Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






РазделIV. Системы управления автомобилем 203







пружины 6, отрывается от неподвижного контакта 3 и разрывает электрическую цепь датчика. Замы­кание контакта, а следовательно, включение кон­трольных ламп и зуммера, происходит при сни­жении давления ниже указанной величины.

Датчик включения сигнала торможения (рис. 314) представляет собой пневматический выключатель, предназначенный для замыкания цепи электричес­ких сигнальных ламп при торможении. Датчик име­ет нормально разомкнутые контакты, которые замы­каются при давлении 78, 5... 49 кПа (0, 8... 0, 5 кгс/см2) и размыкаются при уменьшении давления ниже 49... 78, 5 кПРа (0, 5... 0, 8 кгс/см2). Датчики установлены в магистралях, подводящих сжатый воздух к испол­нительным механизмам тормозных систем.

При подводе сжатого воздуха под мембрану пос­ледняя прогибается, и подвижной контакт 3 соеди­няет контакты 6 электрической цепи датчика.

Клапан управления тормозными механизмами при­цепа с двухпроводным приводом (рис. 315) предназна­чен для приведения в действие тормозного привода прицепа (полуприцепа) при включении любого из раздельных контуров привода рабочей тормозной системы тягача, а также при включении пружинных энергоаккумуляторов привода запасной и стояноч­ной тормозных систем тягача.

Клапан крепится на раме тягача двумя болтами.

Ж 5

Между нижним 14 и средним 18 корпусами зажата мембрана 1, которая укреплена между двумя шайба­ми 17 на нижнем поршне 13 гайкой 16, уплотненной резиновым кольцом. К нижнему корпусу двумя вин­тами прикреплено выпускное окно 15 с клапаном, предохраняющим прибор от попадания пыли и гря­зи. При ослаблении одного из винтов выпускное окно 15 можно повернуть и открыть доступ к регу­лировочному винту 8 через отверстие клапана 4 и поршня 13.

18 17 16

Рис. 315. Клапан управления тормозными механизмами прицепа с двухпроводным приводом: 1 - мембрана; 2 -пружина; 3 - клапан разгрузочный; 4 - клапан впускной; 5 - корпус верхний; 6 - поршень верхний большой; 7 -тарелка пружины; 8 - винт регулировочный; 9 - пружина; 10 - поршень малый верхний; 11 - пружина; 12 -поршень средний; 13 - поршень нижний; 14 - корпус нижний; 15 - окно выпускное; 16 - гайка; 17 - шайба мембраны; 18 - корпус средний; I - вывод к секции тормозного крана; II - вывод к крану управления стояночной тормозной системой; III - вывод к секции тормозного крана; IV - вывод в тормозную магистраль прицепа; V - вывод к ресиверу; VI - вывод атмосферный


Клапан управления тормозными механизмами прицепа с двухпроводным приводом вырабатывает управляющую команду для воздухораспределителя тормозной системы прицепа (полуприцепа) от трех независимых друг от друга команд, действующих как одновременно, так и раздельно. При этом к выводам I и III подается команда прямого действия (на увеличение давления), а к выводу II — обратного действия (на падение давления). Выводы клапана соединены следующим образом: I — с нижней сек­цией тормозного крана; II — с краном обратного действия с ручным управлением; III — с верхней секцией тормозного крана; IV — с магистралью управления тормозными механизмами прицепа; V — с ресивером автомобиля; VI — с атмосферой.

В отторможенном состоянии к выводам II и V постоянно подается сжатый воздух, который, воз­действуя сверху на мембрану 1 и снизу на средний поршень 12, удерживает поршень 13 в нижнем по­ложении. При этом вывод IV соединяет магистраль управления тормозными механизмами прицепа с атмосферным выводом VI через центральное от­верстие клапана 4 и нижнего поршня 13.

