Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели, этапы, методы






СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Социологические исследования: понятие,

цели, этапы, методы

Социологические исследования представляют собой последовательность определённых этапов деятельности профессиональных социологов, целью которых является изучение некоторых, как правило, проблемных фрагментов социальной действительности на основе научно разработанной методологии и методики, позволяющей систематизировать факты об изучаемых социальных явлениях и процессах, об их связях, отношениях и зависимостях.

В практике изучения управления широко используется метод социологического исследования. Он позволяет оценить состояние системы управления по факторам реальной деятельности персонала, интересам и ценностям человека, его отношение к существующим проблемам и понимание этих проблем. Социологическое обеспечение управления заключается в использовании социологических форм и методов изучения деятельности государственных, гражданских и других органов и структур для корректировки и повышения эффективности деятельности.

Методы социологических исследований направлены прежде всего на выявление источников социальных рисков (определяемых как политическими рисками, так и особенностями организации) в исследуемых процессах и системе управления.

Социологические исследования являются разновидностью обществоведческих исследований, в которых рассматриваются такие элементы, как общество, коллектив, индивидуум как целостная социокультурная подсистема.

Следует выделить следующие цели социологических исследований:

– оптимизация номенклатуры выпускаемых товаров или производимых работ, оказываемых услуг;

– выявление тех товаров, работ и услуг, которые не пользуются спросом;

– совершенствование и модернизация товаров, работ и услуг, условий их предоставления с учетом дифференциации потребностей различных групп населения;

– выработка наиболее действенных методов пропаганды и реализации товаров, работ и услуг;

– изучение отношения потребителей, дилеров, брокеров к товару (работе, услуге), методам работы при заключении договоров, получении гарантии;

– улучшение социальной ситуации в коллективе;

– снижение затрат за счет активизации человеческого фактора, улучшения мотивации к труду и другие.

Классифицировать социологические исследования можно по различным основаниям.

Все социологические исследования делятся на две большие группы: теоретико-прикладные и прикладные.

Теоретико-прикладные исследования ориентированы на содействие решению социальных проблем путём разработки новых принципиальных подходов к их изучению, формулированию общей стратегии их решения. Исследования этого типа выполняются, как правило, в рамках перспективной исследовательской программы, в которой наряду с прикладными предусмотрено решение достаточно крупной социальной проблемы («Наркомания и молодёжь», «Эволюция политической культуры российского электората» и прочее).

Прикладные исследования направлены на изучение и решение конкретных социальных проблем. Результатом исследований этого типа являются социально-технологические разработки, в реализации которых часто участвуют сами социологи. Иногда они называются социально-инженерными и выполняются по прямому заказу заинтересованного лица или организации. В качестве исходного знания здесь используются выводы и теоретические подходы, полученные другими учёными, в том числе и по преимуществу — социологами, которые реализуются здесь в конкретном приложении к определённой проблеме.

Граница, разделяющая теоретико-прикладные и прикладные исследования, определяется в зависимости от основной цели. Она может быть либо связана с углублением научного знания о социальных процессах, с одной стороны, либо ориентирована на непосредственное решение конкретных проблем, с другой стороны. В теоретико-прикладном исследовании социальный заказ часто имеет место как актуальная, но всё же неконкретная социальная проблема. За прикладным исследованием всегда стоит конкретный заказчик, видящий в социологах соучастников решения проблемы.

Социологические исследования также классифицируют по следующим критериям;

по периоду проведения: предшествующие (прогнозные или плановые), в реальном масштабе времени, последующие;

по отношению к исследуемым процессам: внутренние и внешние (внешние социологические исследования часто имеют маркетинговые задачи).

Социологические исследования могут быть комплексными, специальными и целевыми. К целевым исследованиям могут быть отнесены исследования мотивации и конфликтов в системе управления социально-экономическими процессами.

По глубине существующей проблемы можно выделить функциональные, структурные и параметрические социологические исследования.

По познавательным целям, задачам, их широте и глубине выделяют разведывательные, описательные и аналитические исследования. Разведывательные (пилотажные) исследования направлены на предварительное обследование небольшой совокупности социальных объектов в условиях их слабой изученности. Описательные социологические исследования отличаются от пилотажных прежде всего большей глубиной и объемом выполненных работ (больше исследуемых факторов, больший объем фактического материала). Аналитические исследования предполагают создание по их результатам новых теоретических представлений, выявление причинно-следственных связей и прочее.

В зависимости от того, какая часть объекта исследования принята к рассмотрению и включена в исследование, различают сплошные и выборочные социологические исследования.

