Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 5. Международные отношения и внешняя политика государства






 

1. Международные отношения и мировая политика соотношение понятий

2. Природа и содержание международной политики

 

Международные отношения – это сфера межгосударственного, межнационального общения. В ходе взаимодействия государств и народов, реализующих в этой сфере свои интересы, формируются разнообразные отношения: дипломатические, экономические, социальные, культурные, информационные. Тенденции в развитии международных отношений: интернационализация почти всех сфер общественной жизни. Она выражается в росте контактов между людьми, международных обменов и взаимосвязей, взаимозависимостей в экономике, образовании, культуре, науке, здравоохранении, защите прав человека и в обеспечении всех аспектов его безопасности; формирование глобальных проблем, решение которых возможно только в результате успешного взаимодействия и сотрудничества всех народов, живущих на земле. К их числу относятся сохранение мира, минимизация военной опасности, сохранение окружающей среды, борьба с эпидемическими заболеваниями, преступностью и терроризмом; демилитаризация и демократизация – постепенный отказ от военно-силовых методов решения возникающих в этой сфере проблем, а также уважение прав всех участвующих в этих отношениях субъектов, какими бы малыми они ни были.

Влияющие факторы: мировая экономическая ситуация; военно-стратегическая ситуация; воздействие отдельных государств; влияние природной среды, состояние сырьевых и природных ресурсов. Основные субъекты: народы; государства; межгосударственные объединения; всемирные, региональные, политические, правительственные и неправительственные организации.

Мировая политика – это часть системы международных отношений, деятельность государств по властному обеспечению их интересов при решении проблем, возникающих в сфере международных отношений. Структура мировой политики: внешнеполитическая деятельность суверенных, независимых национальных государств; деятельность на глобальном уровне ООН и других организаций и учреждений, уполномоченных на это государствами и народами; политические акции региональных межгосударственных и общегосударственных структур, группировок, союзов и других объединений подобного рода.

Международная политика представляет собой наиболее важную часть международных отношений, она способна обеспечивать прогресс и развитие. Почему человечество подавляющую часть своей истории провело в войнах? Для этого необходимо выявить сущность международной политики, проанализировать связи внешней и внутренней политики.

Существуют три точки зрения на проблему соотношения внутренней и внешней политики. Первую точку зрения наиболее полно выразил Г. Моргентау, проф. Чикагского университета. Он полагает, что «сущность международной политики идентична политике внутренней. Внутренняя политика – борьба за господство, которая модифицируется лишь различными условиями, складывающимися во внутренней и международной сферах. Вторую точку зрения сформулировал австрийский социолог Л.Гумплович (1833–1909), который считал, что внешняя политика определяет внутреннюю. На основе признания борьбы за существование главным фактором социальной жизни Л. Гумплович сконструировал систему законов международной политики, среди которых важнейшим является закон постоянной борьбы между соседними государствами из-за приграничной линии. Из основного закона он вывел второй закон, который заключается в том, что любое государство должно препятствовать усилению могущества соседа и заботиться о политическом равновесии. Третья точка зрения на проблему соотношения внутренней и внешней политики представлена марксизмом, согласно которому внешняя политика определяется внутренней и является отражением и продолжением внутри общественных отношений. Содержание последних обусловлено господствующими в обществе экономическими отношениями и интересами правящих классов.

Вопрос типологии международных систем впервые поставил американский политолог М. Каплан в 1957 г. Он выделил 6 типов международных систем.

Система «баланса сил». Основными компонентами (акторами) такой системы являются национальные государства с широкими экономическими и военными возможностями. Устойчивое рав­новесие системы «баланса сил» будет гарантировано наличием пяти или более акторов, каждый из которых будет заинтересован в сохранении всех акторов. Для максимального обеспечения сво­ей безопасности акторы образуют временные союзы и вступают в войны, носящие локальный характер. Коалиции, как правило, направлены против акторов, претендующих на преобладание, господство или имеющих преимущества (географические, организационные, идеологические). Примером такой системы является Европа до и после наполеоновских войн. Акторами выступали великие державы: Ве­ликобритания, Франция, Пруссия, Австрия, Россия, Турция. Заключаемые коалиции были непродолжительными и всегда направлялись против актора, стремящегося к гегемонии.

Свободная биполярная система. В этой системе роли строго дифференцированы. Одни страны являются лидерами бло­ков, другие — членами блоков, третьи — ненрисоединившиеся. Устойчивость системы возрастает, если лидеры блоков обладают монополией на ядерное вооружение. Союзы (блоки) стран создаются на базе постоянных общих интересов. Войны имеют тенденцию превращения из локальных в тотальные, но их сдерживает сила ядерного оружия и посредничество ненрисоединившихся стран.

В начале века возникли два блока держав: Антанта, состоявший из Великобритании, Франции и России и Тройственный союз (Германия, Австрия, Италия). Страны Тройственного союза, считавшие себя обделенными, приступили к переделу мира в 1914 г. Аналогичным образом возникла Вторая мировая война.

Послевоенный мир продолжал оставаться свободной би­полярной системой вплоть до распада Варшавского договора, которому противостоял блок НАТО. На вооружении армий обоих блоков появилось ядерное оружие, которое стало играть роль сдержи­вания для большой войны. Другими сдерживающими факторами были движение неприсоединившихся стран, активное неправительственное движение за мир и деятельность ООН. Эти факторы не позволили ввергнуть мир в ядерную катастрофу, хотя локальные войны, затрагивающие интересы блоков, велись весьма интенсивно (корейская война, вьетнамская война, арабо- израильские конфликты, афганская война и др.).

