Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендации по изучению темы






Работу над этой темой следует начинать с определения поня­тия и классификации видов особо охраняемых природных террито­рий. В связи с особой экологической, эстетической, научной и иной ценностью таких территорий на них устанавливается только госу­дарственная собственность. Эти объекты составляют природно-заповедный фонд Российской Федерации, в рамках которого сущест­вует жесткий режим охраны.

В зависимости от цели создания, степени и содержания ограни­чений на природопользование, от видов и размеров природных объ­ектов различаются государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники, природные заказники, националь­ные природные парки, памятники природы. Кроме того, сущест­вуют такие особо охраняемые территории, как лечебные и оздоро­вительные зоны, зеленые зоны, которые не входят в природно-заповедный фонд. Студенту необходимо иметь полное представле­ние о различиях в правовых режимах этих территорий и объектов, о порядке их создания и управления.

Необходимо остановиться также на вопросе о правовой охране редких и находящихся под угрозой уничтожения растений и жи­вотных. В отношении таких объектов устанавливаются строгие меры охраны, включая ограничение или запрет на охоту, добычу и торговлю.

При изучении данной темы также следует уяснить роль земли как основного средства производства и пространственного базиса жизнедеятельности общества и экологической роли земли. Для по­нимания сущности правовой охраны данного природного объекта студенты должны видеть различие между понятиями «земля» и «почва».

Анализируя динамично развиваемое на современном этапе зе­мельное законодательство, необходимо вначале рассмотреть кате­гории земель, права и обязанности собственников, арендаторов и пользователей земли, касающиеся охраны окружающей среды. От студентов требуются подробные знания того, как решаются вопро­сы охраны окружающей среды при отводе земель под строительст­во экологически вредных объектов.

Особое внимание следует уделить изучению вопросов правовой охраны земли. Сущность правовой охраны земель заключается в установлении и обеспечении соблюдения требований, направлен­ных на осуществление мероприятий по сохранению плодородного слоя земли, предотвращению ее истощения, загрязнения, разруше­ния; рациональное использование земель, повышение их плодоро­дия; обеспечение благоприятного состояния окружающей среды. Студенты должны обладать знанием предусмотренной законода­тельством системы мер по охране земель. Особое внимание следует обратить на требования, касающиеся нормирования предельно допустимого загрязнения земель. С учетом роли сельскохозяйст­венных земель и высоких уровней их деградации важно усвоить требования по консервации загрязненных сельскохозяйственных земель и положения Государственной комплексной программы повышения плодородия почв России.

В связи с важностью учета земель и составления земельного кадастра, проведения мониторинга и контроля как постоянных функций государственного управления в сфере использования и охраны земель студенты изучают соответствующие требования зе­мельного законодательства.

Выполнение требований земельного законодательства обеспе­чивается, в частности, с помощью применения юридической ответ­ственности. Студенты должны знать основы правового регулирова­ния и практику применения дисциплинарной, административной, уголовной и имущественной ответственности в изучаемой области.

К изучению вопроса об использовании и охране недр следует подходить с учетом роли недр не только как экологического фактора, но и как одного из основных источников богатства общества. Задача студентов — усвоить и оце­нить, как с помощью правовых мер обеспечивается решение задач рационального использования недр и их охраны с учетом интересов настоящего и будущих поколений. Начинать изучение темы нужно с юридического понятия недр как части земной коры, расположенной ниже почвенного слоя и дна водоемов и простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. При этом важно осознавать, что понятие недр не сводится лишь к совокупности полезных ископаемых. Свойства и особенности недр учитываются в системе их правовой охраны. Важно также обратить внимание на то, что подземные воды имеют сложный правовой режим. Они одновременно являются объектом правовой охраны недр и право­вой охраны вод.

От студентов требуются знания основных видов пользования недрами — для геологического изучения; для добычи полезных ископаемых; для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; для сбора геологических коллекционных материалов и др. Необходимо обратить особое внимание на порядок предоставления недр в пользование для этих видов, на роль лицензий, их содержание, условия предоставления и изъятия. С точки зрения охраны недр и окружающей среды в процессе пользования недрами следует рассмотреть роль органов по охране окружающей среды в процессе лицензирования. Нужно знать основные требования по рациональному использованию и охране недр, права и обязанности пользователей недр.

Принимая во внимание важность учета, ведения кадастра ме­сторождений полезных ископаемых и баланса запасов полезных ископаемых, проведения контроля как постоянных функций госу­дарственного управления в сфере использования и охраны недр, студенты изучают соответствующие требования законодательства о недрах.

