Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Требования к результатам освоения дисциплины






I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Цель дисциплины

Цель изучения дисциплины состоит в том, чтобы дать студентам необходимые знания о возрастных особенностях развивающегося организма, его взаимоотношениях с окружающей средой, а также функциональных возможностях организма в разные периоды онтогенеза, об основных психофизиологических механизмах ориентировочной, познавательной и учебной деятельности.

Задачи дисциплины

Основные задачи курса:

- сформировать представления о зависимости строения органов от выполняемой ими функции на разных этапах онтогенеза;

- разъяснить механизмы деятельности регуляторных систем организма, способствующих поддержанию гомеостаза у лиц разного возраста;

- ознакомление с основными физиологическими методами исследования детского организма;

- способствовать развитию научного мышления студентов;

- формировать диалектическое мировоззрение, воспитывать экологическую культуру, прививать гигиенические навыки;

- развивать умение самостоятельно работать с учебными пособиями и научной литературой;

- подготовить студентов к освоению последующих учебных дисциплин медико-биологического цикла.

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

«Возрастная анатомия, физиология и гигиена» относится к базовой части профессионального цикла ОПП бакалавриата и предназначена для изучения студентами 2-го курса очной формы обучения по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование». Рекомендуется изучать в III-ем и IV-ом семестрах.

Учебная работа проводится в виде аудиторных занятий (90 часов) и самостоятельной работы (90 часов). Основными формами занятий являются лекции и практические занятия.

При реализации дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» необходимо опираться на знания, полученные в процессе обучения в общеобразовательных учреждениях. «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» является предшествующей дисциплиной для освоения следующих дисциплин: возрастная психология, безопасность жизнедеятельности, основы медицинских знаний, основы здорового образа жизни, экологическая и продовольственная безопасность, основы гигиенических знаний.

Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ПК-7.

В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

· основы возрастной анатомии, физиологии, школьной гигиены и психологии; основные принципы и аспекты здорового образа жизни; факторы сберегающие здоровье и факторы риска заболеваний детей и подростков.

уметь:

· осуществлять процесс обучения с ориентацией на соблюдение научных основ организации труда, правил и норм техники безопасности в учебных заведениях, школах.

овладеть:

· навыками формирования мотивации к здоровому образу жизни у детей и подростков, формирования морально-ценностного отношения к здоровью окружающих.

 

II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Темы и их краткое содержание

Тема 1.1. Общие вопросы возрастной физиологии

Лекция 1-2 (4 часа). Определение содержания курса «возрастная физиология», ее значение на современном этапе развития общества. Дается определение понятий: онтогенез, пре- и постнатальный онтогенез, рост и развитие, гетерохронность. Возрастная периодизация. Календарный и биологический возраст, их особенности. Обусловленность процессов роста и развития генетическими (наследственность) и средовыми факторами. Особое значение условий окружающей среды для роста и развития аномальных детей и подростков. Феномен акселерации и ретардация; их медико-биологические и социальные аспекты. Сенситивные периоды развития ребенка. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка.

Практическое занятие № 1-2 (4 часа). Строение клетки и тканей.

Самостоятельная работа (10 часов). Строение и функции клеток. Ткани, органы, системы и аппараты органов. Понятие о системогенезе. Возрастные особенности системы крови. Функциональная значимость этого процесса. Понятие половой диморфизм.

Форма контроля: устный экспресс-опрос, реферат, тестирование.

Тема 1.2. Развитие регуляторных систем (гуморальной и нервной) в онтогенезе

Лекция 3-5 (6 часов). Понятие о нейрогуморальной регуляции организма.Определяющая роль нервной системы в морфологическом и физиологическом развитии организма ребенка и в осуществлении его взаимосвязи и взаимодействия с внешней средой. Основные этапы развития нервной системы и общая схема ее строения. Возрастные особенности строения и функциональное значение различных отделов центральной нервной системы. Координационная деятельность нервной системы.

