Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процедура проведения экспертизы






Согласно закону «Об экологической экспертизе» и Постановле­ния Правительства РФ № 698 от 11 июня 1996 г. государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образован­ной приказом министра природных ресурсов. Расходы по проведению экспертизы несет проектная организация, которая обязана в течение 30 дней со дня получения сметы и счетов оформить оплату.

В приказе утверждается председатель комиссии, его заместители (один или два), ответственные секретари (обычно два, один — пред­ставитель министерства, другой — представитель организации пред­седателя комиссии). Определяется также перечень и персональный состав рабочих групп, в каждую из которых обычно входит от трех до пяти человек. Основной контингент экспертов составляют приглашен­ные ученые и специалисты, представители Российской Академии наук, отраслевых государственных академий, государственных университетов, проектных и производственных организаций и т.д.

В состав экспертной комиссии могут включаться и штатные работ­ники МПР. Общая численность экспертов проектов малой и средней сложности составляет 25—50 чел., а сложных (типа строительства ВСМ Санкт-Петербург—Москва или Катупской ГЭС) — 80—100 чел. В ред­ких случаях численность экспертов может превышать 120—150 чел. Так, экспертная комиссия Государственной экологической экспертизы Госкомприроды РФ по рассмотрению территориальной комплексной схем охраны природы оз. Байкал и его бассейна состояла из 186 чел.

Объект экспертизы представляется в двух экземплярах, дополнительные материалы — в одном. Срок проведения экспертизы для про­стых проектов — до 30 дней; средней сложности — до 60 дней, а для сложных — до 120 дней. В виде исключения сроки проведения государ­ственной экологической экспертизы могут быть продлены до 6 меся­цев на основании представления председателя комиссии, приказом министра.

Число и специализация рабочих групп определяются характером проекта, но половина их однотипна. В качестве примера приводим специализацию (названия) рабочих групп при проведении эксперти­зы проекта крупного водохранилища ГЭС.

В составе экспертизы работают специалисты разных отраслей на­уки и техники, научных школ и направлений — экономисты, эколо­ги, биологи, географы, геологи, инженеры-гидрогеологи, демогра­фы, социологи, медики-гигиенисты, гидротехники, архитекторы, юристы, археологи и т.д.

В ряде случаев необходимо образование особых рабочих групп (под­групп), что определяется спецификой местных условий.

Первый этап — работа экспертной комиссии начинается с пле­нарного заседания, нередко с приглашением представителей средств

массовой информации, на котором одним из руководителей министерства производится представление Председателя экспертизы, его заместителей и руководителей рабочих групп. Главный инженер проекта в течение 30-40 мин излагает его цели и задачи, основные поло­жения ОВОС. Предусматриваются короткие содоклады по ключевым отдельным направлениям со стороны проектировщиков. Далее рабом идет в режиме вопросов и ответов. Дискуссия обычно не предусматривается.

Второй этап — рассмотрение проекта экспертами по рабочим группам. В процессе экспертирования предусмотрен взаимный обмен информацией и обсуждения с проектировщиками. В случае необходимости эксперты имеют возможность выезда на места для уточнения де­талей и оценки различных сторон проекта, получения дополнительной информации от общественности. Продолжительность этого этапа ори­ентировочно один-два месяца. Он завершается составлением индиви­дуального заключения эксперта, которое передается руководителю группы.

Третий этап — завершение работы на уровне отдельных групп и подгрупп, когда их руководитель на основании индивидуальных за­ключений составляет общее заключение по группе и оно доводится до сведения проектировщиков. После обсуждения на заседании груп­пы оно принимается и передается ответственному секретарю экспер­тной комиссии.

Четвертый этап — составление сводного заключения на базе за­ключений отдельных групп. Сводное заключение (заключение) — это нормативный документ, имеющий свою структуру.

1. Вводная часть. Состав экспертной комиссии, перечень пред­ставленных проектных материалов.

2. История вопроса (проекта).

3. Характеристика проекта и альтернативных вариантов.

4. Оценочная (аналитическая часть) по основным группам экс­пертной комиссии.

5. Результирующая часть — замечания и предложения.

6. Выводы.

Основные положения проекта Сводного заключения доводятся до сведения проектной организации. После заключительной корректи­ровки и редактирования в ряде случаев созывается пленарное заседа­ние экспертной комиссии, на котором председатель и руководители рабочих групп докладывают кратко итоги деятельности (выводы). После этого Заключение подписывается председателем, заместителями, секретарями и всеми членами комиссии. Заключение по объекту экспертизы может быть либо положительным, либо отрицательным. Если мнения экспертов в оценке проекта разошлись, то решает квалифицированное большинство. Эксперт, подписав Сводное заключение,

но не согласный с рядом выводов, имеет право письменно высказать свое особое мнение с указанием причин несогласия, которое прилагается к итоговому документу. Среди видных экспертов таким правом неоднократно пользовались известные ученые Э. Б. Алаев, С. Л. Венд-ров, В. С. Каминский, Б. С. Хорев и др.

Заключение, подготовленное экспертной комиссией ГЭЭ, утвер­ждается приказом МПР и приобретает статус официального государ­ственного документа ГЭЭ, в котором также определен срок действия решения. Положительное заключение является одним из обязатель­ных условий начала финансирования проекта (объекта) экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспер­тизы может потерять юридическую силу в следующих случаях:

  • при недоработке проекта по замечаниям проведенной ранее

ГЭЭ;

  • при изменении условий природопользования специально упол­номоченным на то государственным органом в области охра­ны окружающей среды;
  • реализации проекта ГЭЭ с отступлением от документации или

в случае внесения изменений в указанную документацию;

  • истечения срока действия положительного заключения;
  • внесения изменений в проектную или иную документацию пос­ле получения положительного решения ГЭЭ;
  • нарушения правовых норм проведения экспертизы и фальси­фикации фактов.

Правовым последствием отрицательного заключения ГЭЭ являет­ся запрет реализации объекта ГЭЭ. Отрицательное заключение может быть двух видов: а) о недопустимости в принципе реализации проек­та ввиду несоблюдения требований экологической безопасности; б) о необходимости доработки представленных материалов проекта по за­мечаниям и предложениям. В этом случае заказчик вправе представить материалы на повторную экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в Сводном заключении. Заключение государственной экологической экспертизы может быть оспорено в судебном порядке.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.