Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. 1-36 01 01 Технология машиностроения;






Программа

ВТОРОЙ КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ практики

для специальности:

1-36 01 01 Технология машиностроения;

 

 


СОСТАВИТЕЛЬ:

В. М. Благодарный, профессор кафедры технологии машиностроения
инженерного факультета БарГУ

 

РАСМОТРЕННА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

кафедрой технологии машиностроения (протокол № 3 от 12.09.2011);

 

Заведующий кафедрой

______________М. В. Нерода

 

 

ОДОБРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Советом факультета «Барановичский государственный университет»

(протокол № _____ от _________________ 2011 г.).

 

 

Председатель

Совета факультета

______________А. В. Акулов

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Практическая подготовка студентов проводится в соответствии с требованием о высшей школе Республики Беларусь. Производственная практика является важнейшей частью учебного процесса по подготовке высококвалифицированных специалистов.

Данная программа составлена в соответствии с Образовательным стандартом специальности 1-36 01 01 «Технология машиностроения», соответствии с Положением о практике студентов, курсантов, слушателей, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь 03.06.2010г. №860.

Целью практики является закрепление, углубление, систематизация теоретических знаний, полученных в результате изучения общеинженерных, технологических и специальных дисциплин, а также приобретение новых знаний и практических навыков под руководством высококвалифицированных заводских руководителей.

Основными задачами практики являются:

- изучение структуры предприятия и его важнейших подразделений и перспективы его развития;

- приобретение практических навыков и знаний самостоятельной работы по проектированию технологических процессов, технологической оснастки, изучение технологической документации;

- проведение научно-исследовательской работы по вопросам улучшения качества продукции, выявлению причин и устранению брака, по анализу резервов производства по заданию руководителя от университета;

- подбор исходного конструкторского, технологического, расчётного, лабораторно-исследовательского, экономического и организационного материала для выполнения курсового проекта по дисциплине «Технологии машиностроения» и курсовой работы по дисциплине «Организация производства и менеджмент в машиностроении»;

- изучение прогрессивных технологических процессов и методов обработки деталей, методов получения заготовок, контроля и сборки изделий, работы специального и высокопроизводительного оборудования поточных и автоматических линий, организация рабочих мест, экономики и организации производства, механизации трудоемких процессов, работы новаторов производства.

Согласно учебному плану специальности вторая конструкторско-технологическая практика проводится для дневной формы получения образования в 8 семестре в течение 4 недель; для заочной формы получения образования в 9 семестре в течение 1 недели.

 


СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Учебно-методическое руководство второй конструкторско-технологической практикой осуществляет кафедра технологии машиностроения.

Перед началом практики руководитель практики от кафедры совместно с методистом отдела практического обучения проводит организационное собрание, на котором студент должен пройти общий инструктаж по технике безопасности с росписью в специальном журнале, получить программу практики, индивидуальное задание, дневник прохождения практики и направление на предприятие.

В период производственной практики студент работает под руководством заводского работника (мастера, технолога, конструктора) и выполняет задания, относящиеся к кругу служебных обязанностей этого работника.

Задания должны приобщать студента к решению узловых вопросов данного производства по повышению производительности, экономической эффективности, повышению качества выпускаемой продукции, подготовке производства и выполнению новых изделий и т.п. Руководитель практики от предприятия совместно со студентом составляет месячный план работы, и дальнейшая работа проводится согласно этому плану. Студент несет ответственность за качество выполнения этих работ, что должно быть отмечено в отзыве руководителя от предприятия.

За время практики студент должен изучить действующую на предприятии технологию, оборудование, технологическую оснастку, особо обращая внимание на вопросы, связанные с темой курсового проекта:

1. Краткие сведения о структуре предприятия, выпускаемой продукции, её значение для народного хозяйства. Перспективы развития завода и отрасли. Описание целесообразно сопровождать фотографиями, соответствующими графиками, диаграммами, таблицами.

2. Назначение и условия работы детали в сборочной единице. Эскиз и фото детали. Анализ конструкции детали и технических требований с точки зрения технологичности и предложения по изменению конструкции детали в целях улучшения технологичности.