Общая характеристика эндокринной регуляции функций. Понятие об эндокринных железах. Гормоны, химическая структура и механизм их действия. Понятие о гипо- и гиперфункции желез внутренней секреции. Эндокринные железы, их гормоны и регулирующее влияние на функции организма. Взаимодействие желез внутренней секреции. Значение желез внутренней секреции и их гормонов в различные возрастные периоды развития детей. Взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции функций.

Практическое занятие №3-4 (4 часа). Нервная и вегетативная система.

Самостоятельная работа (10 часов). Учет латерализации коры больших полушарий при обучении и воспитании ребенка. Строение и функции вегетативной нервной системы, возрастные особенности. Роль гормонов в адаптации организма к физическим нагрузкам. Влияние гормонов на развитие нервной системы и поведение.

Форма контроля: письменный экспресс-опрос, реферат, тестирование.

 

 

Тема 1.3. Возрастные особенности эндокринных желез

Лекция 6-8 (6 часа). Общая характеристика эндокринной регуляции функций. Понятие об эндокринных железах. Гормоны, химическая структура и механизм их действия. Понятие о гипо- и гиперфункции желез внутренней секреции. Эндокринные железы, их гормоны и регулирующее влияние на функции организма. Взаимодействие желез внутренней секреции. Значение желез внутренней секреции и их гормонов в различные возрастные периоды развития детей.

Практическое занятие № 5 (2 часа). Дыхательная система.

Самостоятельная работа (10 часов). Роль гормонов в адаптации организма к физическим нагрузкам. Влияние гормонов на развитие нервной системы и поведение.

Форма контроля: письменный экспресс-опрос, реферат, тестирование.

Тема 1.4. Развитие сенсорных систем в онтогенезе

Лекция 9-10 (4 часа). Общая схема строения анализаторов.Рассматриваются особенности сенсорных функций у детей. Возрастные особенности зрительной и слуховой систем. Особенности развития вестибулярной, проприоцептивной, соматосенсорной, вкусовой, обонятельной сенсорной систем. Гигиена слуха и зрения.

Практическое занятие №6 (2 часа). Сенсорная система.

Самостоятельная работа (10 часов). Зрительный анализатор: возрастные особенности и гигиена. Слуховой анализатор: возрастные особенности и гигиена. Двигательный анализатор: возрастные особенности и гигиена. Значение анализаторов для развития ВНД ребенка.

Форма контроля: устный экспресс-опрос, реферат, тестирование.

 

Тема 1.5. Возрастные особенности висцеральных систем

Лекция 11-13 (6 часов). Значение и основные этапы обмена веществ в организме. Особенности обмена веществ и энергии организма в разные возрастные периоды. Изменения с возрастом ребенка потребности организма в белках. Положительный азотистый баланс у детей. Особенности жирового обмена у детей. Особенности всасывания жиров грудного молока и жиров других пищевых продуктов. Обмен углеводов в разные возрастные периоды. Значение витаминов, воды и минеральных веществ в процессе роста и развития ребенка. Особенности терморегуляции в онтогенезе.

Возрастные особенности системы кровообращения. Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. Факторы, неблагоприятно действующие на сердце и сосуды. Общий план строения пищеварительной системы и её возрастные особенности. Возрастные особенности органов дыхания. Возрастные изменения чистоты и глубины дыхательных движения, жизненной емкости легких, минутного объема дыхания. Регуляция дыхания и ее возрастные особенности. Возрастные особенности органов выделения.

Возрастные особенности энергетического обмена при мышечной работе. Особенности питания детей и подростков в разные периоды развития. Возрастные особенности развития кожи.

Практическое занятие № 7-8 (4 часа). Сердечно-сосудистая система.

Практическое занятие № 9-10 (4 часа). Обмен веществ и энергии.

Самостоятельная работа (10 часов). Возрастные особенности энергетического обмена при мышечной работе. Особенности питания детей и подростков в разные периоды развития.

Форма контроля: письменный экспресс-опрос, реферат, тестирование.

 

Тема 1.6. Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата

Лекция 14-16 (6 часов). Значение и строение опорно-двигательного аппарата. Химический состав и строение костей. Строение и возрастные особенности скелета головы, туловищ, конечностей. Изгибы позвоночника, время их появления. Типы деформации скелета, их профилактика.

