Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 10.Общие черты правового режима природных ресурсов






План:

1. Правовой режим земель

2. Правовой режим недр

3. Правовой режим вод

4. Правовая охрана атмосферного воздуха и озонового слоя

5.Правовой режим лесов и растительного мира вне лесов

6. Правовой режим животного мира

 

Правовой режим земель. Под понятием «земля» обозначают часть поверхности Земного шара, находящуюся в пределах государственных границ РФ Целью правовой защиты земель является не сохранение их общей площади < она. как правило, остается неизменной), а сохранение, восстановле­ние и улучшение их качественного состояния Все земли в РФ под­разделяются на семь категорий:

1) земли сельскохозяйственного назначения, их площадь состав­ляет 13% от площади всего земельного фонда РФ. эти земли облада­ют приоритетом, т.е. имеют правовые преимущества по сравнению с землями остальных категорий;

2) земли населенных пунктов;

3) земли транспорта, промышленности, связи, космического обес­печения, энергетики и обороны страны;

4) земли природоохранного, заповедного, оздоровительного, рек­реационного и историко-культурного назначения;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Такое деление на категории учитывается при решении вопросов о предоставлении земель в аренду, при их купле - продаже и установле­нии цены на земельный участок

Под охраной земель понимают систему правовых, организацион­ных и экономических мероприятий, направленных на их рациональное использование, прежде всего на сохранение и повышение их плодо­родия (независимо от форм собственности). Мелиорация земель -это их коренное улучшение путем проведения гидротехнических, хи­мических, агротехнических и противоэрозионных мероприятий При­меры неудачной политики в области мелиорации в 70-80-тых годах XX века в СССР. Нарушение законодательства о землепользовании влечет за собой приостановление или аннулирование лицензий на зем­лепользование. Если приобретенный в частную собственность земель­ный участок сельскохозяйственного назначения не используется по назначению в течение трех лет. то по представлению органов проку­рорского надзора сделка может быть аннулирована решением суда.

Правовой режим недр. В юридическом смысле под недрами понимают часть земной коры, расположенную ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков. Недра не имеют чет­ко обозначенной нижней границы Следует подчеркнуть, что юриди­ческое понятие недр не отождествляется с содержащимися в них полезными ископаемыми (понятие недр шире). Недра находятся в ос­новном в государственной собственности. В федеральной собствен­ности находятся участки недр, используемые для обеспечения государственных потребностей в стратегических ресурсах, наличие которых влияет на национальную безопасность РФ. Особый вопрос возникает в связи с правовым режимом подземных вод. порядок пользования которыми регулируется одновременно горным и водным законодательством. Недропользование в России основано на разре­шительной, те лицензионной системе. Выделяют следующие виды лицензий:

1) лицензия на геологическое изучение недр удостоверяет право поисков и оценки месторождений только одного вида полезных иско­паемых, указанного в лицензии, и не дает права на его добычу.

2) лицензия на добычу полезных ископаемых дает право на раз­ведку и разработку месторождений, а также на переработку отходов горнодобывающих производств. Она выдается на разработку всего месторождения или его части. Разработка одного месторождения раз­ными пользователями должна осуществляться так. чтобы исключить нерациональное использование недр;

3) лицензия на право строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (подзем­ное хранение нефти и газа, захоронение вредных веществ и отходов производства, сброс сточных вод. строительство подземных комму­никаций, например, линий метрополитена).

4) лицензия на право образования особо охраняемых объектов, имеющих научное, культурное или лечебно-оздоровительное значение дает право на открытие научных и учебных полигонов, геологических заповедников, использование пещер в лечебно-оздоровительных целях.

Основные требования по рациональному использованию и охра­не недр:

1) соблюдение установленного законом порядка недропользова­ния, недопущение самовольного использования недр;

2) обеспечение полноты геологического изучения, рационально­го комплексного использования и охраны недр;

3) проведение государственной экспертизы и государственного учета запасов полезных ископаемых;

4) обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов ос­новных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и по­путных компонентов;

5) достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запа­сов основных и попутно залегающих полезных ископаемых;

6) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных иско­паемых;

7) предотвращение загрязнения недр при поземном хранении нефти
и газа, захоронении вредных веществ и отходов, сбросе сточных вод:

8) соблюдение установленного порядка консервации и ликвида­ции предприятий по добыче полезных ископаемых;

9) предотвращение накопления промышленных и бытовых отхо­дов на площадях водосбора и местах залегания подземных вод питье­вого или хозяйственного водоснабжения.