3. Материал заготовки, способ ее получения. Технические требования, предъявляемые к заготовке, способы контроля. Технико-экономическое обоснование выбора заготовки. Себестоимость заготовки. Очистка заготовок. Способы переработки отходов. Периодичность подачи их в механические цеха. Способы механизации транспортировки заготовок. Прогрессивные методы получения аналогичных заготовок Предложения по усовершенствованию способа получения заготовки заданной детали.

4. Технологический процесс изготовления детали. Подробный анализ существующего техпроцесса с точки зрения его технологической целесообразности и путей улучшения. Обоснование технологической последовательности обработки и цели каждой операции техпроцесса. Каждая операция описывается своими словами на основе изучения техпроцесса. Анализ соответствия оборудования запроектированному техпроцессу по производительности, точности обработки, мощности, причины простоя оборудования и другие потери времени. Коэффициенты загрузки оборудования. Проработка и оформление нового предлагаемого варианта в виде предложения в отчёте с оформлением операционных эскизов обрабатываемой детали, баз схем базирования, с указанием станочного оборудования. Технико-экономическое обоснование техпроцесса.

5. Обзор конструкций приспособлений, применяемых для изготовления детали по теме проекта. Анализ конструкций приспособлений с точки зрения обеспечения производительности и заданной точности, удобства обслуживания, безопасности работы. Нормализация и унификация отдельных деталей и сборочных единиц приспособлений. Изготовление приспособлений. Наладка приспособлений на станках. Система контроля и эксплуатации приспособлений. Привести подробное описание 1-2 станочных приспособлений, применяемых при изготовлении детали. В описание включить кинематические схемы приспособлений с условным изображением всех основных элементов и сборочных единиц, с указанием сил резания, действующих в процессе обработки, и сил зажима. Описание 1-2 конструкций контрольных приспособлений. Предложения по усовершенствованию конструкций приспособлений.

6. Обзор конструкций режущих инструментов, применяемых для изготовления заданной детали. Подробное описание конструкции 1-2 сложных или специальных режущих инструментов, технологии их изготовления, расчета и обоснование геометрии инструмента, выбора материала режущей части, заточки инструмента, способов крепления и регулировки положения на станке. Стойкость режущего инструмента. Снабжение инструментом рабочих мест.

7. Контроль и качество выпускаемой продукции.

Схема контроля по всему технологическому процессу: место контроля, средства контроля, периодичность. Исследование причин брака и путей его предотвращения. Система бездефектной сдачи продукции, предложения по применению этой системы и методов статистического регулирования. Анализ операций поточности и стабильности с построением полигонов распределения (по № операций).

8. Выявление поверхностей, подлежащих упрочению. Метод упрочняющей технологии и применение его для данной детали и производственных условий.

9. Обзор средств и устройств, применяемых на производственном участке для обеспечения ориентации при механизации и автоматизации транспортно-загрузочных операций на участке, межоперационных средств транспортирования заготовок, систем автоматического контроля и регулирования для обработки деталей, автоматических линий, робототехники.

10. Дать схему сборочной единицы, в состав которой входит заданная деталь. Описание технологического процесса сборки сборочной единицы. При анализе сборки изучению подлежат следующие вопросы: последовательность сборки, темп сборки, содержание подготовительных, пригоночных, сборочных и регулировочных работ при сборке сборочных единиц и машины целом, применяемые методы обеспечения заданной точности замыкающего звена. Делается анализ наиболее трудоемких и регулировочных операций с расчетом размерной цепи, изучается планировка сборочных рабочих мест, применяемый инструмент и приспособления для сборки, механизация сборочных работ, межоперационные транспортные средства. Ознакомиться с методами контроля и испытания сборочных единиц, с окраской и подготовкой изделий к хранению и отправке потребителю. Следует также составить технологическую схему сборки.

11. Технико-экономические показатели производства заданной детали. Экономика, организация и планирование производства.