Строение скелетных мышц, их классификация. Мышечный тонус, его значение, происхождение и условие поддержания. Регуляция двигательной активности.

Изменение макро- и микроструктуры скелетных мышц с возрастом. Возрастные особенности функциональных показателей деятельности скелетных мышц (порога возбудимости, хронаксии, лабильности и др.), силы и скорости их сокращения. Возрастные изменения развития выносливости мышц. Управление произвольной двигательной активностью у детей разного возраста.

Осанка, ее зависимость от формы позвоночника и развития мускулатуры. Различные виды осанки. Факторы, влияющие на формирование правильной осанки у детей.

Практическое занятие №11 (2 часа). Опорно-двигательный аппарат.

Практическое занятие №12 (2 часа). Работоспособность человека.

Самостоятельная работа (10 часов). Значение знания физиологии опорно-двигательного аппарата для совершенствования учебно-воспитательной работы в школе и детско-юношеской спортивной школе. Оценка физического развития по антропометрическим показателям. Сколиоз. Виды сколиоза. Методика определения боковых искривлений позвоночника. Основы антропометрии. Требования, выполняемые при антропометрических измерениях. Перечислить основные антропометрические инструменты, используемые в возрастной морфологии. Половое развитие. Половое развитие мальчиков и девочек. Методика исследования полового развития. Оценка полового развития.

Форма контроля: письменный экспресс-опрос, реферат, тестирование.

 

Тема 1.7. Психофизиологические аспекты поведения ребенка

Лекция 17-20 (8 часов). Высшая нервная деятельность (ВНД) и ее роль в формировании поведения. Сравнительная характеристика условных и безусловных рефлексов. Сигнальное значение условных рефлексов. Условный рефлекс и научение (обучение). Условия и механизм образования рефлексов, торможение условных рефлексов (внешнее и запредельное): значение и возрастные особенности. Индивидуальные особенности ВНД у человека. Тип, темперамент, характер. Частные типы высшей нервной деятельности у человека.

Поведение как интегрированная форма деятельности, направленное на удовлетворение потребностей организма. Коммуникативное поведение как средство взаимодействия между детьми. Сенсорные контакты – зрительный, акустический (звук), химический (запах) и тактильный (прикосновение). Роль зрительных и акустических контактов для отношений с окружающими. Роль тактильной чувствительности в коммуникативном поведении у новорожденных и детей младшего возраста. Становление коммуникативного поведения и его составляющие на каждом этапе онтогенеза. Значение сенсорной информации для развития коммуникативного поведения. Формирование группового коммуникативного поведения. Нарушения коммуникативного поведения.

Развитие речи ребенка в онтогенезе. Нарушение речи. Система «сигналов» и ее роль в формировании абстрактного мышления у детей и их обучении. Периоды для формирования речевой функции. Процесс восприятия речи как средство коммуникации.

Практическое занятие №13-14 (4 часа). Высшая нервная деятельность. Проводится выявление кратковременной памяти, внимания, его объема, логического мышления, смысловой памяти, восприятия времени.

Практическое занятие № 15 (2 часа). Оценка состояния здоровья с использованием различных подходов.

Практическое занятие № 16-17 (4 часа). Гигиеническая оценка классной комнаты (аудитории).

Самостоятельная работа (30 часов). Здоровье как один из факторов роста и развития детей и подростков. Факторы риска здоровья. Влияние «школьных факторов» на состояние здоровья школьников. Методика определение состояния здоровья по биологическому возрасту.

Соответствие учебных заведений санитарно-гигиеническим требованиям. Влияние на здоровье и работоспособность учащихся основных параметров классной комнаты и ее оборудования: требования к классной мебели и ее размещению, правила рассадки учащихся в классе; световой режим; воздушно-тепловой режим; влияние цветовой гаммы классной комнаты на состояние школьников; влияние учебно-методического оснащения кабинета на внимание и работоспособность учащихся. Гигиенические требования к школьному расписанию.

Форма контроля: письменный экспресс-опрос, реферат, тестирование.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.