Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нормирование в области охраны окружающей среды






Система экологических нормативов: 1) нормативы качества окружающей среды; 2)нормативы предельно-допустимых вредных воздействий на ее состояние; 3)нормативы (лимиты) использования природных ресурсов; 4)нормативы санитарных и защитных зон.

К нормативам качества окружающей среды относятся нормативы химических, физических и биологических показателей состояния окружающей среды.

Систему нормативов допустимого воздействия образуют нормативы предельно допустимых выбросов веществ, нормативы образования отходов производства и лимиты на их размещение.

Нормирование производится с целью установления предельно допустимых масштабов воздействия на окружающую среду гарантирующих экологическую безопасность населения, сохранение генетического фонда, а также рациональное использование природных ресурсов и их восстановление.

Данный вопрос регулирует глава 5 ФЗ от 10 января 2002 года ред. от 21.11.2011 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Статья 19. Основы нормирования в области охраны окружающей среды

1. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

2. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.

3. Нормативы и нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды.

Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 

Статья 20. Требования к разработке нормативов в области охраны окружающей среды

Разработка нормативов в области охраны окружающей среды включает в себя:

проведение научно-исследовательских работ по обоснованию нормативов в области охраны окружающей среды;

проведение экспертизы, утверждение и опубликование нормативов в области охраны окружающей среды в установленном порядке;

установление оснований разработки или пересмотра нормативов в области охраны окружающей среды;

осуществление контроля за применением и соблюдением нормативов в области охраны окружающей среды;

формирование и ведение единой информационной базы данных нормативов в области охраны окружающей среды;

оценку и прогнозирование экологических, социальных, экономических последствий применения нормативов в области охраны окружающей среды.

 

Статья 21. Нормативы качества окружающей среды

1. Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.

2. К нормативам качества окружающей среды относятся:

нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;

нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;

нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;

иные нормативы качества окружающей среды.

3. При установлении нормативов качества окружающей среды учитываются природные особенности территорий и акваторий, назначение природных объектов и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение.

 

Статья 22. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду

1. В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:

нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;

нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);

нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;

нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;

нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.

2. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

3. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

 

Статья 23. Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов

1. Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

2. Технологические нормативы устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.

3. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

4. Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

За выдачу разрешений на выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов в окружающую среду уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

 

Статья 24. Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение

1. Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

2. За выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

 

Статья 25. Нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду

Нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду устанавливаются для каждого источника такого воздействия исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды и с учетом влияния других источников физических воздействий.

 

Статья 26. Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды

1. Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды - нормативы, установленные в соответствии с ограничениями объема их изъятия в целях сохранения природных и природно-антропогенных объектов, обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем и предотвращения их деградации.

2. Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды и порядок их установления определяются законодательством о недрах, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о животном мире и иным законодательством в области охраны окружающей среды, природопользования и в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, охраны и воспроизводства отдельных видов природных ресурсов, установленными настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

 

Статья 27. Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду

1. Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливаются для субъектов хозяйственной и иной деятельности в целях оценки и регулирования воздействия всех стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду, расположенных в пределах конкретных территорий и (или) акваторий.

2. Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливаются по каждому виду воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и совокупному воздействию всех источников, находящихся на этих территориях и (или) акваториях.

3. При установлении нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду учитываются природные особенности конкретных территорий и (или) акваторий.

 

Статья 28. Иные нормативы в области охраны окружающей среды

В целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, оценки качества окружающей среды в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться иные нормативы в области охраны окружающей среды.

 

Статья 29. Государственные стандарты и иные нормативные документы в области охраны окружающей среды

1. Государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды устанавливаются:

требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды к продукции, работам, услугам и соответствующим методам контроля;

ограничения хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения ее негативного воздействия на окружающую среду;

порядок организации деятельности в области охраны окружающей среды и управления такой деятельностью.

2. Государственные стандарты и иные нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются с учетом научно-технических достижений и требований международных правил и стандартов.