При подводе сжатого воздуха к выводу III верхние поршни 10 и 6 одновременно перемещаются вниз. Поршень 10 сначала садится своим седлом на клапан 4, перекрывая атмосферный вывод в нижнем порш­не 13, а затем отрывает клапан 4 от седла среднего поршня 12. Сжатый воздух от вывода V, связанного с ресивером, поступает к выводу IV и далее в магистраль управления тормозными механизмами прицепа. Подача сжатого воздуха к выводу IV про­должается до тех пор, пока его воздействие снизу на верхние поршни 10 и 6 не уравновесится давлением сжатого воздуха, подведенного к выводу III, на эти поршни сверху. После этого клапан 4 под действием пружины 2 перекрывает доступ сжатого воздуха от вывода V к выводу IV. Таким образом осуществляет­ся следящее действие. При уменьшении давления сжатого воздуха на выводе III от тормозного крана, т.е. при оттормаживании, верхний поршень 6 под действием пружины 11 и давления сжатого воздуха снизу (в выводе IV) перемещается вверх вместе с поршнем 10. Седло поршня 10 отрывается от клапа­на 4 и сообщает вывод IV с атмосферным выводом VI через отверстия клапана 4 и поршня 13.

При подводе сжатого воздуха к выводу I он по­ступает под мембрану 1 и перемещает нижний пор­шень 13 вместе со средним поршнем 12 и клапаном 4 вверх. Клапан 4 доходит до седла в малом верхнем поршне 10, перекрывает атмосферный вывод, а при дальнейшем движении среднего поршня 12 отрыва­ется от его впускного седла. Воздух поступает из вывода V, соединенного с ресивером, к выводу IV и далее в магистраль управления тормозными меха­низмами прицепа до тех пор, пока его воздействие на средний поршень 12 сверху не уравняется давле­нием на мембрану 1 снизу. После этого клапан 4 перекрывает доступ сжатого воздуха из вывода V к выводу IV. Таким образом осуществляется следящее действие при таком варианте работы прибора. При падении давления сжатого воздуха на выводе I и под мембрану нижний поршень 13 вместе со средним поршнем 12 перемещается вниз. Клапан 4 отрывает­ся от седла в верхнем малом поршне 10 и сообщает вывод IV с атмосферным выводом VI через отвер­стия в клапане 4 и поршне 13.

При одновременном подводе сжатого воздуха к выводам I и III происходит одновременное пере­мещение большого и малого верхних поршней 10 и



Автомобили КамАЗ


 


6 вниз, а нижнего поршня 13 со средним поршнем 12 — вверх. Заполнение магистрали управления тормозными механизмами прицепа через вывод IV и выпуск из нее сжатого воздуха происходит так же, как описано выше.

При выпуске сжатого воздуха из вывода II (при торможении запасной или стояночной тормозной системой тягача) давление над мембраной падает. Под действием сжатого воздуха снизу средний пор­шень 12 вместе с нижним поршнем 13 перемещаются вверх. Заполнение магистрали управления тормозны­ми механизмами прицепа через вывод IV и отторма-живание происходит так же, как при подводе сжатого воздуха к выводу I. Следящее действие в этом случае достигается уравновешиванием давления сжатого воздуха на средний поршень 12 и суммы давления сверху на средний поршень 12 и мембрану 1.

При подводе сжатого воздуха к выводу III (или при одновременном подводе воздуха к выводам III и I) величина давления в выводе IV, соединенном с магистралью управления тормозными механизмами прицепа, превышает величину давления, под­веденного к выводу III. Этим обеспечивается опере­жающее действие тормозной системы прицепа (по­луприцепа). Максимальная величина превышения давления на выводе IV составляет 98, 1 кПа, (1 кгс/ см2); минимальная — около 19, 5 кПа (0, 2 кгс/см2), номинальная — 68, 8 кПа (0, 6 кгс/см2). Регулирова­ние величины превышения давления осуществляется винтам 8: при вворачивании винта она увеличивает­ся, при выворачивании — уменьшается.

Клапан управления тормозными механизмами при­цепа с однопроводным приводом (рис.316) пред­назначен для приведения в действие тормозного привода прицепа (полуприцепа) при работе тор­мозных систем тягача, а также для ограничения давления сжатого воздуха в пневматическом при­воде прицепа (полуприцепа) с целью предотвра-

Рис. 316. Клапан управления тормозными механизмами прицепа с однопроводным приводом: 1 - тарелка пружины; 2 - крышка нижняя; 3, 11- кольца упорные; 4 - поршень нижний; 5 - пружина клапана; 6 - седло выпускного клапана; 7 - камера следящая; 5 - поршень ступенчатый; 9 - камера рабочая; 10, 17 - пружины кольцевые; 12 -крышка верхняя; 13 - колпачок защитный; 14 - пружина мембраны; 15 - тарелка пружины мембраны; 16 - мембрана; 18 - опора; 19 - толкатель; 20 - клапан выпускной; 21 -клапан впускной; 22 - корпус; 23 - пружина; 24 - винт регулировочный; 25 - контргайка; I - вывод к ресиверу; II - вывод в соединительную магистраль; III - вывод в атмосферу; IV - вывод к клапану управления тормозными механизмами прицепа с двухпроводным приводом


щения самопритормаживания последнего при ко­лебаниях давления в пневматическом тормозном приводе автомобиля-тягача. Клапан установлен на раме автомобиля и закреплен двумя болтами.

