Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Я ребенка






Третьим главным конструктом центрированной на ребенке теории личностной структуры является Я (self). Это отдельный аспект феноменального поля, вырастающий из «оценочного взаимодействия ребенка с другими» (Rogers, 1951, р. 498). Восприятие другими эмоциональной и поведенческой активности ребенка и их соответствующая реакция приводят к формированию Я-концепции. Я формулируется как «организованная картина, существующая в сознании в виде фигуры... или фона..., самого себя и себя-в-отношениях..., вместе с позитивными или негативными ценностями, которые ассоциируются с определенными качествами и взаимоотношениями, воспринимаемыми как существующие в прошлом, настоящем или будущем» (р. 501).

Согласно Роджерсу (Rogers, 1951), даже у младенцев существует процесс «прямого оценивания на уровне организма», начиная с таких простых переживаний, как «это невкусно, мне это не нравится». Такое оценивание является началом естественного и непрерывного процесса, в котором дети позитивно оценивают переживания, усиливающие Я.

Этот процесс оценки - родителями, другими и самим собой - указывает на одно из ключевых преимуществ групповой терапии, центрированной на ребенке. По мере развития дети контактируют с родителями и другими взрослыми; отношение этих людей влияет на формирование детской самооценки. Чтобы сохранить позитивную Я-концепцию, ребенок может искажать опыт общения и отказываться признать удовлетворительными отношения с другими людьми (Rogers, 1951). «Именно поэтому, не только не происходит интроекции родительских установок, но они воспринимаются... искаженным образом, как бы на основании собственной сенсорной и мышечной системы ребенка. Таким образом, искаженная символизация приводит к тому, что выражение гнева переживается как плохое, несмотря на то, что в более аккуратной системе символов гнев может переживаться положительно - вызывать чувство удовлетворения или прилив сил» (Rogers, 1951, р. 500). Опыт групповой игровой терапии создает условия, когда терапевт, центрированный на ребенке, рассматривает его как позитивную и развивающуюся личность; при этом ребенок получает оценку со стороны группы в условиях дозволенности и принятия.
Роджерс выдвинул гипотезу о том, что Я растет и изменяется в результате непрерывного взаимодействия с феноменальным полем. В процессе групповой игровой терапии, центрированной на ребенке, феноменальным полем является сама группа, создающая благоприятный климат для личностного роста. Взаимодействие ребенка с группой облегчает ему построение Я-концепции. Роджерс описывает структуру представления о самом себе как «организованную конфигурацию восприятия самого себя, поступающую в сознание. Эта структура состоит из таких элементов, как: восприятие собственных характеристик, способностей, ощущений и осознания себя в отношениях с другими и со средой; оценочные свойства, ассоциирующиеся с переживаниями и объектами; цели и идеалы, которым приписывается положительная или отрицательная валентность» (с. 501). Это свидетельствует не только о том, что поведение ребенка сопряжено с его Я-концепцией, но и о том, что группа может способствовать позитивному ее изменению.

Постулаты Роджерса (Rogers, 1951) о личности и поведении являются ключом к пониманию клиентоцентрированного подхода к терапии. Бой и Пайн (Boy, Pine, 1982, р. 47) приводят парафраз и сжатое изложение постулатов Роджерса, который предлагает рассматривать каждого ребенка следующим образом:

  • Ребенок лучше всех определяет собственную реальность
  • Ребенок ведет себя как организованное целое
  • Ребенок стремится к усилению собственного Я
  • Ребенок ориентирован на достижение цели для удовлетворения своих потребностей
  • В своем поведении ребенок руководствуется эмоциональным, а не рациональным началом
  • Ребенок способен к осознанию собственного Я
  • Ребенок умеет ценить себя
  • Ребенок заинтересован в сохранении позитивной Я-концепции
  • Ребенок ведет себя в соответствии с Я-концепцией
  • Ребенок не умеет вести себя вразрез с собственной Я-концепцией
  • Ребенок демонстрирует психологическую свободу или напряженность, в зависимости о того, какие переживания он включает в Я-концепцию
  • Ребенок отвечает на угрозу ригидным поведением
  • Ребенок допускает в сознание переживания, не соответствующие его Я-концепции, если Я ничто не угрожает
  • Ребенок лучше понимает других, если его Я-концепция хорошо интегрирована
  • Ребенок продвигается от ценностей, защищающих Я, к ценностям, укрепляющим Я.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.