Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальное развитие и игра






Фрагмент карточки развития, фиксирующей поведение ребенка

3. Воздерживайтесь от оценочных суждений. На­пример, можно сказать: «Петя капризничает, потому что мама не задерживается с ним, когда приводит его в детский сад» (в высказывании содержится скрытый упрек матери). А можно и так: «Кажется, Петя быст­рее успокаивается в те дни, когда маме удается задер­жаться с ним на несколько минут».

Можно порекомендовать и родителям вести такие карточки наблюдения.

Значимая информация может быть извлечена из беседы с ребенком, которую обычно рекомендуют при работе с детьми в возрасте от 6 до 15 лет. По мне­нию Н. А. Русиной и В. А. Урываева, темами для бе­седы могут быть:

семья: ее члены и отношения между ними, тер­пимость, предпочтения, интимность, доминантность, зависимость, агрессия, интенсивность—экстенсив­ность и активность—пассивность отношений, рев­ность, зависть, конфликт и т. д.;

родители: воспитательные методы и родитель­ские позиции, взгляды, интересы, перспективы ре­бенка;

участие в домашней работе: ее содержание, систематичность и самостоятельность;

свободное время: количество и качество про­ведения, под присмотром родителей, спонтанное или в группе; друг противоположного пола; интересы, увлечения;

самооценка: общая самооценка, внешний вид, способности; надежды, идеалы; удовлетворенность собой, ожидания;

школа: ход обучения, как оно протекает, смена школы, привязанность к школе. Учеба: успеваемость, поведение, предпочитаемые предметы, отношение к экзаменам (уровень напряжения). Уровень притяза­ний. Одноклассники: статус в классе, друзья и враги, взаимоотношения. Учителя: восприятие учеником

отношения учителей к себе и другим ученикам, сте­пень популярности, наличие конфликтов;

страхи и опасения: наличие и объекты стра­хов, ночные страхи)

состояние здоровья: хронические заболевания, самооценка состояния здоровья (Русина Н. А., Уры-ваев В. А., 1998).

По результатам наблюдения и беседы с ребенком можно сделать обоснованные заключения о его пси­хологических особенностях. При этом следует дать оценку темперамента ребенка и его характера. Оце­нивая характер, обращайте внимание на отношения ребенка к другим людям, сверстникам, взрослым, к делу, к самому себе.

Другая группа методов изучения ребенка — это эксперимент.

Для врача и педагога наиболее приемлемой фор­мой эксперимента может стать исследование с помо­щью тестов. Тест — это стандартизированное задание для определения развития у ребенка различных пси­хических процессов. К положительным сторонам те­стирования обычно относят:

— возможность определения нормы развития;

— возможность проведения повторных, т. е. срав­нительных испытаний;

— возможность одномоментного сбора большого объема материала;

— отсутствие длительной специальной подготовки.

В то же время у тестов есть свои недостатки, огра­ничивающие их применение. Детская и возрастная психология богата разнообразными тестовыми про­цедурами. Среди них немало надежных, хорошо за­рекомендовавших себя. Однако чаще всего практичес­ки применимыми могут быть только экспресс-мето­дики. Они просты в употреблении, не требуют длительной обработки данных, сложного и разверну­того анализа полученных сведений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.