Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тесты для текущего контроля (представлены в разделе УМК)






Пример теста по разделу 1. Основные характеристики воспроизводства трудовых ресурсов

1. Трудовые ресурсы как экономическая категория выражают:

а) отношения по поводу определения численности населения, занятого в экономике, а также незанятого в ней трудоспособного населения рабочего возраста;

б) отношение по поводу населения, обладающего физической и интеллектуальной способностью к труду в соответствии с установленными государством условиями воспроизводства рабочей силы;

в) отношения по поводу населения, обладающего возможностью иметь определенные доходы на основе установленных государством условий воспроизводства рабочей силы.

2. Экономическим содержанием воспроизводства рабочей силы выступают отношения, складывающиеся по поводу:

а) ее использования и наделения определенным уровнем дохода;

б) ее формирования, распределения (перераспределения) и использования;

в) ее формирования и использования для получения определенного дохода государством, работодателем, работником.

3. Обеспечение занятости трудоспособного населения относится к следующей фазе воспроизводства рабочей силы:

а) к фазе использования;

б) к фазе распределения;

в) к фазе формирования.

4. К какой фазе воспроизводства рабочей силы относится приобретение способности к труду посредством общего и специального профессионального образования:

а) к фазе использования;

б) к фазе распределения;

в) к фазе формирования.

5. Воспроизводство трудовых ресурсов находится в постоянной взаимосвязи:

а) с получением дохода, прибыли;

б) с воспроизводством общественного продукта;

в) с воспроизводством фонда жизненных ресурсов.

6. Фонд жизненных средств – это:

а) совокупность материальных благи услуг, которые могут войти в личное потребление;

б) общественные фонды потребления, направленные на воспроизводство рабочей силы;

в) «а» и «б».

Вопросы для текущего контроля

Тема 1. Предмети задачи дисциплины «Управление трудовыми ресурсами»

  1. В чем состоит предмет дисциплины?
  2. Как «Управление трудовыми ресурсами» связано с наукой о народонаселении – демографии?
  3. Назовите основные задачи курса.
  4. Чем отличается управление трудовыми ресурсами от управления персоналом?

Тема 2. Основные понятия дисциплины

1. Раскройте понятие «человеческие ресурсы».

2. Дайте определение трудовых ресурсов как экономической категории и как планово-учетного показателя.

3. Из каких составных частей складываются трудовые ресурсы, экономически активное и неактивное население?

4. В чем сущность трудового потенциала и его отличие от трудовых ресурсов?

5. какие показатели характеризуют индекс развития человеческого потенциала. Назовите их минимальное и максимальное значения.

Тема 3. Система управления трудовыми ресурсами

  1. Каковы основные элементы механизма управления?
  2. Назовите органы управления трудовыми ресурсами общей, специальной и отраслевой компетенции и укажите их основные функции.
  3. Дайте понятие и характеристику принципов и методов управления.
  4. В чем значение экономических методов управления?
  5. Назовите и охарактеризуйте основные обеспечивающие подсистемы управления трудовыми ресурсами.
  6. Чем определяются региональные особенности управления трудообеспечением и трудоиспользованием? Назовите основные направления совершенствования управления ресурсами на региональном уровне.

Тема 4. Воспроизводство рабочей силы

  1. Назовите фазы воспроизводства трудовых ресурсов? Каково содержание каждой фазы?
  2. Что собой представляет фонд жизненных средств? Каковы источники его формирования?
  3. От чего зависит отраслевая и региональная структура совокупной рабочей силы?
  4. Как зависит воспроизводство рабочей силы от экономических отношений?
  5. Каково влияние на воспроизводство рабочей силы политических, правовых, моральных и этических отношений.
  6. каковы экономические и социальные последствия воспроизводства рабочей силы в современный период в России?
  7. Каковы затраты на рабочую силу в России по сравнению с другими государствами?
  8. Что такое квазипостоянные издержки на труд?

Тема 5. Население как основа формирования трудовых ресурсов

  1. В чем заключается сущность воспроизводства населения?
  2. какие изменения в возраст ной структуре населения происходят в России и в мире? Почему в России низкая продолжительность жизни?
  3. какие показатели применяются для характеристики количественных изменений трудовых ресурсов и как они рассчитываются?
  4. Дайте характеристику основных методов прогнозирования численности населения.
  5. В чем заключается сущность демографической политики?
  6. Дайте количественную характеристику трудового потенциала. Рассчитайте величину трудового потенциала предприятия.

Тема 6. Качественные характеристики трудовых ресурсов

  1. Оцените степень адекватности настоящего состояния трудового потенциала вызовам современного этапа экономического развития России.
  2. Раскройте взаимосвязь неизбежности перехода к инновационному пути развития и повышения качественных характеристик трудовых ресурсов.
  3. Дайте характеристику компонентам трудового потенциала: здоровью, творческому потенциалу, организованности, ассертивности, образованности, нравственности.
  4. Раскройте понятия «профессионализм», «компетенция», «квалификация».
  5. Что такое человеческий капитал? Как он формируется? И как оценивается?
  6. Охарактеризуйте фонд рабочего времени и его использование как качественные характеристики трудового потенциала.
  7. Охарактеризуйте воспроизводство человеческого капитала в течение всего жизненного цикла.

