Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовое регулирование экологической сертификации.






деятельность по подтверждению соответствия объектов оценки требованиям нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, в области охраны окружающей среды.

Одна из форм подтверждения соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.

Участники государственный специально уполномоченный орган в области охраны окружающей среды (Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь);

- республиканский орган по сертификации Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь (Государственный комитет по стандартизации);

- центральный орган по экологической сертификации (Учреждение «Центр международных экологических проектов, сертификации и аудита «Экологияинвест»);

- аккредитованные органы по экологической сертификации (Учреждение «Белорусский научно-исследовательский центр «Экология», Учреждение образования «Белорусский национальный технический университет», Научно-производственное Республиканское унитарное предприятие «Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации»);

- аккредитованные лаборатории аналитического контроля;

- заявители – юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Объекты: а) система управления окружающей средой;

б) продукция;

в) компетентность персонала в выполнении работ, услуг в области охраны окружающей среды;

г) оказание услуг в области охраны окружающей среды.

Данный перечень носит открытый характер и в него могут быть включены и иные объекты, в отношении которых в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь об охране окружающей среды принято решение об оценке соответствия.

Экологическая сертификация носит добровольный характер и осуществляется по инициативе юридических и физических лиц на основе договора между заявителем и органом по сертификации.

По результатам экологической сертификации заявитель получает экологический сертификат.

Если объектом сертификации являлась продукция, то заявитель имеет право маркировать указанную в сертификате продукцию Знаком экологически чистой продукции.

 


44. Контроль в области охраны окружающей среды. система мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, требований в области охраны окружающей среды. Виды: государственный, ведомственный, производственный общественный.

Функции: Предупредительная (субъекты в отношении которых осуществляется контроль, зная о возможной проверке соблюдения ими требований экологического законодательства заинтересованы в позитивном правоприменении);

- Информационная (соответствующие лица собирают разнообразную информацию о природоохранной деятельности субъектов);

- Карательная (применение к нарушителям соответствующих санкций

государственный контроль: осуществляется в целях обеспечения соблюдения государственными органами, юр и физ лицами зак-ва РБ об оос, а также экологической безопасности.

Особенности: ведется от имени государства, используются не только полномочия государственно-властного характера, но и прибегают к поддержке правоохранительных органов (прокуратура, суд), основные меры принуждения – меры административного пресечения: приостановление или прекращение деятельности объекта, носит надведомственный характер

Формы: Предупредительный (на стадии планирования, проектирования, введения в эксплуатацию предприятий), Текущий (в процессе эксплуатации предприятий и иных объектов),

Государственный контроль в данной области осуществляется:

- Минпродресхраны ос РБ, иными специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления, их территориальными органами, местными Советами депутатов и исполнительными и распорядительными органами в пределах их компетенции.

Ведомственный контроль заключается в обеспечении органами госупр, либо организациями выполнения правовых требований по рациональному природопользованию и охране окружающей среды подведомственными им объектами.

Отличия от государственного контроля: ведомственной контроль ограничивается отраслевой сферой, тогда как государственный носит надведомственный характер; объекты государственного контроля не находятся в подчинении контролирующих органов.

Функции по проведению ведомственного контроля предусматриваются положениями об органах государственного управления

n Минселхозпрод: организует внутриведомственный радиационный контроль;

- осуществляет разработку технологий с\х производства на загрязненной радионуклидами территории, выполнение государственных программ по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

n Мин жилищно-коммунального хозяйства: организует и осуществляет ведомственный контроль в области оос в организациях, подчиненных и входящих в его состав.

- Объекты ведомственного контроля в области оос в системе жилищно-коммунального хозяйства: - деятельность по обращению с коммунальными отходами и очистке сточных вод населенных пунктов, работа котельных и транспортных средств,

n Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь:

Объекты ведомственного контроля:

- деятельность организаций по использованию и охране земель, недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха,

- контроль за обращением с отходами.

Производственный контроль: Осуществляют: юрлица, ип в процессе своей хозяйственной деятельности в случае, когда она оказывает вредное воздействие на окружающую среду.

Выражается в контроле за:

- выполнением и соблюдением законодательства об охране окружающей среды;

- проведением обучения, инструктажа и проверке знаний в области охраны окружающей среды и природопользования; соблюдением лимитов добычи природных ресурсов и эффективности их природопользования; Обращением с опасными веществами, отходами;

- Работой природоохранного оборудования и сооружений; Степенью готовности к аварийным ситуациям; Наличием и техническим состоянием оборудования по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и др.

