изделия, вино-водочные товары, в незначительном количестве мясные товары и морепродукты. По каналу такого уровня на предприятие поступает лишь 30 % реализуемых товаров, поскольку в основном универмаг работает с отечественными производителями.

ООО «ВестерБелТорг» работает с поставщиками в основном с отсрочкой платежа, причем следует отметить положительную тенденцию в увеличении количества поставщиков, предоставляющих большую отсрочку, в частности: удельный вес поставщиков предоставляющих отсрочку от 10 до 20 дней увеличилось на 0, 9 %, предоставляющих отсрочку от 30 до 60 дней увеличилось на 2, 4 %.

С коммерческими структурами договора заключает на более выгодных условиях оплаты: полная реализация, либо платежным поручением в течение от 10 до 30-40 банковских дней с момента отгрузки товара.

 

6 Анализ товарных запасов. Мероприятия по стимулированию сбыта в торговой организации

 

 

Товарные запасы представляют собой совокупность товарной массы, находящейся в сфере обращения, предназначенной для реализации.

Товарные запасы как категория товарного обращения обеспечивают стабильный процесс обращения товаров и выполняют определенные функции: являясь формой товарного предложения, удовлетворяют платежеспособный спрос населения; характеризуют соотношение между объемом и структурой спроса и товарного предложения; обеспечивают непрерывность расширенного производства и обращения, в процессе которых происходит их образование и расходование.

Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах предприятий-производителей, в пути, на складах оптовых и розничных торговых предприятий, что обусловлено следующими факторами: сезонными колебаниями в производстве и потреблении; временем, необходимым для перевозки товаров от места производства до места продажи; необходимостью преобразования производственного ассортимента в торговый, что требует подсортировки, подработки и упаковки; условиями транспортировки товаров, расстоянием между поставщиком и торговым предприятием; звенностью товародвижения, возможностями для хранения товаров.
В ходе анализа изучают поступления товаров в разрезе товарных групп и поставщиков с тем, чтобы выявить выполнение договорных условий отдельными поставщиками и определить объемы недопоставки по отдельным товарным группам и поставщикам. Также анализируется выполнение договорных условий самой торговой организацией по отгрузке товаров покупателям. Если у организации имеется недостаток товарных запасов, то это может привести к невыполнению условий договоров, к уплате штрафных санкций. В ходе дальнейшего анализа необходимо выяснить причины нарушений договорных условий. Причинами недопоставок по отдельным договорам могут быть нарушения как со стороны поставщика, так и со стороны организации-получателя: несвоевременное заключение договоров, недостаточно точное определение количественного и качественного состава товаров, отсутствие календарных сроков отгрузки, нарушение сроков и условий оплаты, досрочное расторжение договоров.

 

Таблица 5. Анализ товарных запасов

Периоды Товарооборот по плану Лимит товарных запасов Фактические товарные запасы Отклонение товарных запасов (+, -)
всего однодневный сумма дни сумма дни по сумме по дням
                 
  1-7 числа                
8-15 числа                
16-23 числа                
24-посл. число мес.                

 

Таблица 5 заполняется с использованием оперативной отчетности, отчета материально-ответственных лиц, статистической отчетности по кварталам за отчетный период. Данные графы 2 таблицы 5 берутся из графы 3 таблицы 9.

В графе 3 таблицы 5 рассчитывается однодневный товарооборот по формуле:

 

Однодневный т/о = Розничный т/о за период______

количество дней в периоде

 

Данные графы 3 рассчитывается делением соответствующих данных графы 2 на количество дней в периоде (30, 90 дней). Данные графы 4, 5 заполняются с использованием оперативных данных торгового объекта. Данные графы 6 заполняются из оперативных отчетов, статистического отчета.

Фактические товарные запасы в днях (графа 7 таблицы 5) рассчитывается по следующей формуле:

 

ТЗ в днях = ТЗ в сумме на конкретную дату (гр.6)

Однодневный плановый т/о (гр.3)

Графа 8 – данные графы 6 минус соответствующие данные графы 5.

В обобщающих выводах необходимо отметить наличие сверхнормативных или ниженормативных товарных запасов и предложить мероприятия по нормализации товарных запасов.

 

Товарооборачиваемость — это один из показателей эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия.

Ускорение оборачиваемости товаров характеризует улучшение хозяйственной деятельности, а замедление – ухудшение.

Товарооборачиваемостью называется скорость обращения товаров или время, в течение которого реализуются товарные запасы.