В случаях нарушения этих правил право недропользования может быть ограничено, приостановлено или прекращено специально на то уполномоченными государственными органами Помимо Федерально­го закона «О недрах», ответственность за нарушение правил недро­пользования регламентируется КоАП и УК РФ (например, ст. 2 55 УК).

Правовой режим вод. Воды как юридическое понятие представляют собой природные запасы воды, находящиеся в пределах государственных границ РФ в поверхност­ных водоемах и водотоках (реках, водохранилищах, ручьях, каналах, озерах, болотах, прудах), ледниках и снежниках, внутренних морях, территориальном море РФ и подземных водных объектах.

Кроме Водного кодекса, вопросы охраны вод регламентируются следующими Федеральными законами: «Об охране окружающей сре­ды от 10.01.2002 г. «О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне РФ» от 31.07. [998 г. «О плате за пользова­ние водными объектами» от(>.05.1998 г. «О континентальном шельфе РФ» от 30.11.1995 г.. «Об исключительной экономической зоне РФ» от 17.12.1998 г.

Как уже было сказано выше, в основном водные объекты нахо­дятся в государственной собственности (кроме небольших по площа­ди непроточных водоемов, целиком находящихся не территории одного субъекта Федерации, которые могут находиться в частной и муници­пальной собственности). Основными организационно-правовыми ин­струментами обеспечения рационального водопользования являются:

1) установление лимитов водопользования (использования воды без изменения ее физико-химических свойств, т.е. водный транспорт, гидросооружения и рыболовство), водопотребления (использования воды для питьевых и хозяйственных нужд) и водоотведения (полива);

2) ведение государственного мониторинга водных объектов и на его основании - государственного водного кадастра;

3) платность водопользования, водопотребления и водоотведения;

4) проведение государственной экспертизы предпроектной и про­ектной документации на строительство и реконструкцию хозяйствен­ных объектов, влияющих на состояние водных объектов;

5) осуществление лицензирования при использовании и охраневодных объектов;

6) осуществление государственного контроля за использовани­ем и охраной водных объектов;

7) подготовка, заключение и реализация бассейновых соглаше­ний, заключаемых между специально уполномоченным государствен­ным органом в области водопользования и органами исполнительной власти субъектов Федерации, расположенных в пределах бассейна водного объекта.

Среди прочих водных объектов приоритет имеют объекты пить­евого, бытового и рыбохозяйственного назначения. В целях охраны водных объектов от загрязнения (поступления в него растворимых загрязняющих веществ и тепла), засорения (поступления в водоем нерастворимых предметов - древесины, шлаков, металлолома и т.п. ) и истощения (сокращения количества воды в водоеме) водное зако­нодательство запрещает:

1) сброс в водные объекты и захоронение в них производствен­ных, бытовых и других отходов;

2) засорение ледяного покрова (ледников и снежников) произ­водственными и иными отходами. Забор льда не должен влиять на состояние водного объекта;

3) захоронение и сброс в водные объекты радиоактивных и ток­сичных веществ. Сброс сточных вод допускается только после их очистки в установленном порядке;

4) проведение в водных объектах взрывных работ, сопровожда­ющихся выделением радиоактивных и токсичных веществ;

5) ввод в эксплуатацию хозяйственных объектов, не оборудован­ных очистными сооружениями и гидротехнических сооружений без рыбозащитных устройств.