Осуществляется субъектами самостоятельно за счет собственных средств.

Природопользователи должны разработать, согласовать и утвердить инструкцию по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды в соответствии с установленными требованиями.

Может осуществляться:

- Лицом, ответственным за его проведением;

- Специально созданным подразделением в структуре юридического лица.

Виды производственного контроля: Плановый Внеплановый

По результатам:

- Составляются соответствующие производственные акты,

- Информируется руководитель юридического лица,

Должностным лицам выдаются предписания об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды.

Общественный контроль:

Осуществляется:

n общественными инспекторами охраны природы (в соответствии с Положением об общественном инспекторе охраны природы, утвержденным Постановлением Минприроды от 5 апреля 1999 г. № 87),

n общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в области охраны окружающей среды,

n гражданами в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Формы общественного контроля:

- общественные слушания;

- общественная экологическая экспертиза;

- контроль общественными инспекторами охраны природы.

Общественный инспектор охраны природы выполняет работу:

- в порядке общественного поручения,

- без освобождения от основной работы или учебы,

- по личной инициативе,

- на безвозмездной основе (в определенных законом случаях в качестве поощрения может производиться выплата вознаграждений).

Общественный инспектор имеет право:

- Принимать участие в проведении проверок;

- Требовать от граждан объяснений по поводу допущенных ими нарушений природоохранного законодательства;

- Принимать меры по предупреждению или пресечению нарушения законодательства;

- Устанавливать личность нарушителя, путем проверки документов, опроса свидетелей или доставлять в установленном порядке в местный совет или органы МВД

- Составлять протоколы о нарушении законодательства и др.

Аналитический (лабораторный) контроль - является составной частью государственного, ведомственного, производственного и общественного контроля.

Проводится в целях оценки количественных и качественных характеристик:

- выбросов в атмосферный воздух, сбросов в поверхностные и подземные воды загрязняющих веществ, загрязнения земель (включая почвы), состава отходов.

Государственный - осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальными органами. С этой целью организованы лаборатории аналитического контроля.

Ведомственный - осуществляется министерствами, другими органами государственного управления, объединениями, подчиненными Совету Республики Беларусь за счет собственных средств и иных источников финансирования.

Производственный - осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые при необходимости могут привлекать организации, имеющие право проводить измерения в области охраны окружающей среды.


45. Правовое регулирование экологического аудита. Независимая комплексная документированная проверка соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, требований в области охраны окружающей среды (в т.ч. нормативов и технических нормативных правовых актов), а также требований международных стандартов с целью обеспечения экологической безопасности, определения путей и способов уменьшения риска вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности.

По результатам экологического аудита производится подготовка рекомендаций по снижению (предотвращению) вредного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Экологический аудит проводится за счет собственных средств проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей и может носить

Виды:

- добровольный,

- обязательный.

В обязательном порядке экологический аудит осуществляется при:

- приватизации предприятий;

- банкротстве или ликвидации юридического лица,

- банкротстве или прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду.

проводится юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на данный вид деятельности, выдаваемую Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды. Аудиторы могут оказывать услуги в выработке решений по повышению экологической безопасности производства на проверяемых объектах.

Правила проведения экологического аудита, аттестации экологического аудитора, представления заключения о проведении экологического аудита, представления отчетности о проведении экологического аудита утверждены Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды от 27 марта 2006 года, №19.

Объектами экологического аудита являются:

• окружающая среда в границах санитарно-защитной зоны объектов экоаудируемого субъекта, в процессе деятельности которого оказывается воздействие на окружающую среду;

• хозяйственная и иная деятельность, а также сооружения, производства, цеха и иные объекты, эксплуатация которых оказывает или может оказать воздействие на состояние окружающей среды;

• документация экоаудируемого субъекта (проектная, техниче­ская, технологическая, эксплуатационная и др.); • бизнес-планы инвестиционных проектов при проведении модернизации или реконструкции действующего производства, а также при создании нового производства и ежегодные бизнес-планы развития хозяйственной и иной деятельности, при которой имеется вероятность возникновения экологического риска;


46. Разрешение споров в области использования природных ресурсов и оос.