Товарооборачиваемость выражается числом оборотов или количеством дней, необходимых на один оборот. Товарооборачиваемость в днях показывает время, в течение которого товарные запасы находятся в сфере обращения, то есть количество дней, за которое оборачивается средний товарный запас.

Таблица 6 Анализ товарооборачиваемости

Периоды месяца Товарооборот фактический Средние товарные запасы Товарооборачиваемость, дни Отклонение по товарообора-чиваемости
всего однодневный норматив факти- чески
             
1-7            
8-15            
16-23            
24-посл. число мес.            

 

Показатели времени и скорости товарного обращения взаимосвязаны, причем обратной пропорциональной зависимостью. Увеличение скорости и уменьшение времени товарного обращения увеличивают объем товарооборота при меньших размерах товарного запаса, что оказывает влияние на снижение расходов по хранению товаров, сокращению товарных потерь и т. п.

Экономическое содержание процесса товарооборачиваемости состоит в кругообороте товаров и смене формы товарных запасов формой товарооборота. При этом не следует допускать недостатка и завышения количества товарных запасов. Излишек товарных запасов вызывает затоваривание, порчу товаров, замедление их оборачиваемости, увеличивает расходы по хранению и т. д. Недостаток товарных запасов ухудшает торговое обслуживание, снижает объем товарооборота, степень удовлетворения потребностей населения.

Стимулирование сбыта — это один из методов коммуникации в маркетинге, целью которого является побуждение потребительской и торговой аудитории на определенные действия и реакции. Среди несомненных преимуществ стимулирования сбыта продукции — эффективное формирование спроса на продукт, знакомство потребителя с брэндом, формирование имиджа торговой марки, увеличение объемов продаж, исследование дополнительных мотивов потребителя к покупке.

Существует множество методов и средств стимулирования сбыта:

  • отложенные и мгновенные лотереи;
  • творческие конкурсы для потребителей;
  • скидки и различные системы возвращения денежных средств;
  • распространение образцов продукции;
  • подарки покупателям;
  • сэмплинги и дегустации.

Увеличению объема продажи и повышению эффективности работы торговых объектов способствуют различные методы стимулирования сбыта, которые можно разделить на ценовые и неценовые. К ценовым средствам относят: распродажу по сниженным ценам, продажу товаров в кредит, премии, количественные скидки. К неценовым средствам увеличения продажи относят использование эффективных методов демонстрации товаров, упаковку и маркировку товаров, услуги и сервисное обслуживание, рекламу, презентации товаров и услуг. В торговой практике широко используются неценовые методы стимулирования сбыта. Важным из них является демонстрация товара. С помощью правильного размещения товара в магазинах появляется импульсный спрос (размещение товаров на узле расчета, на оборудовании, установленном на входе – выходе из торгового зала). Эффективным средством стимулирования сбыта являются привлекательно оформленные витрины магазинов

внешнее и внутреннее рекламное оформление торгового объекта, оптимальность применяемых современных рекламных средств. Необходимо изучить требования к оформлению фасада и интерьера торгового зала и оценить их рекламное оформление с точки зрения фирменного стиля (товарный знак, фирменные цвета, логотип и др.), оформление оконных и внутримагазинных витрин..

Формированию потребности и спроса, обеспечению эффективного сбыта товаров способствует реклама. В магазинах используется печатная, плакатно -графическая, устная реклама. На новые виды продукции составляются ценники - аннотации, выставляются рекламные листки или буклеты, предоставляемые изготовителями, посредниками товаров.

 

 


 

7 Экономические показатели работы торговой организации (объекта)

 

Э кономический показатель — показывает, характеризует состояние экономики, ее объектов, протекающих в ней процессов в прошлом, настоящем и в будущем. Экономические показатели представляют один из самых распространенных и эффективных инструментариев описания экономики, используемых в экономической науке и в управлении экономическими процессами.

В наиболее общем виде экономический показатель включает наименование, числовое значение и единицу измерения.

Состав и структура экономических показателей представляют один из значимых объектов изучения экономической науки и в то же время ее содержательный элемент.

Система экономических показателей — совокупность взаимосвязанных, систематизированных показателей, характеризующих экономику в целом, ее отрасль, регион, сферу экономической деятельности, группу однородных экономических процессов. В структуре экономических показателей различают абсолютные, называемые также количественными, объемными, и

относительные, называемые также качественными.