Выполнение требований горного законодательства обеспечи­вается, в частности, с помощью применения юридической ответст­венности. Студенты должны усвоить основы правового регулиро­вания и обладать знаниями практики применения дисциплинар­ной, административной, уголовной и имущественной ответственно­сти в изучаемой области.

Для лучшего усвоения вопросов понятия вод, отношений по их использованию, а также охраны водных объектов важно знать о роли вод в развитии человеческого общества, удовлетворении эко­номических, социальных, физиологических, экологических, рекре­ационных и иных потребностей. Необходимо также знание совре­менных факторов отрицательного воздействия на состояние вод и основных источников такого воздействия. Важно иметь четкое представление о различиях между бытовым и юридическим поня­тием «воды». Изучая водное законодательство, следует обратить внимание на сложный правовой режим подземных вод как объекта одновременно и водного, и горного законодательства.

Водный кодекс РФ — один из новейших актов природоохранительного законодательства. При изучении вопросов темы важно не только знать его положения, но и иметь в виду общие положения Федерального Закона «Об охране окружающей среды» и иных актов, применяемых в целях охраны вод.

Студенты должны усвоить виды водопользования, классифи­цированные в водном законодательстве по ряду признаков: в зависимости от хозяйственного целевого назначения использования водных объектов; по способу пользования водами; техническим условиям водопользования; условиям предоставления водных объ­ектов в пользование; основаниям возникновения права водопользо­вания. Они должны усвоить также порядок предоставления вод для специального водопользования.

При изучении вопросов правовой охраны вод от загрязнения, засорения и истощения следует четко различать эти понятия и их содержание. Особое внимание нужно уделить таким мерам охраны вод, как нормирование допустимого загрязнения вод, а также тре­бованиям по охране вод при размещении, проектировании, строи­тельстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных предприятий и других объектов, оказывающих вредное воздействие на воды и иные виды деятельности. От студентов требуется знание роли разрешений на сброс сточных вод и их содержания, проце­дуры их выдачи и оснований аннулирования.

Далее необходимо обратиться к вопросам государственного учета вод, ведения водного кадастра, водохозяйственных балан­сов, планирования охраны вод, проведения экспертизы, осущест­вления мониторинга и контроля как важнейших функций государ­ственного управления в данной сфере. При этом особое внимание нужно уделить принципу бассейнового управления использованием и охраной вод, а также бассейновым соглашениям.

Выполнение требований водного законодательства обеспечи­вается, в частности, с помощью применения юридической ответст­венности.

Леса и внелесная растительность играют важную экологическую, экономическую, рекреационную роль, учитывая которую студенты подходят к изучению данной темы. Вначале следует разобраться с юридическим понятием «лес». Важно при этом обратить внима­ние на вопрос о лесном фонде и составе земель лесного фонда.

В процессе изучения Лесного кодекса РФ и иных источников важно осмыслить природоохранительное значение де­ления лесов на три группы и знать правовой режим каждой из них. Существенную роль в обеспечении рационального использования и охраны лесов играют такие инструменты лесного законодательства, как расчетная лесосека и разрешительные документы, на основе которых участки лесного фонда предоставляются в пользование, — лицензия, лесорубочный билет (ордер), лесной билет. Необходимо также изучить требования закона о порядке предоставления лесного фонда в пользование, об основаниях прекращения права пользования лесным фондом, обязанностях лесовладельцев и лесопользователей по охране лесов и окружающей среды в процессе лесопользования. В законодательстве предусмотрена система мер и требова­ний к повышению продуктивности и качества лесов, по порядку вос­становления лесов и лесоразведения, охраны лесов от пожаров.

Что касается охраны растительного мира вне лесов, то в отсут­ствие специального закона регулирование осуществляется фрагмен­тарно в Федеральном Законе «Об охране окружающей среды», Зе­мельном кодексе, Водном кодексе, Федеральном законе «О живот­ном мире», в санитарном и ином законодательстве. Студенты долж­ны приложить необходимые усилия к тому, чтобы найти и изучить соответствующие положения.

В связи с важностью учета и составления кадастра лесного фон­да, проведения лесного мониторинга и контроля как постоянных функций государственного управления в сфере использования и ох­раны лесов необходимо изучать соответствующие требования лес­ного законодательства.

Выполнение требований законодательства в области охраны и использования растительного мира обеспечивается, в частности, с помощью применения юридической ответственности. Студенты должны усвоить основы правового регулирования и обладать зна­ниями практики применения дисциплинарной, административной, уголовной и имущественной ответственности в изучаемой области.

