Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4. Развитие ребенка в младшем школьном возрасте J25






• построение системы частных задач, решаемых общим способом;

• контроль выполнения предыдущих действий;

• оценка усвоения общего способа как результата решения данной
учебной задачи.

Постепенно ребенок учится самостоятельно ставить учебные зада­чи и выполнять действия по их решению. У ребенка формируется са­мостоятельная учебная деятельность, т. е. умение учиться.

Основными психологическими механизмами формирования ком­понентов учебной деятельности младших школьников являются: ос­воение действия контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки), которые также выступают проявлением рефлексии и саморегуляции.

Основные достоинства учебной деятельности как ведущей дея­тельности младшего школьника:

1) направленность на усвоение знаний;

2) основное внимание уделяется развитию теоретического мышле­
ния;

3) формирующийся самоконтроль направлен также на контроль ус­
воения знаний и способа получения этих знаний;

4) самооценка служит оценкой успехов ребенка в учебе.

В младшем школьном возрасте под влиянием учебной деятельнос­ти большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка.

Наиболее существенные изменения можно наблюдать в области мышления, которое приобретает абстрактны^ и обобщенный харак­тер. Младший школьный возраст Л. С. Выготский называл сензитив-ным периодом для развития понятийного мышления. Согласно мыс­ли Л. С. Выготского, обучение в школе выдвигает мышление в центр сознательной деятельности ребенка.

В процессе школьного обучения мышление приобретает теорети­ческий характер. Ребенок учится мыслить научными понятиями, ко­торые в подростковом возрасте становятся основой мышления.

Усваивая знания, школьник учится процессу образования научных понятий, т. е. овладевает умением строить обобщения не по сходным признакам, а на основе выделения существенных связей и отношений.

В соответствии с периодизацией Ж. Пиаже, ребенок переходит на стадию конкретных операций. В этом возрасте наступает третий пери­од умственного развития — период конкретных мыслительных опера­ций. Это период, когда мышление ребенка ограничено проблемами, касающимися конкретных реальных объектов. Эгоцентризм ребенка


       
 
   
 

 

Часть II. Особенности психического развития л ичности...

исчезает к 7 годам, теперь он может принять точку зрения другого че­ловека, отчетливо сознавая, что тот может прийти к иным выводам.

Это новое' осознание приходит главным образом благодаря соци­альному общению со сверстниками. На смену монологу как стилю дошкольников (когда они беседуют сами с собой или выдают другим собственную информацию, не заботясь о реакции на нее) приходит вза­имный обмен информацией. Эгоцентризм ребенка, восприятие себя в качестве центра вращающегося вокруг него мира постепенно убывает, чему способствуют совместные игры.

Но все же, убывая, эгоцентризм еще не исчезает полностью. Наблю­дая попытки школьников решить трудные проблемы, можно увидеть появление новой формы эгоцентризма, который по-прежнему мешает им обдумывать одновременно несколько способов действия и систе­матически проверять их.

Конкретно мыслящие дети часто ошибаются, прогнозируя тот или иной результат. Вследствие этого 9-летние дети, однажды сформули­ровав какую-либо гипотезу, скорее отвергнут новые, противоречащие ей факты, чем изменят свою точку зрения.

В ходе одного эксперимента изучался процесс мышления детей в возра­сте от 5 до 17 лет. Детям необходимо было получить сладости из короб­ки с 3 ручками, которая действовала по принципу игрового автомата. Чтобы получить максимум конфет, нужно было нажимать ручки в опре­деленном порядке: одна ручка была безвыигрышной, другая выдавала призы в 1/3 случаев, а третья — в 2/3 случаев. Подростки, сформулиро­вав несколько гипотез и мысленно проверив каждую из них, быстро ре­шили проблему. Дошкольники путем проб и ошибок также научились получать наибольшее количество конфет. Однако они, с их конкретным мышлением, испытывали наибольшие трудности, так как чаще всего фор­мулировали одну гипотезу, например: «Если выиграю, то буду нажимать эту ручку; если проиграю, то перейду к следующей». Избрав одну страте­гию, они считали ее единственно правильной и обвиняли машину в ошиб­ках и сбоях, если та не выдавала призы в соответствии с их гипотезой.

Мышление становится доминирующей функцией, начинает опре­делять работу и всех других функций сознания — они интеллектуали-зируются и становятся произвольными.

В области восприятия происходит переход от непроизвольного вос­приятия ребенка-дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче. На протяжении младшего школьного возраста дети научаются рассмат­ривать объекты, без этого интеллектуальные изменения не могут про-Тйти.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.