Абсолютные, объемные показатели (в экономике в отличие от физики объемными называют любые показатели, характеризующие количество товаров, продукции, денег) выражены в натуральных или денежных единицах, таких, как штуки, вес, длина, объем, рубли, доллары. Относительные показатели представляют отношение двух показателей одинаковой или разной размерности. В первом случае это безразмерные показатели, характеризующие обычно темп изменения экономической величины или соотношения, пропорции однородных экономических величин, получаемые в результате их сравнения, измеряемые в долевом исчислении либо в процентах. Во втором случае это размерные показатели, характеризующие скорость изменения величины во времени, эффективность использования ресурсов, чувствительность величины по отношению к фактору, обусловившему ее изменение. Например, показатель эффективности автомобильного двигателя может быть измерен массой расходуемого бензина на один километр пути, а показатель отдачи капиталовложений — количеством выпускаемой продукции, приходящимся на один рубль вложений капитала.

В совокупности относительных экономических показателей, характеризующих динамику экономических процессов, изменение объемных показателей, различают показатели роста (скорости роста) и прироста (приростные).

Показатели роста (скорости роста) представляют отношение количества экономического продукта, произведенного или потребленного в данном периоде, к количеству, произведенному или потребленному в предыдущем периоде. Чаще всего рассматриваются годовой, квартальный, месячный период или просто фиксированные конечные и начальные даты. Если в течение изучаемого отрезка времени объем продукта не изменился, то показатель роста (темп роста) равен единице или 100 %; если объем увеличился, то показатель роста превышает 100 %, а если уменьшился — то он ниже 100 %.

Показатели роста характеризуют изменение состояния экономики, и потому их правомерно называть также показателями состояния или изменения экономики. Часто используемую в статистике группу таких относительных показателей образуют индексные показатели или просто индексы. Индекс представляет отношение показателя в данный, интересующий нас момент к его базисному значению, зафиксированному в соответствующем времени, принятом за базис. Индексы характеризуют относительное значение показателя в сравнении с отправным, базисным и тем самым показывают, как изменилась величина показателя за определенный период времени (от базисного до нынешнего). Широко распространены индексы цен, доходов, уровня жизни.

Показатели прироста, или приростные показатели, представляют отношение приращения (увеличения или уменьшения) количества произведенного, проданного, потребленного продукта в данном периоде к количеству произведенного, проданного, потребленного продукта в предыдущем, базисном периоде. Если в течение изучаемого отрезка времени, скажем, за последний год объем продукции не изменился, то показатель прироста за этот год равен нулю; если объем увеличился — то показатель прироста положителен, если уменьшился — то показатель прироста отрицателен. Приростные показатели по аналогии с показателями роста измеряются в долях или в процентном выражении. Исходя из физических аналогий показатели прироста могут быть названы показателями «экономического ускорения».

Экономические показатели делятся на ряд групп в зависимости от того, каким образом они определяются, как находятся их числовые значения и в каких целях, для решения каких задач используются показатели.

Значения отчетных, отчетно-статистических, статистических показателей устанавливаются на основе бухгалтерской отчетности предприятий, организаций, сбора и обработки статистической информации, выборочных опросов, наблюдений.

Нормативными принято называть показатели, устанавливаемые обычно органами управления или сложившиеся в практике хозяйствования и выражающие нормы затрат ресурсов (сырья, энергии, материалов, труда, денег) на производство единицы продукции, выполнение работы, потребление (нормы потребления). Показатели в виде норм и нормативов (универсальных норм) отражают также принятые, заданные соотношения, пропорции, такие, например, как норма накопления, сбережений, прибыли, оплаты труда, налогообложения.

В экономике находят применение также научно-технические показатели, характеризующие достижения науки, техники, технологии.

Таблица 7. Анализ розничного товарооборота

Месяцы Прошлый год Отчётный год Процент выполнения плана Динамика, (%)
план фактически
           
             
ИТОГО          

 

На основании данных отчета о товарообороте и запасах товаров магазина «Вестер» за декабрь 2011 года и январь 2012 года проведем анализ состава розничного товарооборота.

Из общего объема розничного товарооборота продажа продовольственных товаров увеличилась на 12543, 6 млн. руб., а непродовольственных товаров - на 1587, 9 млн. руб. Оборот по продовольственным товарам растет более высокими темпами: 124, 0 % против 123, 7 % по непродовольственным товарам. В структуре товарооборота удельный вес непродовольственных товаров снизился на 0, 03 %, а продовольственных товаров вырос на 0, 03 %, но все же продовольственные товары занимают основой удельный вес (почти 90, 0 %).

 

Заключение

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Описательная часть. | Практические занятия. Лекции: 12. 20 — 14. 00, ауд. 1255 Дисциплина февраль март апрель май июнь пн нормальная




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.