В период практики необходимо изучить следующие вопросы:

- организация производственного процесса (типы производства, длительность и структура производственного цикла, производственная структура завода и цеха);

- организация поточного производства (непрерывно-поточные линии, прерывно-поточные линии, автоматические поточные линии);

- управление предприятием (методы, функции и структура аппарата управления заводом, цехом, участком, направления по совершенствованию управления предприятием, автоматизированные системы управления производством);

- организация технической подготовки производства (организация конструкторской и технологической подготовки производства, механизация и автоматизация инженерного труда; планирование и контроль технической подготовки производства);

- организация сетевого планирования и управления (построение сетевых графиков и оценка времени выполнения работ);

- техническое нормирование труда (структура и расчет технически обоснованной нормы времени; методы установления норм времени, хронометраж, фотография рабочего дня; нормативы для нормирования труда, нормирование труда ИТР и служащих);

- организация заработной платы (тарифная ставка; основные нормы и системы оплаты труда рабочих, организация оплаты труда ИТР и служащих, премиальные системы оплаты труда);

- организация вспомогательных производств и обслуживающих хозяйств (организация инструментального и ремонтного хозяйства, организация материально-технического снабжения и складского хозяйства; организация транспортного хозяйства);

- технико-экономическое планирование (структура перспективных планов предприятия, техпромфинплан предприятия, план производства и реализации продукции; план повышения эффективности производства, плановые и технико-экономические нормативы и нормы, план материально-технического снабжения; план по труду и заработной плате, план по прибыли, рентабельности и издержкам производства; планирование фондов экономического стимулирования);

- организация хозрасчета, учета производства и комплексного экономического анализа;

- расчет и составление технико-экономических показателей по изучаемой детали в существующем производстве.

12. Организация проведения инструктажа по технике безопасности на заводе и участках цеха; тщательно изучить инструкцию по технике безопасности и работе в соответствии с техпроцессами заданных деталей на конкретном оборудовании, средства индивидуальной защиты на рабочих местах. Безопасность при транспортировке изделий. Конструкция захватных устройств. Меры, проводимые по предупреждению нарушений по технике безопасности, пропаганда техники безопасности в цехе. Наличие производственных вредностей: вибрации, шума, засоренности воздуха, тепловых и электромагнитных излучений, и применяемые меры борьбы с ними. Естественное и искусственное освещение в цехе, вентиляция. Мероприятия, проводимые на заводе по противопожарной технике, охране окружающей среды.

13. Состояние НОТ в цехе, участке, рабочем месте. Дать свои конкретные предложения по улучшению организации труда. Изучение уровня организации, оснащения и обслуживания рабочих мест, состояния организации совмещения функций и профессии в цехе, состояния организации многостаночного обслуживания в цехе. Определение практических возможностей для расширения сферы многостаночного оборудования. Применение ЭВМ для повышения уровня НОТ. Ознакомление с состоянием вопроса по внедрению автоматизированной системы управления предприятием.

14. Во время прохождения практики студенты выполняют работу по рационализации и изобретательству, изучают структуру службы рационализации и изобретательства на заводе, планирование работ, порядок оформления заявок на рацпредложения, знакомятся с содержанием темника по рационализации и изобретательству по следующим разделам:

- механическая обработка деталей и сборка;

- энергосберегающие технологии, экология окружающей среды.

Студенты знакомятся с состоянием дел по рационализации и изобретательству в цехе и оказывают помощь рабочим в разработке чертежей и составлении описаний на рацпредложения, а также самостоятельно или в соавторстве с рабочими завода подают рацпредложения.

 

15. Стандартизация и контроль качества продукции на предприятии. Студенты знакомятся на предприятии со следующими вопросами:

- структура службы стандартизации на предприятии и ее связь с другими подразделениями предприятия,

- порядок составления и утверждения перспективных и годовых планов по стандартизации на предприятии. Основное со­держание имеющихся планов по стандартизации. Оргтехмероприятия по внедрению и соблюдению стандартов. Статистическая отчетность о внедрении стандартов, ее содержание, порядок составления и представления;

- наличие стандартов на предприятии, их содержание и объемы, на которые они распространяются. Продукция, выпускаемая по техническим условиям, требования, регламентированные ТУ;

- работа, проводимая на предприятии по унификации и типизации. Сокращение номенклатуры и марок материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий. Применение рядов предпочтительных чисел;

- учет применяемости стандартизированных, унифицированных деталей и сборочных единиц. Показатели оценки уровня стандартизации, принятые на предприятии; организация обеспечения цехов и служб предприятия документацией по стандартизации, внесение в нее изменений. Порядок ввода в действие и отмены нормативно-технической документации на предприятии;

- организация учебы и консультаций ИТР и рабочих по вопросам стандартизации и качества продукции. Пропаганда вопросов стандартизации и качества продукции на предприятии, наглядная агитация;

- распределение выпускаемой продукции по категориям качества. Продукция, получившая сертификат качества. Мероприятия предприятия по улучшению качества выпускаемой продукции. Проведение заводской аттестации качества продукции.

