Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Б Зак. 925







 

Часть II. Особенности психического развития личности..

ляются дружески-любовные отношения, отличающиеся большой эмо­циональностью. Это проявляется в сочинении стихов и дневниковых записях.

Существующие сегодня подростковые и молодежные группы и тече­ния многообразны. Если обратиться к классификации групп А. В. Пет­ровского, то можно выделить молодежные группы с положительными и отрицательными намерениями, т. е. просоциальные и асоциальные группы. К первым относятся клубы самодеятельной песни, груп­пы по спасению памятников истории и культуры, группы экологи­ческого направления и т. п. Ко вторым относятся хулиганские объединения, откровенно фашистские группировки и т. п. Иногда в подростковые и юношеские группировки проникает организованная преступность, подчиняя их себе, образует банды (опираясь на рокер-ство и юношеский вандализм). В бандах более жесткая организация, включающая суровые санкции в случае нелояльности к вожаку или отступления от принятых норм и правил. В последние годы часто со­здаются размытые объединения конкретной преступной акции. Вов­лечение в них подростков и старших школьников уже типичное яв­ление. Общепризнанным стало утверждение специалистов о том, что преступность молодеет.

Сегодняшнее время отличается еще и тем, что притягательной си­лой стали многочисленные религиозные секты. Это объясняется тем, что подростки еще не могут самостоятельно объяснить для себя мно­гие факты и события реальной жизни, поскольку не имеют достаточно глубокие знания об окружающем мире.

Давление групповых норм бывает так сильно, что может прово­цировать подростка на некрасивые поступки. Важнейшими послед­ствиями принадлежности к подобной группе являются: болезненная зависимость от нее или от ее лидера, потеря самостоятельности, не­способность к эмоциональным связям с людьми, не принадлежащим к группе, презрение к ним как к профанам, недоверие к рациональному, научному мышлению, разрыв семейных связей, если семья нелояльна к новым идеям, отход от реальности из-за одностороннего направле­ния мыслей, подчиненных учителю.

Увлечения подростков А. Е. Личк'о определяет как «хобби-реакции», которые часто сменяют друг друга. Считается, что подростковый воз­раст без увлечений подобен детству без игр. Ребенок сам выбирает себе занятие по душе, тем самым удовлетворяя и потребность в само­стоятельности, и познавательную потребность, и некоторые другие. А. Е. Лнчко провел классификацию подростковых увлечений. Он вы-


 


Тема 5. Психологическая характеристика развития в подростковом возрасте 147

деляет интеллектуально-эстетические, эгоцентрические, телесно-ма­нуальные, накопительские и информативно-коммуникативные увлече­ния.

Интеллектуально-эстетические увлечения связаны с глубоким ин­тересом к любимому занятию: истории, радиотехнике, музыке, рисо­ванию, разведению цветов и т. д. Это наиболее ценные с точки зрения развития ребенка увлечения.

Часто в таких увлечениях наиболее ярко начинают проявляться специальные способности: музыкальные, художественные, литератур­ные, математические, констуктивно-технические и т. д.

Эгоцентрические увлечения являются лишь средством демонстра­ции своих успехов. Это изучение редких иностранных языков, увлече­ние стариной, занятия модным видом спорта, участие в художествен­ной самодеятельности. Подростки, имеющие такого рода увлечения, стараются привлечь к себе внимание оригинальностью своих занятий, выделиться, возвыситься в глазах окружающих. Стремясь выделить­ся из группы сверстников, некоторые подростки проявляют лидерс­кие увлечения. Они меняют кружки, спортивные секции, школьные поручения, пока не найдут группу, в которой могут стать лидером.

Телесно-мануальные увлечения связаны с намерением укрепить свою силу, выносливость, приобрести ловкость или какие-нибудь искусные мануальные навыки. Помимо спорта, это вождение мотоцикла пли картинга; занятия в столярной мастерской и т. д. В основном, это увле­чения мальчиков, которые таким образом развиваются в физическом отношении и овладевают нужными для них умениями. Но иногда удо­вольствие им доставляет не столько сам процесс занятии, сколько до­стигаемые результаты.

Накопительские увлечения, прежде всего коллекционирование во всех его видах. Страсть к коллекционированию может сочетаться с познавательной потребностью (например, при коллекционировании марок), со склонностью к накоплению материальных благ (коллекци­онирование старинных монет, дорогих камней), с желанием следовать подростковой моде (собирание наклеек, этикеток от импортных буты­лок) и т. д.

Информативно-коммуникативные увлечения — это самый прими­тивный вид увлечений. В них проявляется жажда получения новой, не слишком содержательной информации, не требующей никакой критической переработки, и потребность в легком общении со сверст­никами — во множестве контактов, позволяющих этой информацией обмениваться. К этому виду увлечений относятся:


I


         
 
   
 
   

 

Часть II. Особенности психического развития личности...