Споры в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды разрешаются уполномоченными органами государственного управления и (или) судом.

Институт разрешения споров в области использования и охраны природных ресурсов сложился в природоресурсном законодательстве. Этому виду споров свойственен внесудебный порядок их разрешения. Такие споры разрешаются органами государственного управления, предоставляющими природные ресурсы в пользование. Так, ст. 99 ВК устанавливает, что споры по вопросам использования и охраны вод разрешаются: органами, осуществляющими государственное управление в области использования и охраны вод, и судами.

В соответствии со ст. 104 ЛК cпоры о лесопользовании разрешаются Министерством лесного хозяйства Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами и судами. В соответствии со статьей 87 КоН споры, возникающие в связи с пользованием недрами и их охраной, разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

Земельные споры, ст.92 КоЗ разрешаются областным, Минским городским, городским (города областного подчинения), районным, сельским, поселковым исполнительным комитетом в соответствии с его компетенцией и (или) в судебном порядке. Земельные споры, связанные с правом частной собственности на земельные участки, с наследованием земельных участков, споры между лицами, имеющими капитальные строения (здания, сооружения) в общей собственности, и споры, связанные с возмещением убытков, разрешаются в судебном порядке.

Споры, связанные с обращением с объектами растительного мира, разрешаются специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами и (или) судом. Статья 65 Закона Республики Беларусь «О животном мире» устанавливает, что споры, связанные с охраной и использованием животного мира, разрешаются в судебном порядке.

В судебном порядке разрешаются, как правило, споры, вытекающие из имущественного характера отношений по использованию природных ресурсов, т. е. имеющие гражданско-правовую основу.

Споры в области охраны окружающей среды разрешаются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или его территориальными органами и (или) судом.

 


47. Экономический механизм оос и рационального природоользования: общая характеристика.

Регулирование охраны окружающей среды и природопользования выражается в сочетании административно-правовых средств воздействия и мер экономического характера.

Национальной стратегией социально-экономического развития Республики Беларусь к общим направлениям экологической политики отнесены: экологизация экономики; дальнейшее развитие экономического механизма природопользования; рациональное использование природных ресурсов, их экономия, постепенный отказ от экстенсивного использования и переход к экономному расходованию невозобновляемых и неистощительному использованию возобновляемых ресурсов; развитие рынка работ и услуг в сфере природопользования и охраны окружающей среды и др. Таким образом, в настоящее время осознана необходимость внедрения экономических инструментов в сферу регулирования экологических отношений.

Ст. 79 Экономический механизм охраны окружающей среды и природопользования включает следующие элементы:

разработку государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь в части рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;

финансирование программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды;

создание фондов охраны природы; установление платежей за природопользование;

проведение экономической оценки природных объектов;

проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

установление мер экономического стимулирования в области охраны окружающей среды;

возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей среде;

экологическое страхование;

Дальнейшее развитие правовое закрепление экономического механизма в рассматриваемой области получило в Концепции государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды, которая была утверждена Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь в 1995 г. В указанном документе обеспечение охраны окружающей среды с учетом экономических методов рассматривается в качестве принципа государственной экологической политики.. Экономические меры рационального использования и охраны отдельных компонентов природной среды также закреплены в природоресурсном законодательстве (например, ст. 59-61 Закона Республики Беларусь «О растительном мире»; ст. 92-94 ЛК; ст. 81-84 ВК и т. д.).

С. 59 о растит мире, Экономический механизм обращения с объектами растительного мира включает: финансирование государственных программ, планов и мероприятий по рациональному обращению с объектами растительного мира; платежи в области обращения с объектами растительного мира; экономическое стимулирование рационального обращения с объектами растительного мира;

Таким образом, экономический механизм охраны окружающей среды и природопользования представляет собой совокупность различных экономических мер, которые предусмотрены законодательством и направлены на обеспечение охраны окружающей среды и рациональное природопользование. В связи с этим полное представление о данном понятии возможно получить, проанализировав его отдельные элементы и особенности их функционирования.

Задачами внедрения элементов экономического механизма охраны окружающей среды в хозяйственную деятельность являются: обеспечение эколого-экономической согласованности между общественными интересами и интересами отдельных субъектов-природопользователей; стимулирование природоохранной деятельности; обеспечение оптимального использования финансовых ресурсов на природоохранные цели.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.