Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4. Развитие ребенка в младшем школьном возрасте____ 127






Память приобретает ярко выраженный характер. Изменения памя­ти в этом возрасте связаны с тем, что ребенок, во-первых, начинает осознавать особую мнемическую задачу; он отделяет эту задачу от вся­кой другой. Во-вторых, в младшем школьном возрасте идет ин­тенсивное формирование приемов запоминания. Учитель руководит приемами осмысленного запоминания и приемами воспроизведения. Учит детей составлять план ответа, расчленяя материал на смысло­вые части.

В младшем школьном возрасте развивается вюшание. Если в 1 клас­се все еще преобладает непроизвольное внимание, то к 3 классу оно становится произвольным. Произвольность внимания, умение пред­намеренно направлять его на ту или иную задачу — важное приобре­тение младшего школьного возраста. Первоначально вниманием уча­щихся управляет учитель, который ставит цель и контролирует ход выполнения задания, затем ученик приобретает умение выполнять задание самостоятельно.

Целенаправленное развитие сознания и самопознания уже в млад­шем школьном возрасте становится ведущими моментом организации самой учебной деятельности, поэтому ее трактовка как деятельности, предметом и результатом которой является усвоение знаний, сужает ее реальные функции в развитии личности младшего школьника.

Психологическим механизмом развития самопознания детей в млад­шем школьном возрасте является понимание, которое, с одной сторо­ны, есть процесс, а с другой — результат порождения, нахождения и интерпретации личностных смыслов субъектов взаимодействия и об­щения. Взаимосвязь его когнитивного и личнЛтно-смыслового ас­пектов является основным фактором, обеспечивающим регулятив­ную функцию развития самопознания.

Разработанная модель (Сорокоумова Е. А, 2002) развития самопоз­нания детей младшего школьного возраста на основе понимания во взаимосвязи двух его основных аспектов — когнитивного и личност-но-смыслового — построена в контексте гуманистической парадиг­мы реорганизации стратегии современного образования. В этой свя­зи, учитывая названные выше подходы, можно выделить следующие компоненты модели (рис. 1).

1. Интеграция образа мира и образа себя самого в процессе обуче­ния в начальной школе через многообразие социальных связей на основе порождения, нахождения и интерпретации личност­ных смыслов, позволяющих осознать себя как частицу окружа­ющего мира.


 
 

 

Часть II. Особенности психического развития личности..

2. Актуализация имеющихся у ребенка знаний о себе и опыта вза­
имодействия с другими людьми в процессе усвоения знаний о
предметном мире как способа персонификации и индивидуали­
зации.

3. Рефлексия собственной познавательной деятельности, взаимо­
действий и отношений, направленных на создание образа мира;
осознание образа своего «Я».

Актуализация опыта

Образ мира

А

Рефлексия Рис. 1. Модель развития самопознания детей младшего школьного возраста

Показателями освоения младшим школьником первого компо­нента модели становления самопознания (единство образа мира и об­раза себя самого) выступают:

• познавательная активность, направленная не только на окружа­
ющий мир, но и на себя самого;

• пристрастное отношение к восприятию собственного образа дру­
гими;

• пристрастное отношение к актуализации своих знаний и опыта;

• стремление в процессе освоения нового опыта к актуализации
индивидуальных знаний.

Показателями освоения младшим школьником второго компо­нента модели (развития самопознания детей младшего школьного воз­раста) являются:

• готовность и способность участвовать в совместном решении учеб­
но-познавательных продуктивных и творческих задач;

• проявление инициативы в совершении и контроле своих действий
и поступков;


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.