Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовое регулирование охраны и использования недр

Основным законодательным актом, регламентирующим вопросы охраны и использования недр, является Закон о недpax, который устанавливает рамки компетенции органов государственной власти РФ и се субъектов, а также органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования. Кроме того, Законом определяются условия недропользования, которое осуществляется на основании выдаваемых органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования лицензиями, требования по рациональному использованию и охране недр, а также требования по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.

Среди законодательных актов следует также назвать Федеральный закон от 30.12.1995 № 225-ФЗ " О соглашениях о разделе продукции", который призван обеспечить привлечение дополнительных инвестиций, в том числе из-за рубежа, в разработку новых или малоосвоенных месторождений и регулирует отношения между государством и инвесторами.

Многие положения Закона о недрах нашли свою конкретизацию в актах Правительства РФ, среди которых можно выделить постановления от 26.12.1995 № 1282 " О порядке выплаты и размерах денежных вознаграждений за выявление месторождений полезных ископаемых" и от 26.12.2001 № 899 " Об утверждении Правил отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства".

Достаточно высока роль ведомственных нормативных правовых актов в регламентации отдельных вопросов охраны и использования недр. Речь идет о документах, издаваемых специально уполномоченными государственными органами в рассматриваемой сфере - МПР России и Ростехнадзором.

Так, постановлением Госгортехнадзора России от 02.06.1999 № 33 утверждена Инструкции о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами, а приказом МПР России от 15.03.2005 № 61 - Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей геологического изучения участков недр.

Субъекты РФ вправе принимать собственные законодательные и подзаконные правовые акты в рассматриваемой сфере в рамках определенной Законом о недрах компетенции, например, устанавливать порядок пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых.

 

2. Правовой режим использования и охраны водных ресурсов. Водное законодательство РФ состоит из Водного кодекса и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных правовых нормативных актов РФ, а также субъектов РФ. Водное законодательство регулирует отношения в области использования и охраны водных объектов в целях: обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду; поддержания оптимальных условий водопользования, качества поверхностных и подземных вод, отвечающим санитарным и экологическим требованиям; защиты водных объектов от загрязнения, засорения и истощения; предотвращения или ликвидации вредного воздействия вод, а также сохранения биологического разнообразия водных систем. Водный объект —это сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющий границы, объем и черты водного режима. Водные объекты подразделяются на: поверхностные; внутренние морские воды; территориальное море РФ; подземные водные объекты.

3. Правовой режим использования и охрана лесов. Лесные отношения регулируются Лесным кодексом РФ, иными законодательными актами и подзаконными актами. Лес — это совокупность земли, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов ОПС, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии. Все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд РФ. В состав земель лесного фонда входят: лесные земли (покрытые лесом, а также вырубки, гари, прогалины); нелесные (болота, дороги, квартальные просеки). В лесной фонд не входят: защитные лесные насаждения на землях сельскохозяйственного назначения; на полосах отвода автодорог и каналов; группы деревьев в населенных пунктах; на приусадебных, дачных и садовых участках. В лесном фонде могут осуществляться заготовка древесины, живицы, второстепенных лесных материалах (пней, коры, бересты, лапника), побочные лесные пользования (сенокошение, размещение ульев, заготовка дикорастущих плодов, грибов, лекарственных растений и технического сырья, мха, камыша), пользование для нужд охотничьего хозяйства, пользование в научно-исследовательских, культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях. Лесопользователи обязаны вести работы способами, не допускающими возникновения эрозии почв, соблюдать правила пожарной безопасности, не оставлять недорубов, производить очистку от порубочных остатков, сдавать владельцам лесного фонда участки после окончания на них работ, осуществлять лесовосстановительные мероприятия, соблюдать санитарные правила и требования, предписания должностных лиц, органов управления лесным хозяйством, государственных органов охраны ОПС.

4.Правовой режим использования и охраны животного мира. Законодательство РФ в области охраны и использования животного мира и среды его обитания основывается на положениях Конституции РФ, на законах «Об охране окружающей природной среды», «О животном мире», «О племенном животноводстве», иных законов и нормативно-правовых актов об охране животного мира. Животный мир — совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию РФ и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ. Объект животного мира — организм животного происхождения (дикое животное или их популяция). Охрана животного мира осуществляется органами государственной власти РФ, субъектов РФ и органами местного самоуправления в рамках федеральных, территориальных и местных программ. Объекты животного мира могут предоставляться юридическим лицам и гражданам в долгосрочное пользование для охоты, рыболовства, извлечения и использования полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира, изучения, исследования животного мира.

Охрана атмосферного воздуха. Правовая защита воздуха регламентируется Законом «Об охране атмосферного воздуха».Целью охраны является сохранение в чистоте и улучшение состояния атмосферного воздуха, предотвращение и снижение вредных химических, физических, биологических и иных воздействий на атмосферу, вызывающих неблагоприятные последствия для населения, экономики, растительного и животного мира. Предприятия, учреждения и организации обязаны проводить специально разработанные по согласованию с органами государственного контроля мероприятия по снижению выбросов вредных веществ в атмосферу. Предприятия должны быть оснащены сооружениями, оборудованием и аппаратурой для очистки воздуха, средствами контроля за количеством и составом выбрасываемых загрязняющих веществ. Регулируются также выбросы загрязняющих веществ в атмосферу автомобилями, самолетами, другими передвижными средствами и установками. Требования по охране атмосферного воздуха предусмотрены также при внедрении открытий, изобретений, новых технических систем, веществ и материалов.

5. Правовой режим использования и охраны особо охраняемых природных территорий. Законодательство РФ основывается на соответствующих положениях Конституции РФ и состоит из Закона «Об особо охраняемых природных территориях» и принимаемых в соответствии с ним других законов и нормативных правовых актов. Особо охраняемые природные территории — это участки земли, водные поверхности и воздушные пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Указанные территории относятся к объектам общенационального достояния. Категории территорий: государственные природные заповедники, в том числе биосферные, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты. Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий. На территориях могут быть выделены различные функциональные зоны и предусмотрены существенные ограничения (вплоть до запрещения различных видов хозяйственной деятельности).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Система экологического права | Из истории развития МРП




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.