Территориальное море РФ — это примыкающий к суше или внут­ренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль. Его внешняя граница является Государственной границей РФ. внутренняя -линия наибольшего отлива вдоль берега. Данное определение верно и для всех российских островов. Внутренние морские воды РФ являются составной частью территории России; к ним относятся воды портов РФ. заливов, бухт, лиманов, берега которых полностью при­надлежат РФ. На территориальное море, воздушное пространство над ним. его дно и недра распространяется суверенитет РФ. Континен­тальный шельф РФ - это дно и недра прибрежного морского мелко­водья до глубины 200 м. находящееся за пределами территориального моря: его внешняя граница находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий наибольшего отлива вдоль берега. Исключительная экономическая зона РФ - это морская среда над континентальным шельфом. Все ресурсы перечисленных объектов являются государ­ственной федеральной собственностью Использование и эксплуата­ция этих объектов осуществляется на основании разрешительной (лицензионной) системы. К таким видам деятельности относятся, гео­логическое изучение континентального шельфа, поиск, разведка и раз­работка минеральных ресурсов, промысел живых ресурсов моря, производство энергии за счет приливов и отливов, проведение буро­вых работ, прокладка подводных кабелей и трубопроводов, создание искусственных сооружений и установок, проведение научных работ Ответственность за нарушение водоохранного законодательства пре­дусматривает большое количество составов преступлений и проступ­ков и кроме перечисленных выше источников экологического права регламентируется также КоАП РФ и УК РФ.

Правовая охрана атмосферного воздуха и озонового слоя. Предметом правовой охраны является не воздух вообще, а имен­но атмосферный воздух, к которому не относится воздух жилых и производственных помещений и воздух, находящийся в установках (баллонах, компрессорах). Озоновый слой - это часть атмосферно­го воздуха, расположенная на высоте от 30 до 50 км над уровнем моря и предохраняющая живые организмы от жесткого ультрафиоле­тового излучения. Российское законодательство в вопросах охраны атмосферного воздуха и озонового слоя соответствует подходам, вы­работанным международным сообществом и базируется на принци­пах приоритета охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных условий для его для его жизни, труда и отдыха. Воз­дух - единственный природный ресурс, который не может быть объектом собственности, поскольку его нельзя индивидуализировать Как ни­какой другой природный ресурс, атмосферный воздух «не признает» государственных границ Государство, не являясь собственником ат­мосферного воздуха, имеет на него суверенные права и обязано не допускать его загрязнения, регулировать выбросы загрязняющих ве­ществ и влияние вредных физических воздействий, обеспечивать до­стоверную информацию о состоянии атмосферного воздуха и его загрязнении. Источниками экологического права в этом отношении являются Федеральные законы: «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г.. «Об охране атмосферного воздуха от 04.05.1999 г.. «Об экологической экспертизе»» от 23.11 1995 в ред. от 15.04.1998 г.. постановления Правительства РФ «Об усилении мер государственно­го регулирования производства и потребления озоноразрушающих ве­ществ в РФ» от 05.05.1999 г.. «Об усилении мер государственного регулирования ввоза и вывоза из РФ озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции» от 09.12.1999 г.. «Об утверждении Поло­жения о государственном контроле за охраной атмосферного возду­ха» от 15 01.2001 г.

Для реализации изложенных выше принципов государство ис­пользует следующие инструменты:

1) установление нормативов качества атмосферного воздуха и нормативов выбросов вредных веществ и физических воздействий;

2) получение лицензии (разрешения) на выброс загрязняющих веществ и вредных физических воздействий;

3) ведение мониторинга атмосферного воздуха и ведение госу­дарственного учета источников вредных воздействий;

4) запрещение проектирования и строительства объектов, не име­ющих газоочистных сооружений;

5) запрещение производства и эксплуатации транспортных средств, содержание вредных веществ, в выбросах которых превы­шает установленные технические нормативы.

В систему нормативов включены:

1) ПДВ (предельно допустимые выбросы — это массы загрязняю­щих веществ, которые природопользователь может выбросить за год;

2) ПДУ - предельно допустимые уровни физических воздействий (шума, вибраций, электромагнитного и радиационного воздействий). Юридическая ответственность, установленная за нарушение законо­дательства об охране атмосферного воздуха, установлена в КоАП РФ (административная) и УК РФ (уголовная) ГК РФ Часть 1 (гражданско-правовая).