Жесткая биполярная система. Такая система образуется, ко­гда практически упраздняется роль неприсоединившихся стран. Если в этой системе отсутствуют другие сдерживающие факто­ры (универсальная международная организация, антивоенное движение, ядерное оружие), то мир имеет большую вероятность быть ввергнутым в мировую войну. Именно такой системой предстал мир в Первой и Второй мировых войнах. Особенно характерна в этом отношении Вторая мировая война, когда боевые действия велись в Европе, Азии, Африке, Океании, на всех океанах и во многих морях; когда в войну были втянуты все наиболее влиятельные страны (акторы), а неприсоединившиеся страны, как правило, высказывались в поддержку одного из блоков. Сдерживающие усилия стран, заявивших о нейтралитете, были малоэффективными.

Универсальная система. Эта международная система не имеет аналогов в истории, но может возникнуть, если ряд политических полномочий передать универсальной международной организации (например, ООН), которая будет играть роль мирового правительства. В этом случае произойдет переориентация политики государств на коллективные и международные ценности.

За установление такой системы уже сегодня выступает Социалистический интернационал, Римский клуб, другие политические движения и организации, мирный парламент, всемирное правительство, всемирный суд, полицию и вооруженные силы. Таким образом начнется формирование так называемой всемирной индустри­альной демократии.

Иерархическая система является модификацией универсальной международной системы. Она возникает, если установится гегемония, преобладание одного актора. Тогда и другие акторы по своей экономической и военной мощи, уровню международ­ного авторитета и степени воздействия на мировую политику выстроятся в иерархическую пирамиду. Такой вариант сегодня вероятен: на вершине пирамиды — США, далее великие державы: Россия, Великобритания, Франция, Китай, третью ступень иерархии могут занять промышленно развитые страны, затем среднеразвитые, развивающиеся и т. д. В истории иерархическая система существовала во время господства римлян (Pax Romana), Наполеона.

Система «вето». Это такая система государств или блоков, в которой каждый актор располагает значительным запасом ядерного оружия. Ее члены не склонны к образованию посто­янных союзов. Они стремятся к тому, чтобы вероятность войны не увеличивалась, но при этом сохранялась бы напряженность, порождающая относительную неустойчивость. Эта система является как бы современным вариантом системы «баланса сил», только вместо вступления в коалицию и объявления войны усиливающемуся сопернику-актору другие акторы сдерживают его своими ядерными силами. Система «вето» имеет общие черты и со свободной биполярной системой (возможность образования блоков, сдерживающий фактор неприсоединившихся государств).

 

2. Природа и содержание международной политики

 

Цели международной политики определяются специфическим контекстом конкретной исторической ситуации, в которой оказывается мировое сообщество, и характером отношений, существующих между государствами. В той мере, в какой внешние факторы влияют на условия жизни конкретного государства, они определяют и содержание международной политики. Содержание международной политики раскрывается через анализ национального интереса. В политике всегда выражаются общезначимые или групповые интересы, а в международной политике –преимущественно национальные интересы.

Национальный интерес – это осознание и отражение в деятельности его лидеров коренных потребностей национального государства. Эти потребности выражаются в обеспечении национальной безопасности и условий для самосохранения и развития общества. Концепция «национального интереса» была разработана Г. Моргентау. Он определил понятие интереса с помощью категорий власти. Понятие национального интереса в его концепции состоит из трех элементов: природы интереса, который должен быть защищен; политического окружения, в котором действует интерес; рациональной необходимости, ограничивающей выбор целей и средств для всех субъектов международной политики.

Любое государство, осуществляя собственный национальный интерес, в то же время должно уважать и учитывать интересы других государств. Лишь тогда оно может не только обеспечить собственную безопасность, но и не нарушить безопасность других государств. Национальная безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, способность государства сохранять свой суверенитет и территориальную целостность и выступать субъектом международного права.

Понятия безопасности личности, общества и государства не во всем совпадают. Безопасность личности означает реализацию ее неотъемлемых прав и свобод. Для общества безопасность состоит в сохранении и умножении его материальных и духовных ценностей. Национальная безопасность применительно к государству предполагает внутреннюю стабильность, надежную обороноспособность, суверенитет, независимость, территориальную целостность.

В современных условиях, когда сохраняется опасность ядерной войны, национальная безопасность является неотъемлемой частью всеобщей безопасности. Всеобщая безопасность вплоть до настоящего времени еще в значительной мере основывается на принципах «сдерживания путем устрашения», противостояния ядерных держав. Подлинно всеобщую безопасность невозможно обеспечить за счет ущемления интересов каких-либо государств, ее можно достичь лишь на принципах партнерства и сотрудничества. Поворотным пунктом в формировании новой системы всеобщей безопасности стало признание мировым сообществом невозможности победы и выживания в мировой ядерной войне.

Контрольные вопросы и проблемные задания

 

1. В чем вы видите сущность международных отношений?

2. Назовите субъекты международных отношений и институты международной власти.

3. Каковы основные субъекты внешней политики?

4. Назовите сущность и принципы международной политики.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.