Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возрастная периодизация






На сегодняшний день, к сожалению, не существу­ет единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека, хотя в разное время предпринимались многочисленные попытки созда­ния возрастной периодизации. В результате этого появилось множество различных классификаций, а единой классификации так и не было создано. Вмес­те с тем можно отметить и наличие общих тенденций в различных возрастных периодизациях, а также бли­зость некоторых из них между собой.

В классификации Дж. Биррена (Birren, 1964) выде­ляются восемь фаз жизненного развития человека.

Первая фаза — младенчество, охватывает период до 2 лет.

Вторая фаза — предшкольный возраст, от 2 до 5 лет. Третья фаза — детство, 5 — 12 лет. Четвертая фаза — юность, 12-17 лет. Пятая фаза — ранняя взрослость, 17-25 лет. Шестая фаза — зрелость, 25-50 лет. Седьмая фаза — поздняя зрелость, 50-75 лет. Восьмая фаза — старость, от 75 лет и далее.

По мнению Б. Г. Ананьева, недостатком этой клас­сификации является то, что здесь не выдерживается единый принцип дифференциации. Выделение вто­рой фазы (предшкольный возраст) происходит не по возрастному критерию, как в остальных случаях, а по социально-педагогическому признаку. Заметим, что такое смешение критериев возрастной периодизации характерно не только для классификации Дж. Бир­рена, но является достаточно распространенным явлением (например, Bromley D., 1966; Люблин­ская А., 1959; и др.). Проведя многоаспектный анализ различных подходов к возрастной периодизации, Д. И. Фельдштейн, так же как и Б. Г. Ананьев, обра­щает внимание на некорректность построения пери­одизации развития, когда в ее основе лежат разные принципы дифференциации — по возрасту (младен­чество, детство и т. д.) и по роду деятельности (дош­кольный, школьный и т. д.).

В классификации Д. Бромлея (Bromley D., 1966) выделяются пять циклов развития: внутриутробный, детство, юность, взрослость, старость. При этом каж­дый цикл в свою очередь подразделяется на несколь­ко стадий.

Цикл «детство» охватывает три стадии; младен­чество (от рождения до 18 месяцев), дошкольное дет­ство (от 18 месяцев до 5 лет), раннее школьное дет­ство (от 5 лет до 11-13 лет).

Цикл «юность» подразделяется на две стадии: старшее школьное детство (от 11 до 15 лет), поздняя юность (от 15 лет до 21 года).

Цикл «взрослость» состоит из трех стадий: ран­няя взрослость (от 21 года до 25 лет), средняя взрос-

лость (от 25 до 40 лет), поздняя взрослость (от 40 до 55 лет).

В качестве особой переходной стадии выделяется предпенсионный возраст (от 55 до 65 лет). Цикл «ста­рость» начинается от 65 лет и включает в себя также три стадии: отставка (от 65 лет), старый возраст (от 70 лет), третья стадия, обозначаемая как финиш, по существу включает в себя период старческих болез­ней и умирания.

В классификации Э. Эриксона выделяются следу­ющие возрастные этапы, стадии психосоциального развития:

от рождения до 1 года (младенчество, или ораль­но-сенсорная стадия),

от 1 года до 3 лет (раннее детство, или мышечно- апальцам стадия),

от 3 до 6 лет (возраст игры, или локомоторно-ге-нитальная стадия),

от 6 до 12 лет (школьный возраст, или латентная стадия),

от 12 до 19 лет (подростковый и юношеский воз­раст),

от 20 до 25 лет (ранняя зрелость),

от 26 до 64 лет (средняя зрелость),

от 65 лет (поздняя зрелость).

В одной из распространенных современных меж­дународных классификаций (Квинн В., 2000) выде­ляются следующие возрастные этапы:

младенческий возраст — от рождения до 3 лет, раннее детство — от 3 до 6 лет, детство — от 6 до 12 лет,

подростковый (юношеский) возраст — от 12 до

18 лет,

молодость — от 18 до 40 лет, зрелый возраст — от 40 до 65 лет, пожилой возраст — от 65 лет.

В современном фундаментальном издании по пси­хологии развития Г. Крайг (Craig G., 1996, 2000) при­водится периодизация хотя и близкая к вышеуказан­ной, но не совпадающая с ней полностью. Здесь вы­деляются следующие возрастные этапы:

младенческий возраст — от рождения до 2 лет, раннее детство — от 2 до 6 лет, среднее детство — от 6 до 12 лет, подростковый и юношеский возраст — от 12 до

19 лет,

ранняя взрослость — от 20 до 40 лет, средняя взрослость — от 40 до 60 лет, поздняя взрослость — от 60 лет и далее.

Поскольку нам необходимо придерживаться в этой книге какой-то определенной периодизации, прове­дем краткий сравнительно-сопоставительный анализ. Какой же возраст скрывается за всеми этими слова­ми — младенчество, детство, подростковый период и т. д., насколько близки или далеки друг от друга раз­личные классификации?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.