Правовой режим лесов и растительного мира вне лесов. Леса являются главным богатством не только какой-либо страны, а всего человечества, поскольку являются легкими планеты Лесное законодательство относится к числу так называемых кодифициро­ванных отраслей природоресурсного права, поскольку его главным нормативным актом является Лесной кодекс РФ (ЛК от 04.12. 2006 г., кроме того, существуют некодифицированные акты и акты субъектов РФ. Лес -это совокупность земли, древесно-кустарниковой и травянистой рас­тительности, животных, микроорганизмов и других компонентов ок­ружающей среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии. В основном лес является государственной собственностью. Л К предусматривает возможность переда­чи части лесного фонда в собственность субъектов РФ. В то же вре­мя, среди полномочий Федерации ст.46 указывает владение, пользование и распоряжение лесным фондом, тогда как субъекты РФ могут участвовать в осуществлении этих полномочий в пределах сво­ей территории. Приватизация и оборот лесного фонда не до­пускаются.

С учетом экологически и социально значимых леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам

Основными организационно-правовыми инструментами обес­печения охраны лесов служат расчетная лесосека, государ­ственный лесной кадастр, мониторинг лесов, обязательная сертификация лесных ресурсов, лесорубочный или лесной билет, лицензирование права лесопользования. Лесорубочный или лесной билет, в отличие от лицензии. являют­ся документами, удостоверяющими право их владельцев на краткос­рочное пользование участками лесного фонда или лесными ресурсами. Они удостоверяют право осуществлять только установленный в них вид лесопользования. Аренда и концессия вле­кут за собой не только права, но и обязанности по улучшению и вос­становлению леса. Поскольку лесные ресурсы относятся к возобновимым, лесное законодательство регулирует воспроизводство лесов. Леса подлежат охране от пожаров, от вредителей и болезней. Нарушение правил лесопользования регулируется КоАП и УК РФ.

Правовой режим животного мира. Юридическое понятие животного мира определено в основном источнике права по этому вопросу — Федеральном законе «О живот­ном мире» от 24.04.1995 г. Это совокупность всех видов диких жи­вотных, постоянно или временно населяющих территорию РФ и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящих­ся к природным ресурсам континентального шельфа и исключитель­ной экономической зоны РФ. Тема охраны животного мира звучит и в других Федеральных законах: «Об особо охраняемых природных тер­риториях» от 14.03.1995 г.. «О континентальном шельфе РФ» от 30.11.1995 г.. «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г.. а так­же в постановлениях Правительства РФ: «О любительской и спортив­ной охоте в РФ» от 26.07. 1993 г.. «Об установлении предельных размеров платы за пользование животными по лицензиям на их добы­чу» от 19.06. 1994 г.. Под охрану законодательства попадают не толь­ко животные, относящиеся к объектам охоты и рыболовства, но и все другие животные- находящиеся в условиях естественной свободы. Домапшие животные, а также дикие, содержащиеся в неволе (зоо­парках, аквариумах и т.п.) не подпадают под действие законодатель­ства о животном мире, отношения по поводу таких видов регулируются аграрным, гражданским и другими видами права.

Российское законодательство не предусматривает частной соб­ственности на объекты животного мира. т.е. все дикие животные на территории и акватории РФ являются государственной собствен­ностью. Одной из отличительных особенностей объектов животного мира является их подвижность и постоянная миграция через границы субъектов РФ и Государственную границу. Вопросы владения, пользо­вания и распоряжения животным миром в соответствии с Конститу­цией РФ относятся к совместному ведению РФ и субъектов Федерации.

Основными организационно - правовыми инструментами по ис­пользованию и охране животного мира являются государственный мониторинг, государственный кадастр, учет объектов животного мира, экологическая экспертиза и государственный контроль в данной об­ласти (ст. 14-18 Закона РФ «О животном мире»). Экономическим ин­струментом охраны живых ресурсов РФ является платность природопользования.

Целями природоохранной деятельности в данной области являются:

1) сохранение видового разнообразия животного мира (закон Эшби: чем экосистема разнообразнее, тем она устойчивее);

2) охрана среды обитания, условий размножения и путей мигра­ции животных;

3) сохранение целостности природных экосистем;

4) научно обоснованное рациональное использование животного мира;

5) регулирование численности животных с целью предупрежде­ния вреда окружающей среде и экономике.