16. По правовым вопросам предлагается следующее:

- ознакомиться с юрисконсультской службой на предприятии;

- ознакомиться с практикой применения хозяйственного законодательства, заключения и выполнения хозяйственных договоров;

- ознакомиться с практикой применения хозяйственного законодательства, заключения и выполнения хозяйственных договоров;

-ознакомиться с порядком проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов машиностроительных предприятий;

- ознакомиться с практикой применения трудового законодательства на заводе: порядок приема на работу, расторжение трудового договора, соблюдение рабочего времени, соблюдение норм отдыха, возмещение материального ущерба, дисциплина труда (дисциплинарная практика), рассмотрение трудовых споров;

- овладеть навыками организационной работы в коллективе, навыками проведения собраний на участке, в цехе и т.п.:

- приобретение опыта по руководству работой семинара и технико-экономического образования;

- привитие умения работы с творческой молодежью на участке, в бригаде, цехе для вовлечения их в рационализаторскую и изобретательскую работу.

По прибытии на завод студент обязан.

- ознакомиться с общественными организациями, их структурой, формами и методами работы и задачами, которые предстоит решить в деле воспитания и мобилизации коллектива по выполнению производственного плана;

- ознакомиться с формами и методами работы по укреплению трудовой дисциплины;

- ознакомиться с обобщением опыта передовиков производства, новаторов, лучших рационализаторов, изобретателей, наставников молодежи, их влиянием на трудовое воспитание коллектива;

- изучить историю развития завода.

В области воспитательной работы студент обязан:

- изучить ее содержание и организацию проведения в цехе, отделе, заводе,

- принимать участие во всех проводимых мероприятиях на участке, цехе, заводе:

- принять активное участие в выпуске информационных листков;

- принять активное участие в организации и проведении субботников и других массовых мероприятий;

- участвовать в подготовке и проведении собраний на участке, цехе, заводе;

- участвовать в спортивных соревнованиях, проводимых цехом, отделом, заводом.

Вся проводимая работа по общественно-организационной практике фиксируется в дневнике прохождения практики.

17. Вопросы художественного конструирования. Принципы организации рабочего места и гигиена труда. Анализ рабочего места и гигиена труда. Анализ рабочего места станочника. Описание промышленного интерьера участка, цеха, рекомендации по его улучшению. Цветовое решение отдельных элементов производственной среды.

Анализ системы управления одного из металлорежущих станков. Предложить свою компоновку пульта управления станком. Принципы совместной работы художника-конструктора и инженера-конструктора в процессе проектирования. На конкретном примере дать анализ соотношения унитарного и эстетического (пользы и красоты) в изделиях различного назначения.

18. Вопросы правовой охраны природы. Определение классности предприятия в зависимости от характера его производства Мероприятия по охране окружающей среды в производственной деятельности предприятия.

 

19. Вопросы ресурсосбережения и экологической безопасности на участке, цехе, заводе. Измерение вредных воздействий на участке на работников. Вопросы утилизации оборудования с истекшим ресурсом и вышедшим из строя по разным причинам.

В период практики руководитель практики от предприятия способствует глубокому изучению и анализу данных по теме курсового задания путем квалифицированных консультаций и оказывает содействие в сборе исходных материалов для курсовых проектов. В плане тем курсовых заданий целесообразно привлекать студентов для разработки технических вопросов при конструировании, расчете и модернизации технологической оснастки и по совершенствованию техпроцессов.

По завершении практики проводится защита в виде дифференцированного зачета. Оценка по практике определяется глубиной приобретенных знаний, качеством отчета, оценкой практики руководителями от предприятия, содержанием ответов на вопросы комиссии.

Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите направляется повторно на практику.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.