3. В государственных стандартах на новую технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, технологические процессы, хранение, транспортировку, использование такой продукции, в том числе после перехода ее в категорию отходов производства и потребления, должны учитываться требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды.

11. Экологическая экспертиза: понятие и виды.

ФЗ «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 в ред. от 19.07.2011

Экологическая экспертиза – это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и допустимость реализации объектов в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий такой деятельности на окр.среду.

Принципы ЭЭ:

  • презумпция потенциальной экологической опасности любой из намечаемой хозяйственной деятельности
  • обязательность проведения государственной ЭЭ до принятия решения о реализации объекта экспертизы
  • комплексность оценки воздействия на окружающую среду предполагаемой хозяйственной деятельности и ее последствий
  • обязательность учета требований экологической безопасности при проведении ЭЭ
  • достоверность и полнота информации, предоставляемой на экспертизу
  • независимость экспертов при проведении экспертизы
  • научная объективность, обоснованность и законность заключения ЭЭ
  • гласность и учет общественного мнения при проведении ЭЭ
  • ответственность участников экспертизы за ее проведение и качество

 

Виды экспертиз:

1. по субъекту организации и проведения:

    1. государственная
    2. общественная

2. по времени и процедуре рассмотрения:

    1. первичная
    2. повторная

i. добровольная

ii. по решению суда

3. по результатам:

    1. экспертиза, пришедшая к положительному заключению
    2. экспертиза, пришедшая к отрицательному заключению (о невозможности реализации объекта хозяйственной деятельности)


Государственная ЭЭ организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области ЭЭ и органами субъекта РФ.

_________________________- ФС в сфере природопользования

 

_________________________- ФС по экологическому, технологическому и атомному надзору (под руководством Правительства РФ)

 

Объекты ЭЭ:

1. федеральный уровень

    1. проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, которые утверждаются федеральными органами исполнительной власти
    2. проекты федеральных целевых программ
    3. проекты соглашений о разделе продукции
    4. материалы обоснования лицензий, если их выдача относится к компетенции федеральных органов власти
    5. проекты технической документации на новую технику, технологии и вещества, применение которых может оказать воздействие на окружающую среду
    6. материалы обоснования предания статуса особо охраняемой природной территории (ООПТ) федерального значения, либо зоны экологического бедствия, либо зоны ЧС экологического характера
    7. проектная документация объектов, строительство которых предполагается осуществлять на ООПТ федерального значения

2. уровень субъекта РФ

    1. аналогичные документы и документация, утверждение которых относится к компетенции исполнительных органов власти субъекта РФ

 

При условии ее предварительной оплаты заказчиком и предоставлении документации в полном объеме.??

 

В независимости от сложности проведения срок не может превышать 6 месяца. Однако в отношении ряда объектов были сделаны исключения. Так, в отношении объектов, относящихся к строительству Олимпиады в Сочи 2014г. срок был сокращен сначала до 3-х месяцев, а потом по большинству из них – до 45 дней.

 

Государственная ЭЭ проводится экспертной комиссией. По результатам проведения – заключение.

  • Положительное заключение ЭЭ является обязательным условием для начала финансирования объекта.
  • Отрицательное заключение означает запрет на реализацию объекта. если заказчик с этим не согласен, он вправе вновь представить материалы на экспертизу, но в доработанном виде. Т.е. в первоначальном виде нельзя.


Общественная ЭЭ.

- организуется и проводится по инициативе граждан и общественных объединений, а также ОМС.

 

Может проводиться в отношении всех объектов, за исключением тех, сведения о которых составляют охраняемую законом тайну.

Проводится либо до проведения государственной ЭЭ, либо одновременно с ней.

 

Заключение общественной экспертизы приобретает юридическую силу только после утверждения его федеральным органом, или органом государственной власти субъекта РФ. До этого носит лишь рекомендательный характер.

Законом предусмотрены все виды ответственности за несоблюдение требований, включая уголовную.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.