При нарушении природоохранного законодательства или при уг­розе безопасности окружающей среды по представлению специально уполномоченных государственных органов (например. Минприроды РФ) исполнительные органы РФ и субъектов РФ вправе принять ре­шение об ограничении, приостановлении или поленом запрете осуще­ствления отдельных видов пользования животным миром или его отдельными объектами. Животные относятся к возобновляемым при­родным ресурсам, поэтому их экономическое использование должно осуществляться хотя бы в рамках простого воспроизводства. Наибо­лее распространенными видами пользования животным миром явля­ются охота и рыболовство

Охота представляет собой один из видов пользования животным миром, заключающимся в выслеживании и преследовании животных с целью добычи Заметим, что даже нахождение в лесу с ружьем и охотничьими собаками или ловчими птицами приравнивается к охоте. Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержден постановлением Правительства РФ. Сроки охоты устанавливаются Правительством РФ; правила охоты содержат перечень животных, охота на которых полностью запрещена. Право на охоту оформляется в разрешительном порядке долгосрочными или именными разовыми лицензиями или охотничьими билетами Охотни­чий билет выдается государственным органом управления охотохозяй­ством с отметкой о сдаче испытаний. Кроме того, необходимо разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия. Любительс­кая и спортивная охота может осуществляться всеми гражданами, до­стигшими 18-летненго возраста, сдавшими испытания по правилам охоты, обращения с охотничьим оружием, технике безопасности, уп­латившими государственную пошлину в установленном размере.

Промысловая охота осуществляется лицами, заключившими договоры с заготовительными организациями. Охота на отдельные виды животных регламентируется определенными сроками. Специальные правила установлены в отношении права на охоту для граждан, при­надлежащим к коренным малочисленным народам Севера.

Под рыболовством понимают процесс улова и изъятия из природ­ной среды водных животных. Различают рыболовство промысловое, спортивное или любительское. Перечень водоемов, предназначенных для сохранения, воспроизводства и сохранения рыбных ресурсов, опреде­ляется Правительством РФ и исполнительными органами субъектов РФ. Промысловое рыболовство в РФ осуществляется юридическими и физическими лицами на основании лицензий, выдаваемых федераль­ным органом по рыболовству или его бассейновыми управлениями по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболов­ства, либо органом исполнительной власти субъекта РФ. как правило, на срок не менее трех лет. Наличие лицензии на промысловое рыболов­ство обязательно для получения в установленном порядке ежегодных квот (лимитов) вылова биоресурсов.

Лицензионное рыболовство разрешается всем гражданам РФ

по платным лицензиям в водоемах, определенных органами ры­боохраны по согласованию с администрацией субъекта РФ или орга­ном местного самоуправления. В лицензии определяется вид и количество добываемой рыбы, используемые орудия и сроки лова. Специальные правила установлены для представителей малочислен­ных народов и этнических сообществ, ведущих традиционный образ жизни. Право на бесплатный любительский лов рыбы для личного потребления (без использования технических средств) в водоемах общего пользования имеют все граждане РФ (право публичного сер­витута).

Важнейшим организационно-правовым средством обеспечения рационального природопользования и охраны живых ресурсов являет­ся государственный контроль. Весьма важно при этом, чтобы контроли­рующие органы не совмещали свою деятельность с хозяйственными функциями (ст. 12 закона «О животном мире»). Ст. 52 и 53 этого закона устанавливают систему платежей за пользование животным миром, ко­торые формируются из платежей за право пользования и из штрафов за сверхлимитное и нерациональное его использование. Плата за пользо­вание взимается в виде государственной пошлины, членских взносов, оплаты лицензий за право на охоту и на добычу водных биоресурсов.

Ответственность за незаконную охоту и рыболовство установлена в специальном экологическом законодательстве (прежде всего это Федеральные законы «Об охране окружающей среды». «О животном мире». «О континентальном шельфе РФ»). а также в КоАП и УК РФ (ст. 246-259 УК РФ. ст. 84. 85 КоАП РФ).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.