Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Молодежь




Активная роль молодежи в процессе социализации обусловлена тем, что она не столь­ко копирует предлагаемые образцы адаптивного поведения и взаимодействия, сколько вносит в них новое содер­жание под влиянием изменивших­ся условий жизни. Участниками, агентами процесса социализации, которые способствуют передаче молодежи основных ценностей и норм и оказывают на нее влияние, являются семья, образовательная и профессиональная школа, круг друзей или сверстников, массовые комму­никации, социально-политические организации. От степени согласо­ванности, непротиворечивости, дополнения (или конкуренции) их воздействий зависит «качество» со­циализации, понимаемое как соответствие приобретенной социальной роли ожиданиям индивида и потребностям общества в преемственности поколений. Социальное отчуждение мо­лодежи связано с продлени­ем периода юности до 30 лет, при­чиной чему служит длительная эко­номическая несамостоятельность учащейся молодежи, ее растущая безработица. Границы группы размыты и подвижны, но обычно их связывают с возрастом 15-30 лет. Современная М. как социальная группа характе­ризуется некоторыми общими чертами: она, как правило, более образованна, владеет новыми профессиями, является носителем нового образа жизни и социального динамизма. Усиление ориентации на общение лишь внутри данной возрастной категории приводит к образованию молодежной субкультуры с ее специфической системой ценностей труда, потребления, до­суга. Основные проблемы связаны с «жизненным стартом» - с получением образования, началом трудовой жизни, формированием семьи, профессиональным ростом и продвижением. В современных условиях они обострились из-за ускорения темпов развития, несовпадения зрелости физиологической, которая наступает раньше (акселерация), и социальной, которая, напротив, затягивается, главным образом в связи с ростом продолжительности учебы. В сфере труда главной проблемой является безработица: в возрастной категории до 18 лет и 18-24 года она в несколько раз выше, чем в др. возрастных группах. В развивающихся странах, где проживает ¾ молодежи мира, затраты на образование в 10 раз меньше, чем в развитых странах, отсюда проблемы негра­мотности, получение преимущест­венно начального образовании, не­равенство в др. социальных сфе­рах. Безработица в этих странах среди молодежи особенно высока в связи с неразвитостью экономики и мно­гочисленностью молодого поколе­ния. Из-за нерешенности многих проблем молодежи возникают молодежные движения студенческие волне­ния, движение «новых левых», развитие контркультуры. Родившись как форма борьбы за права молодежи, и имея первоначально политическую ориентацию, некоторые из них превращались в «тотальный нонконформизм», наблюдался рост отклоняющегося поведения (напр., наркомании, молодежного вандализма). Многие молодые люди начинают свою трудовую жизнь в стесненных обстоятель­ствах (с низкой зарплатой и т.д.), что может неблагоприятно отра­жаться на их отношении к труду (на смену принципу оплаты по труду приходит принцип труда по оплате). Негативное влияние на отношение к труду могут оказывать и несоответствие полученного образования содержанию реально выполняемого труда (что приводит подчас к падению престижа ряда важных для общества профессий, например, инженеров), ошибки в выборе профессии, а также отстраненность молодых работников от управления, от принятия политических и хозяйственных решений. Существуют проблемы выбора профессии, о чем свидетельствует тот факт, что зна­чительное число выпускников не работает по избранной профессии. Молодежь испытывает трудности адаптации в трудовом коллективе – отсюда высокая молодежная текучесть. Медленно осуществляется профессиональный рост и продвижение на руководящие посты. Ряд проблем связан с досугом, общением, образованием семьи. Другой круг проблем связан с недостаточной материальной обеспеченностью (отсутствием собственного жилья, легальных возможностей дополнительных заработков). Вынужденное использование материальной помощи родителей нередко формирует у части молодежи социальный инфантилизм. Существование этих проблем при­вело к тому, что у некоторых групп молодежи труд перестал занимать важ­нейшее место в структуре жизнен­ных ценностей, ослаблялась иден­тификация со своей работой, тру­довым коллективом, предприятием, обществом, усиливались потребитель­ские установки. Особую заботу общества составляют не всегда благо­приятные изменения в политиче­ских идеалах, ценностных ориентациях, нравственных нормах молодежи. Молодежь нуждается в соз­дании благоприятных условий для самореализации, развития и про­явления своих способностей, зна­ний, навыков, стремлений. Основная задача здесь - избежать воспро­изводства социального неравенства через семью (неравенства в мате­риальной, социальной и т. п. по­мощи родителей) и через систему образования. Важно также фор­мирование в школе профессиональных навыков, соответствующих не только личным склонностям, но и потребностям общества, самостоятельности в мышлении и работе, навыков самоуправления. Все большую роль приобретает задача нравственного воспитания молодежи, формирования ее нравственных эталонов. Для решения этой задачи большое значение владеет овладение системой гуманитарного знания (литературой, историей, психологией и т.п.).


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.