Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характерная особенность русской пляски.






ПЛЯСКА.

 

Пляска является основным жанром русского народно-сценического танца.

Это наиболее распространенный и любимый вид народного танца. Пришедшая к нам из глубины веков, она сохраняет свою основу, бытует в народе не как» музейный экспонат», а живой родник многообразного народного хореографического творчества. Пляска не является застывшей формой, она открывает большой простор для индивидуального и массового танца.

Мастера - исполнители всегда совершенствовали пляски, вводя в них новые движения, разнообразя их композиционно.

В древности пляски в носили обрядовый, характер. Но со временем все религиозное стало уходить из плясок, и они приобрели другой характер.

Пляска состоит из отдельных движений - элементов, которые отличаются манерой исполнения, имеют русский колорит и отражают отдельные черты характера танцующего человека.

Каждое движение в пляске со смыслом, и с помощью движения исполнитель раскрывает содержание пляски, создает художественный образ. Все исполняемые движения подчинены ритму, а также характеру музыкального сопровождения. Все движения связаны воедино мелодией.

Пляской можно выразить состояния человека: бурное веселье, восторг, лирическое настроение, любовь и т.д., но пляска - это, прежде всего радость, здоровье, сила, это выход энергии пляшущего человека.

 

Характерная особенность русской пляски.

 

- импровизация исполнителей в момент танца,

- возможность раскрыть личные, индивидуальные черты характера, свою манеру исполнения («выходку»)

- проявить в пляске свою изобретательность, мастерство, профессионализм, щегольнуть сложным виртуальным («коленом»). В народе говорилось: «Плясать смолоду учись, под старость не научишься», «Ноги гнилы так и пляски не милы», «Некогда плясать, когда гроб тесать».

 

Для мужской пляски характерны размах, ловкость, сила, широта, удаль, виртуозность, юмор, внимание и уважение к партнерше.

Женскую пляске отличают - величавость благородство и задушевность, однако часто женская пляска исполняется живо, с задором.

В наше время она заметно усложнилась техническими «дробушками» и вращениями, сохраняя в тоже время мягкость и женственность.

В разлисных областях России и мужская и женская пляска в зависимости от географического положения, климатических и жизненых условий, а также характера труда отличается по манере исполнения.

Северяне пляшут со свойственной им сдержаностью, а южане - с присущим им темпераментом и задором.

Пляски могут быть и с малым и с большим количеством участников.

Одни пляски исполняются только в медленном темпе, а другие только в быстром.

Есть и такие, которые начинаются в медленном темпе, который постепенно ускоряется, а заканчиваются в очень быстром темпе. В некоторых видах пляски плясок нередко отсутствует строго установленное хореографическое настроение.

В каждой пляске есть свое содержание, сюжет, особенно это относится к групповым пляскам, которые чаще всего имеют свои традиционные темы и сюжеты, присущие своей местности.

Пляска - зеркало души русского человека, в ней проявляется и мужество и молодечество, и задор, и лихость, и удаль, и широта, и задушевность, и лиризм, и веселье - целая гамма чувств и эмоций, свойственных всем русским людям. «Трепак», «Комаринская», «Барыня».

Пляска родилась в хороводе и вышла из него разорвав хороводную цепь, и предоставив большой простор фантазии и индивидуальному мастерству исполнителей, усложнив техническую основу, создав свои формы и рисунки, заменив хороводную песню плясовой и различным музыкальным сопровождением.

Одной из отличительных особенностей пляски, является еще большая, чем в хороводе, индивидуальная импровизация.

Импровизация составляет основу русской народной пляски. Сложные движения -колена- не самоцель, истинное их назначение - создать образ, выразить характер русского человека.

Пляска отличается от хоровода богатой и более сложной лексикой танцевальных движений: технические дроби, «веревочки», «гармошка», присядки, хлопушки, придания, верчения и др.

 

Пляска одиночная (Сольная) - это самовыражение, полная самоотдача.

 

Исполнители не только сами получают огромное удовольствие от пляски, но и своей радостью и удалью вызывают восторг зрителей, заставляют окружающих переживать, веселиться и подплясывать вместе с ними.

Одиночная пляска имеет свои устоявшиеся традиции исполнения, определенную форму настроения - начинается с движения по кругу - проходки - или с выхода в круг и исполнения какого-либо движения на месте - с выходки.

И тот и другой выход являются заявкой на пляску. Это начало пляски ее зачин.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.