Тема 7. Организация профориентационной работы и ее роль в формировании трудового потенциала общества

  1. Назовите основные формы профориентационной работы и направления их совершенствования на современном этапе развития экономики страны.
  2. Дайте характеристику основных составных элементов системы управления

профориентационной работы?

  1. Что такое профессиограмма? Какие разделы она содержит для специалиста-менеджера по управлению персоналом?

Тема 8. Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров

  1. Назовите основные задачи, стоящие перед системой подготовки кадров на современном этапе развития страны.
  2. Назовите основные звенья общегосударственной системы подготовки квалифицированных рабочих.
  3. Дайте характеристику основных форм подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих.
  4. Дайте характеристику общегосударственной системы подготовки и повышения квалификации кадров специалистов.
  5. Назовите основные направления совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на современном этапе развития экономики страны.

Тема 9. Движение, мобильность трудовых ресурсов и трудообеспечение в условиях рыночной экономики

  1. Перечислите важнейшие особенности рынка труда. Какие существуют составные части рынка труда?
  2. Что такое система отношений на рынке труда?
  3. Что является сегментом рынка труда? Приведите их краткую характеристику.
  4. Перечислите основные особенности первичного и вторичного рынков труда.
  5. Какие вы знаете наиболее известные модели рынка труда?
  6. Какими факторами определяются спрос и предложение на рынке труда?
  7. Что понимается под безработицей?
  8. каковы особенности безработицы в России и ее формы?
  9. Назовите виды движения трудовых ресурсов и дайте их характеристику.
  10. Назовите факторы и функции мобильности рабочей силы.
  11. В чем заключается сущность миграции? Объясните разницу между внешней и внутренней миграцией?
  12. Какие применяются показатели и коэффициенты для анализа миграции рабочей силы?
  13. Как определяется сальдо миграции? Перед вами три показателя: среднрегодовая численность работников города, мигранты, прибывшие и выбывшие. Достаточно ли этих показателей для расчета?
  14. Что такой миграционный поток?
  15. Какие причины определяют миграцию?
  16. Каково содержание миграционной политики?
  17. Назовите основные методы изучения миграции.
  18. Назовите основные факторы, определяющие целесообразность маятниковой миграции.
  19. Назовите основные методы планирования и прогнозирования трудовых ресурсов.
  20. Какие балансы трудовых ресурсов вы знаете? Каково их содержание?
  21. Дайте характеристику основных организационно-правовых форм трудообеспечения. Укажите тенденции их развития.
  22. Назовите основные пути совершенствования трудообеспечения экономики в современных условиях.
  23. Как вы оцениваете нетрадиционные формы регулирования численности работников: аутсорсинг, аутстаффинг, лизинг пероснала.
  24. Как вы оцениваете экономические и социальные последствия привлечения иностранной рабочей силы?
  25. Каковы основные источники трудообеспечения, их соотношение на различных этапах развития страны.

Тема 10. Социально-экономические условия достижения полной и эффективной занятости населения

  1. В чем заключается социально-экономическое содержание занятости?
  2. Дайте характеристику основных видов и форм занятости.
  3. Охарактеризуйте структуру занятости и назовите основные тенденции ее изменения. Назовите основные пропорции, характеризующие структуру занятости населения в общественном производстве.
  4. Каковы основные принципы занятости сформулированы в Законе РФ «О занятости населения в РФ».
  5. Какие категории относятся к занятому населению?
  6. Кто относится к незанятому населению?
  7. Можете ли вы определить уровень занятости?
  8. какие вы знаете нестандартные формы занятости? Дайте им характеристику.
  9. Как вы можете охарактеризовать полную занятость?
  10. Что такое эффективная занятость? Как ее достичь?

 

Тема 11. Формы и методы управления занятостью населения, государственная политика занятости

  1. Что вы знаете о зарубежном опыте регулирования занятости. Какая модель наиболее предпочтительна для использования в России?
  2. Что собой представляет активная политика занятости?
  3. Какие уровни программ содействия занятости населения вы знаете? Каково их содержание?
  4. Что собой представляет Концепция действий на рынке труда?
  5. Какие органы и организации участвуют в регулировании занятости? Опишите роль каждого в реализации государственной программы содействия занятости.
  6. Перечислите направления государственной политики занятости на рынке труда.
  7. Какие административные регламенты, содействующие занятости населения вы знаете? Каковы их цели и роль в решении поставленных задач?

