Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностика возрастного развития






Вопрос о необходимости диагностики развития был впервые сформулирован Л. С. Выготским и фактичес­ки остается сегодня в том же виде. И не потому, что он потерял свою актуальность. Возможность ставить диа­гноз психического развития ребенка имела бы огром­ный практический смысл, если бы была создана реаль­ная основа для того, чтобы целенаправленно форми­ровать психическое здоровье. Однако воз и ныне там. Чтобы понять встающие перед исследователями труд­ности, разберемся в сути диагностики развития.

Диагностикой развития называют систему иссле­довательских приемов, задача которых — определе­ние реального уровня развития, достигнутого ребен­ком. При определении реального уровня развития мы фиксируем плоды развития, то есть то, что уже со­зрело и завершило свой рост. Нам известны такие закономерности развития, как неравномерность и ге- терохронность (разновременность) созревания от­дельных сторон личности и ее свойств. Поэтому важ­но оценить не только то, что уже созрело, но и то, что еще только созревает. В первую очередь это, конечно, относится к детям, ведь очень немногие психические функции завершают процесс своего созревания в дет­ском и подростковом периоде.

Определение не созревших на сегодняшний день, но находящихся в периоде созревания процессов и функций и составляет вторую, самую главную и труд­ную задачу диагностики развития. Эта задача реша­ется нахождением зоны ближайшего развития.

Итак, мы сталкиваемся с двумя задачами диагнос­тики психического развития:

— определение реального уровня психического развития ребенка;

— определение зоны ближайшего развития.

Проиллюстрируем сказанное. С целью диагности­ки интеллектуального развития ребенку предлагают ряд задач нарастающей трудности, стандартизирован­ных по годам (месяцам) жизни. Определяется пре­дел трудности задач, доступных для него, и соответ­ствующий стандартный возраст. Тем самым устанав­ливается реальный умственный возраст.

Диагностика развитиясистема иссле­довательских приемов, задача которых — определение реального уровня развития, до­стигнутого ребенком.

Зона ближайшего развития -- это об­ласть еще несозревших, но созревающих психи -ческих процессов. Зона ближайшего развития определяет перспективу развития ребенка.

Сенситивный период — оптимальный с точки зрения внутренних и внешних условий пе­риод для развития тех или иных психических процессов и свойств.

Если при этом мы хотим установить зону ближай­шего развития ребенка, то должны предложить ему следующую по уровню трудности задачу, и посколь­ку ребенок уже не в состоянии решить ее самостоя­тельно, мы (взрослые) либо показываем, либо сами начинаем решать задачу, а далее смотрим, сможет он самостоятельно закончить ее решение или нет. К при­меру, реальный уровень умственного развития двух детей соответствует 8 годам. Но, определяя зону бли­жайшего развития, мы установили, что один ребенок с помощью взрослого решает задачи, приуроченные к 12 годам, а другой в состоянии продвинуться в со­трудничестве со взрослым лишь до 9-летнего стандарт­ного возраста. Следовательно, в нервом случае зона ближайшего развития составляет 4 года, а во втором случае только 1 год.

Есть ли еще причины, побуждающие к определе­нию зоны ближайшего развития? Одна из важнейших состоит в определении оптимальных сроков обуче­ния детей. Чтобы организовать полноценное и здо­ровое развитие ребенка, необходимо знать средние границы сенситивного периода для освоения различ­ных видов деятельности. Однако границы сенситив-ности весьма индивидуальны для каждой человечес­кой личности. Важно при этом помнить, что обучение опирается не столько на уже созревшие психические процессы, сколько на созревающие.

Итак, определение актуального или реального уровня развития ребенка и зоны ближайшего разви­тия вместе составляют то, что принято называть нор­мативной возрастной диагностикой. Что же состав­ляет предмет диагностики развития ребенка и како­вы ее методы?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.