Примером исследований, основывающихся на сплошном изучении всего множества единиц, образующих объект исследования, могут служить материалы текущего наблюдения ряда показателей, которые осуществляют органы статистики. К ним, в частности, относятся рождаемость, смертность, число браков, разводов, пассажирооборот и так далее, все они предполагают сплошной учёт соответствующих фактов. Сплошные исследования проводятся и социологами. Часто они используются при подготовке широкомасштабных перспективных решений по развитию предприятия или организации, при проведении монографических исследований (изучение причин текучести кадров (опрашиваются все увольняющиеся с предприятия и вновь принимаемые), крупные территориальные сплошные социологические исследования).

При всей внешней очевидности достоинств сплошных исследований в подавляющем большинстве случаев социолог вынужден решать проблему ограничения числа единиц наблюдения, которые включаются в эмпирическую базу исследования. Дело в том, что в тех случаях, когда объект состоит из нескольких тысяч и более единиц наблюдения, сплошное исследование требует:

– огромных финансовых и материально-технических ресурсов;

– создания громоздкого организационного механизма;

– привлечения большого количества дополнительных сотрудников, как правило, неквалифицированных (для проведения интервью, анкетирования, наблюдения и так далее);

– длительного времени, необходимого для сбора, контроля, обработки и анализа собранного эмпирического материала.

Поэтому преобладающим видом исследований в социологии являются выборочные. Помимо дешевизны, оперативности, гибкости выборочные исследования обладают ещё одним существенным достоинством: при тщательном соблюдении определённых правил и процедур они могут обеспечить получение более достоверных и глубоких результатов, чем сплошные. Связано это с тем, прежде всего, что провести тотальный контроль качества фиксации первичной эмпирии невозможно. В то же время привлекаемый непрофессиональный актив вольно или невольно привносит в полевые материалы множество так называемого «информационного шума», полное выявление и устранение которого принципиально невозможно. При выборочном исследовании практически всегда можно гарантировать приемлемую достоверность эмпирической фактуры. Однако при проведении выборочных исследований возникает другая, достаточно серьёзная проблема — необходимость обеспечения репрезентативности первичных данных.

Существует и другая классификация социологических исследований, соответствующая принятой в фундаментальных исследованиях:

– по изучению механизмов социальных явлений и влиянию человеческого фактора;

– по выявлению экстремальных состояний и их влияния на внутреннюю социокультурную среду;

– по исследованию и поиску оптимальных соотношений техногенных и человеческих факторов в системе управления;

– по распределению функций между человеком и техническими средствами.

Методы социологических исследований бывают разнообразными — наблюдение, интервьюирование, анкетирование, экспертные оценки, построение сценариев, социометрическое исследование. В практике исследования управления социологические исследования, если они подготовлены и проведены достаточно корректно, дают богатую информацию для исследователя. Факторами успешного проведений социологического исследования являются подготовленность (ресурсы), атмосфера, способствующая проявлению откровенности респондентами, ясность цели исследования (респонденты должны знать цель проведения социологического исследования), профессионализм исследователей.

Проведение социологических обследований населения (изучение нужд, потребностей, интересов посредством опроса семей) является информационной базой и составной частью целеполагания, маркетинга, менеджмента в системе управления. Обследование может быть сплошным (для небольшого массива обследуемых) или выборочным.

При выборочном обследовании из всей генеральной совокупно­сти изучаемых единиц выделяют определенную ее часть, по характе­ристикам которой можно судить о свойствах всей генеральной совокупности. До начала обследования намечают рабочие гипотезы, которые могут определить основные направления поиска при составлении программы работы и оценить реальность тех или иных сведений. Сходная информация собирается посредством заполнения опросных листков (анкет) и обобщается для всестороннего анализа при помощи компьютеров.

При социологических исследованиях необходимо большое внимание уделять оценке их способности к своевременному изменению технологий управления на основе учета мнений (обратной связи) индивидуумов внешней среды (клиентов, поставщиков, брокеров, дилеров) и членов коллектива.

Особым методом исследования, наиболее популярным в современных условиях и достаточно эффективным, является метод тестирования. Тестирование является методом изучения глубинных процессов деятельности человека посредством его высказываний или оценок факторов функционирования системы управления.

Большую роль в исследовании при помощи тестирования играет конструкция теста. Тест включает набор высказываний и оценок по определенной проблеме или ситуации. Конструкция теста должна предполагать возможность обработки его результатов по определенным статистическим программам. Каждый тест имеет ключ, позволяющий обработать полученную информацию в соответствии с целями тестирования. При составлении теста необходимо учитывать его основные характеристики.

Надежность — одна из главных и важнейших характеристик. Ее связывают с точностью, определяющей возможность измерения, пе ревода в количественные показатели. Надежность определяется целью, задачами и характером тестового исследования, качеством высказываний. В управлении при помощи тестирования можно исследовать проблемы использования ресурсов, уровень квалификации персонала, распределение функций управления, сочетание формального и неформального управления, стиль управления и прочее.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.