• многочасовые пустые разговоры в привычной «дворовой» ком­
пании или со случайными приятелями;

созерцание происходящего вокруг (от витрин магазинов до улич­
ных происшествий);

• длительное просиживание перед телевизором или видеомагни­
тофоном. По телевидению часами может просматриваться все
подряд, но особенно — фильмы детективно-приключенческого
жанра, боевики.

Вся информация усваивается на поверхностном уровне, иногда тут же передается другим и забывается, заглушаясь следующей порцией. Это времяпрепровождение трудно назвать увлечением в собственном смысле этого слова, но оно характерно для определенной части подро­стков. В среде подростков, лишенных содержательных увлечений, возникают основные проблемы, связанные с азартными играми, про­тивоправным поведением, ранней алкоголизацией, токсикоманией и наркоманией.

Таким образом, процесс развития самосознания подростка про­текает на фоне совокупности изменившихся к этому возрасту биоло­гических и психологических особенностей в социальных условиях, в которых повышаются требования к его личности. Самосознание под­ростка — это новый и очень существенный уровень формирования его личности. В подростковом возрасте впервые в развитии личности акты самосознания: самопознание, самонаблюдение, самоотношение, само­регулирование поведения и деятельности становятся одной из необхо­димых потребностей личности. Степень развития этой потребности влияет на формирование нравственных качеств личности в процессе дальнейшего ее становления. В свою очередь потребность в самосоз­нании стимулируется возникновением в этом возрасте другой важ­нейшей потребности — потребности в самовоспитании, в целенаправ­ленном стремлении изменить себя в связи с осознанием собственных психологических несоответствий внешним требованиям, идеалам, нрав­ственным образцам, которым надо следовать.

До подросткового возраста развитие самосознания осуществляется стихийно, преимущественно без включения самого субъекта в процесс его формирования. Наряду с сохранением стихийной линии развития самосознания в этот период появляется еще одна основная линия его развития, предполагающая активность самого субъекта в этом процес­се. Особую напряженность в актуализации процессов самосознания подростка вызывают сильные эмоциональные переживания, жизнен­ные коллизии, связанные с осознанием определенного отношения ок-


Тема 5. Психологическая характеристика развития в подростковом возрасте 149

ружающих к себе. Необходимо отметить, что процесс формирования самосознания у подростка имеет ярко выраженные индивидуальные формы проявления, связанные со спецификой условий протекания подросткового возраста в каждом конкретном случае.

Рассмотрим генетические особенности самосознания подростка. Постепенное и детальное познание ребенком внешнего мира приводит его к тому, что доминирующим моментом системы его познавательных интересов становятся психологические качества окружающих людей, и прежде всего наиболее близких его сверстников. Развитие интереса к другому обусловливается новыми формами обучения подростков меж­ду собой. Оно строится на взаимно интересующих занятиях, разгово­рах, обсуждениях, в которых обнаруживается «родство» воспринятого, пережитого, продуманного. Все это создает положительно-эмоциональ­ный фон общения. Главным же моментом его содержания выступают более глубокие личные взаимоотношения, связанные с самыми раз­нообразными эмоциями (симпатия, зарождающаяся дружба, любовь и т. д.). Подростки активны как в установлении отношений между со­бой, так и в ходе их дальнейшего поддержания. Общение подростков включает и разнообразные поступки по отношению друг к другу, и последующее размышление о них. От размышления об отдельных по­ступках сверстников они переходят к анализу всей совокупности вза­имоотношений с ними.

Интерес к своему сверстнику, углубленный процессом общения с ним, размышление о его качествах, поведении заставляет подростка присмотреться и к себе, проанализировать свое поведение в этом об­щении, разобраться в своих чувствах, возможностях и т. п. Таким об­разом, общение имеет прямое отношение к формированию представ­ления о себе, которое складывается в процессе сравнения поступков и качеств товарища со своими собственными.

Автором проводилось исследование по развитию самопознания у совре­менных младших школьников и подростков (1998-2000). Одна из се­рий эксперимента была направлена на изучение понимания школьника­ми других людей. Мы опирались па методику А. П. Нечаева, который в начале XX в. (1903-1908) исследовал у гимназистов способность выс­казывать суждения по поводу людей, изображенных в различных жиз­ненных ситуациях. Он выявил возрастные изменения в пониманий учащимися как внешних черт, так и внутреннего мира изображенных персонажей и показал, что младшие гимназисты (10-летнего возраста) выделяют только внешние свойства изображаемого лица, тогда как с возрастом ситуация изменяется и старшие гимназисты высказывают суждения о внутреннем мире другого человека.



Часть II. Особенности психического развития личности...







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.