Изучение вопроса понятия животного мира и его охраны следует начинать с вопроса о животном мире как основном компоненте природы, о роли животного мира в жиз­ни человека и животном мире как объекте правовой охраны. Жи­вотный мир представляет собой совокупность диких животных, обитающих в природе в состоянии естественной свободы, постоян­но или временно населяющих территорию страны или относящихся к естественным богатствам континентального шельфа России. При этом важно различать правовой статус животного мира как при­родного объекта и объекта правовой охраны, с одной стороны, и домашних животных, диких животных, находящихся в неволе, — с другой.

Требования по регулированию использования и охране живот­ного мира определяются в Федеральном законе «О животном ми­ре» (1995г.), подзаконных актах, образующих обширный норма­тивный массив. Изучив Закон и другие акты, студенты получат необходимые знания относительно требований по регулированию охоты и рыболовства и охраны животного мира. Требования рос­сийского законодательства об охране животного мира следует изу­чать с учетом потребностей в решении глобальной проблемы со­хранения видового многообразия.

При этом основное внимание необходимо уделить изучению требований по охране и использованию животного мира, направ­ленных на сохранение видового многообразия животного мира; на охрану среды обитания, условий размножения и путей мигра­ции животных; на сохранение целостности естественных сооб­ществ; на научно обоснованное, рациональное использование и воспроизводство животного мира; на регулирование численности животных в целях предупреждения вреда окружающей среде и народному хозяйству. Особый объект охраны животного мира и соответственно внимания студентов — редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных.

Студенты должны знать правила охоты, рыболовства, осуще­ствления других видов пользования животным миром, а также тре­бования по охране животного мира при размещении, проектирова­нии, строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений, введении в хозяйственный оборот целинных земель, заболоченных территорий, добыче полезных ископаемых и др.

С учетом важности учета и мониторинга животного мира, экс­пертизы и контроля как постоянных функций государственного управления в сфере использования и охраны животного мира сту­денты изучают соответствующие требования фаунистического за­конодательства.

К основным средствам обеспечения выполнения требований данного законодательства относится юридическая ответственность. Студенты должны усвоить основы правового регулирования и об­ладать знаниями практики применения дисциплинарной, админи­стративной, уголовной и имущественной ответственности в изучае­мой области.

При изучении вопроса атмосферного воздуха студенты вначале осознают роль атмосферного воздуха в жизни человека, в развитии растительно­го и животного мира, выясняют основные факторы воздействия на состояние атмосферы на современном этапе и пути сохранения и восстановления благоприятного состояния воздуха. Для понима­ния атмосферного воздуха как объекта правовой охраны важно видеть различие между атмосферным воздухом и, например, воз­духом помещений.

При изучении вопросов темы следует одновременно учиты­вать требования Федерального Закона «Об охране окружающей сре­ды» относительно экологической экспертизы, экономических мер, юридической ответственности и др., используемые для охраны ат­мосферного воздуха. Нужно обратить внимание на то, что в отли­чие от других природных ресурсов в отношении атмосферного воздуха регулируется лишь его охрана. Регулирование использования данного ресурса осуществляется в минимальной степени.

Основу правовой охраны атмосферного воздуха составляют меры по нормированию допустимого загрязнения атмосферы и вредного физического воздействия. Студенты изучают соответст­вующие требования, касающиеся критериев установления норма­тивов предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в воздухе и вредных физических воздействий на него, ме­ханизм установления нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) для предприятий и других стационарных источников и пе­редвижных источников. Следует обратить внимание па роль и по­рядок предоставления разрешений на выброс загрязняющих ве­ществ в атмосферу. Наряду с нормативами ПДК и ПДВ важная роль в регулировании охраны принадлежит требованиям по охра­не атмосферного воздуха при размещении, проектировании, строи­тельстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных предприятий и иных объектов и осуществлении иной экологически значимой деятельности. При изучении этих требований важно рассматривать и оценивать их с точки зрения как охраны атмос­ферного воздуха внутри страны, так и выполнения международных обязательств России по решению глобальных задач, связанных с охраной озонового слоя и климатическими изменениями.

Далее студенты изучают вопросы правового регулирования учета вредных воздействий на атмосферу, мониторинга и государ­ственного контроля в сфере охраны атмосферного воздуха, а так­же юридической ответственности как одного из основных средств обеспечения выполнения требований законодательства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.