Сжатый воздух от ресивера автомобиля-тягача подводится к выводу I и через канал А проходит в полость над ступенчатым поршнем 8. В отторможен-ном состоянии пружина 14, воздействуя на тарелку 15, удерживает мембрану 16 вместе с толкателем 19 в нижнем положении. При этом выпускной клапан 20 закрыт, а впускной клапан 21 открыт и сжатый воздух проходит из вывода I к выводу II и далее в соединительную магистраль прицепа. При достиже­нии в выводе II определенного давления, устанавли­ваемого с помощью регулировочного винта 24, пор­шень 4 преодолевает усилие пружины 23 и опускает­ся, вследствие чего впускной клапан 21 садится на седло в поршне 4. Таким образом, в отторможенном положении в магистрали прицепа автоматически поддерживается определенное давление, меньше давления в пневматическом приводе тягача.

При торможении тягача сжатый воздух подается к выводу IV и заполняет подмембранную полость В. Преодолевая усилие пружины 14, мембрана 16 под­нимается вверх вместе с толкателем 19. При этом сначала закрывается впускной клапан 21, а затем открывается выпускной клапан 20, и воздух из со­единительной магистрали прицепа через вывод II, полый толкатель 19 и вывод III в крышке 12 выходит в атмосферу. Воздух из вывода II выходит до тех пор, пока давление в полости В под мембраной 16 и в полости под ступенчатым поршнем 8 не уравнове­сится давлением в полости над ступенчатым порш­нем. При дальнейшем снижении давления на выводе II поршень опускается и перемещает вниз толкатель, который закрывает выпускной клапан, вследствие чего выпуск воздуха из вывода II прекращается. Таким образом осуществляется следящее действие, и торможение прицепа (полуприцепа) происходит с эффективностью, пропорциональной величине под­веденного к выводу IV давления сжатого воздуха.

Дальнейшее повышение давления на выводе IV приводит к полному выпуску сжатого воздуха из вывода II и тем самым к максимально эффектив­ному торможению прицепа. При оттормаживании тягача, то есть при падении давления на выводе IV и в полости В под мембраной 16, последняя под действием пружины 14 возвращается в исходное нижнее положение. Вместе с мембраной опускается толкатель. При этом закрывается выпускной клапан и открывается впускной клапан 21. Сжатый воздух из вывода 7 поступает в вывод II и далее в соедини­тельную магистраль прицепа (полуприцепа), вслед­ствие чего прицеп (полуприцеп) растормаживается.

Кран разобщительный (рис. 317) предназначен для перекрытия при необходимости пневматической магистрали, соединяющей автомобиль-тягач с при­цепом (полуприцепом). На автомобилях-тягачах КамАЗ установлено три разобщительных крана: на бортовых тягачах — на задней поперечине рамы перед соединительными головками, на седельных тягачах — за кабиной справа на специальном крон­штейне перед соединительными гибкими шлангами. Каждый кран крепится двумя болтами.

К выводу II присоединяется магистраль управ­ления тормозными механизмами прицепа, через вывод I в нее подается сжатый воздух.

Если рукоятка 9 расположена вдоль оси крана, толкатель 8 вместе со штоком 6 находятся в нижнем положении и клапан 4 открыт. Сжатый воздух от


Раздел IV. Системы управления автомобилем



 


Рис. 317. Разобщительный кран: а - кран открыт; b - кран закрыт; 1 - пробка; 2 - корпус; 3 - пружина клапана; 4 - клапан; 5 - пружина штока; 6 - шток с мембраной; 7 -крышка; 8 - толкатель; 9 - рукоятка; I - к соединительной головке; II - от ресивера; III - в атмосферу

вывода I через открытый клапан и вывод II поступает от автомобиля-тягача к прицепу (полуприцепу).