Тема 12. Оценка эффективности использования трудовых ресурсов

  1. Как связано использование трудовых ресурсов с интенсификацией производства, развитием высоких и информационных технологий, инновационных способов производства?
  2. Каково содержание интенсификации производства? Какова взаимосвязь процесса интенсификации производства и эффективности использования трудовых ресурсов.
  3. Назовите основные требования к использованию трудовых ресурсов в условиях инновационного развития.
  4. Дайте характеристику условий и факторов, определяющих повышение эффективности использования трудовых ресурсов. Каковы особенности их действия на современном этапе развития экономики?
  5. Дайте характеристику резервов повышения эффективности использования трудовых ресурсов и укажите особенности их выявления и реализации на современном этапе развития.
  6. Назовите основные показатели эффективности использования трудовых ресурсов.
  7. Охарактеризуйте взаимосвязь результативных показателей на каждой стадии воспроизводства трудовых ресурсов и факторов, влияющих на них.

Тема 13. Обеспечение кадрами и их использование на уровне организаций

  1. Дайте характеристику процессов трудообеспечения и трудоиспользования на уровне первичного производственного звена.
  2. Каковы состав и структура кадров предприятия?
  3. Дайте характеристику процесса движения кадров, назовите его основные

показатели.

  1. Назовите основные направления эффективности рационализации рабочих мест.
  2. Перечислите направления рационализации численности рабочих.
  3. Как подготовиться к своему трудоустройству?
  4. Что собой представляет резюме для трудоустройства? Попытайтесь его составить.
  5. Как вы будете себя вести, если вас пригласят для собеседования?

4.3. Вопросы к экзамену по дисциплине «Управление трудовыми ресурсами»

1. Основные понятия, характеризующие трудовые ресурсы.

2. Структура и воспроизводство населения.

3. Структура формирования трудовых ресурсов.

4. Трудовой потенциал: сущность, показатели и структура.

5. Влияние миграции на трудовые ресурсы.

6. Качество трудовых ресурсов и индекс человеческого развития.

7. Человеческий капитал как отражение качественных характеристик трудовых ресурсов.

8. Теория человеческого капитала о внутренних нормах отдачи.

9. Теория человеческого капитала об инвестициях в человеческий капитал.

10. Экономические интересы и управление трудовыми ресурсами.

11. Объект и субъект управления трудовыми ресурсами.

12. Цели и задачи управления трудовыми ресурсами.

13. Функции управления трудовыми ресурсами.

14. Основные подсистемы управления трудовыми ресурсами.

15. Управление демографическими процессами.

16. Задачи и цели профориентационной работы.

17. Методы профориентационной работы. Составление профессиограмм.

18. Управление профессиональной ориентацией: механизм и органы управления.

19. Социальное влияние регионального развития экономики и НТП на модернизацию системы подготовки и переподготовки кадров.

20. Развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в рыночных условиях.

21. Классификация профессий, специальностей, квалификаций.

22. Особенности предоставления образовательных услуг в России и за рубежом.

23. Основные формы обучения рабочих.

24. Подготовка специалистов.

25.Виды движения трудовых ресурсов.

26. Управление размещением производственных сил.

27. Организационно-правовые формы трудообеспечения экономики страны.

28. Занятость: сущность и формы.

29. Методы определения дополнительной потребности в кадрах.

30. Основные показатели, характеризующие занятость. Государственная политика в области занятости.

32. Факторы и функции мобильности рабочей силы.

33. Условия и факторы повышения эффективности использования трудовых ресурсов.

34. Классификация и характеристика резервов повышения эффективности использования трудовых ресурсов.

35. Повышение качества трудовой жизни.

36. Основные задачи и методы планирования трудовых ресурсов.

37. Балансовые методы в прогнозировании численности и состава трудовых ресурсов.

38. Принципы и методы управления трудовыми ресурсами.

39. Деятельность органов управления трудовыми ресурсами.

40. Функционально-обеспечивающие подсистемы в механизме управления трудовыми ресурсами.

41. Региональные особенности управления трудовыми ресурсами.

42. Показатели эффективности использования трудовых ресурсов.

43. Инновационное экономическое развитие и занятость.

44. Нестандартные формы занятости.

45. Государственное регулирование занятости. Дополнительные меры со стороны государства для снижения напряженности на рынке труда в Кризисных условиях.

46. Административные регламенты оказания государственных услуг в управлении трудовыми ресурсами.

47. Нетрадиционные методы регулирования численности работников организаций: аутстаффинг, аутсорсинг, лизинг персонала.

48. Взаимосвязь результативных показателей управления трудовыми ресурсами с показателями, характеризующими стадию формирования трудовых ресурсов.

49. Взаимосвязь результативных показателей управления трудовыми: ресурсами с показателями, характеризующими стадию распределения и перераспределения трудовых ресурсов.

50. Взаимосвязь результативных показателей управления трудовыми ресурсами с показателями, характеризующими стадию использования трудовых ресурсов.

51. Рационализация численности работающих на предприятиях в условиях кризисного развития экономики.

4.3. Дополнения и изменения в рабочей программе на учебный год ______/______






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.