Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие черты экологического права стран СНГ






8.02. 1992 г. в Москве было заключено межправительственное соглашение о взаимодействии стран СНГ в области экологии и ООС. В соответствии с ним в июле 1992 г. на совещании в Минске руко­водители природоохранных ведомств государств - участников этого соглашения подписали Протокол о создании и полномочиях межго­сударственного экологического Совета, состоящего из руководите­лей природоохранных ведомств стран-участниц, который призван оказывать давление на правительства стран СНГ с целью осуществления ими деятельности по ООС и рациональному природопользова­нию. Этот Совет должен проводить совещания не реже двух раз в год поочередно в каждой стране. Постоянно действующим органом Совета является Секретариат, финансируемый Межгосударственным экологическим фондом за счет денежных взносов стран-участниц. Ежегодные взносы участников Фонда составляют 0.05% валового национального дохода каждой из стран. Центральный банк и штаб-квартира Фонда находятся в Минске Совет утвердил перечень са­мых экологически уязвимых природных зон на территории СНГ: район Чернобыля, бассейны Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи. Приаралье. озеро Бал­хаш и Байкал. 29.12.1092 г. постановлением Межпарламентской Ас­самблеи государств СНГ принят законодательный акт «О принципах экологической безопасности в государствах Содружества». Во всех странах СНГ были приняты национальные законодательства об ООС. Эти законодательства имеют немало общих черт и во многом (в силу исторической инерции) сходны с российским. Так. во всех консти­туциях стран СНГ провозглашено право граждан на благоприятную ОС и на возмещение ущерба, причиненного нарушением этого пра­ва. В той или иной форме отражена обязанность граждан беречь при­роду. Главным вопросом, по которому имеются разногласия в экологических законодательствах стран СНГ. является вопрос о соб­ственности на землю и природные ресурсы. Так. в Республике Ка­захстан. Кыргызской Республике. Республике Узбекистан сохранена только государственная собственность на землю и другие природные ресурсы. Некоторые страны СНГ (Туркменистан. Беларусь) остави­ли открытым вопрос о собственности, указав лишь, что осуществле­ние права собственности не должно наносить вреда окружающей среде.

Особенности экологического законодательства США США являются одной из наиболее экономически благополучных стран мирового сообщества с высоким уровнем развития промыш­ленности, энергетики, транспорта, сельского хозяйства. Экологичес­кая угроза в этой стране нарастала незаметно и постепенно. Сначала безжалостно уничтожались природные богатства, сулившие быструю прибыль (например, уникальные ландшафты). Затем ярко и угрожаю­ще проявилось загрязнение окружающей среды. К началу 70-тых го­дов стало очевидно, что нужно быстро принимать решительные меры по оздоровлению природы. Особенностью экологического пра­ва в США является то. что оно основывается главным образом на нормах общего права. До 70-тых годов в американском за­конодательстве практически отсутствовали экологические нор­мативные акты, все было заложено в Конституции. Особую роль в экологическом законодательстве этой страны играют не столько сами нормы права, сколько судебное толкование кон­ституционных положений В I 970 г. по инициативе президента Р. Никсона было создано Агентство по охране окружающей среды (ЕРА) и принят ряд важнейших экологических законов: о чистом воздухе, об охране исчезающих биологических ви­дов, о чистой воде, о национальной политике в области охраны окружающей среды. Законодательная деятельность в США осу­ществляется Сенатом (верхней палатой Конгресса), и при раз­работке экологических законов Комитет Сената по окружающей среде имеет больший приоритет, чем военное и другие автори­тетные ведомства США. В задачу ЕРА входит систематическое снижение уровня загрязнения воды, воздуха и ландшафта Ос­новные направления экологической политики США сосредото­чены на:

1) охране от загрязнения внутренних вод;

2) охране морской среды (служба береговой охраны США имеет больше полномочий, чем ФБР);

3) строгом контроле над захоронением твердых отходов;

4) федеральном регулировании производства и использо­вания токсичных веществ.

Благодаря принятым жестким мерам в США удалось резко улучшить экологическую ситуацию. Описанная история разви­тия и становления экологического права в США является ти­пичной моделью для развитых стран Западной Европы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.