При повороте рукоятки 9 на 90° шток 6 вместе с мембраной под действием пружины 5 и давления воздуха поднимается вверх. Клапан 4 садится на седло в корпусе 2, разобщая выводы I и II. Ход штока 6, определяемый винтовым профилем крышки 7, больше, чем ход клапана 4. Шток 6 отходит от клапана, сжатый воздух из соединительной ма­гистрали через вывод II, осевое и радиальное от­верстия в штоке 6 выходит в атмосферу через вывод III â ê ð û ø ê å 7.

После этого соединительные головки можно рас­цепить.

Головки соединительные типа " Палм" (рис. 318) предназначены для соединения магистралей двух­проводного пневматического тормозного привода прицепа (полуприцепа) и тягача.

На бортовых тягачах КамАЗ одна соединительная головка, типа " Палм" питающей магистрали, окра­шенная в красный цвет (или с крышкой красного цвета), установлена на задней поперечине рамы с правой стороны (по ходу). Другая соединительная головка типа " Палм" управляющей магистрали, ок­рашенная в голубой цвет (или с крышкой желтого цвета), установлена там же с левой стороны. Обе головки установлены таким образом, что присоеди­нительные отверстия в них направлены вправо. На седельных тягачах КамАЗ соединительные головки установлены на гибких шлангах и после отсоедине­ния от полуприцепа крепятся за кабиной на специ­альных кронштейнах. Окраска головок та же, что и на бортовых тягачах.


Рис. 318. Соединительная головка типа " Палм": 1- корпус; 2 - вставка; 3 - уплотнитель; 4 - крышка; 5 -фиксатор; I - соединительная головка; II - соединение головок тягача и прицепа

При соединении головок типа " Палм" необходимо отвести в сторону защитные крышки 4 обеих головок. Головки стыкуются уплотнителями 3 и поворачива­ются до тех пор, пока выступ головки не войдет в соответствующий паз другой, то есть пока не соеди­нится вставка 2 с фиксатором 5. Благодаря этому


предотвращается самопроизвольное разъединение соединительных головок. Герметизация стыка двух головок обеспечивается сжатием уплотнителей 3.

При разъединении тягача и прицепа соедини­тельные головки поворачиваются в обратном на­правлении до выхода вставки 2 из паза фиксатора 5. После разъединения соединительные головки сле­дует закрыть крышками 4.

Головка соединительная типа А (рис. 319) пред­назначена для установки на автомобили-тягачи и служит для соединения однопроводного пневмати­ческого тормозного привода прицепа и полуприцепа, а также для автоматического закрытия соединительной

Рис. 319. Соединительная головка типа А: 1 - корпус; 2 -пружина клапана; 3 - клапан обратный; 4 - уплотнитель; 5 - крышка; 6 - гайка кольцевая; 7 - шток; I - головка соединительная: II - соединение головок типа А и Б

магистрали тягача при самопроизвольном разъедине­нии головок (например, при отрыве прицепа).

На бортовых тягачах КамАЗ соединительная го­ловка типа А, окрашенная в черный цвет, установ­лена на задней поперечине рамы с левой стороны (по ходу) таким образом, что присоединительное отвер­стие в ней направлено вправо. На седельных тягачах КамАЗ соединительная головка типа А также окра­шена в черный цвет и установлена на гибком шланге. После отсоединения от полуприцепа головка кре­пится за кабиной на специальном кронштейне.

При сцеплении автомобиля-тягача с прицепом у соединительной головки отводится в сторону за­щитная крышка 5. Головка типа А тягача стыкуется с головкой типа Б прицепа уплотнителями 4. При этом шток 7 головки типа Б входит в сферическую выемку клапана 3 головки типа А и отрывает клапан от уплотнителя 4. После этого головки поворачиваются до тех пор, пока выступ одной головки не войдет в соответствующий паз другой головки. Фиксатор го­ловки типа Б входит в паз направляющей головки типа А, предотвращая самопроизвольное разъедине­ние головок. Герметизация стыка головок достигает­ся за счет сжатия уплотнителей 4. При разъединении тягача и прицепа соединительные головки поворачи­ваются в обратном направлении до выхода выступа одной головки из паза другой, после чего головки разъединяются. При этом клапан под действием пру­жины прижимается к уплотнителю 4 и автоматически закрывает соединительную магистраль, предотвращая выход сжатого воздуха из пневматического тормозно­го привода автомобиля-тягача. После разъединения головку закрыть крышкой 5.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.