Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 4. Получилось так, что в тот год, когда мы с Ричардом встретились в мексиканском ресторанчике, я изучал книги Исход и Числа
Если бы «Если бы...» - говорил Ричард. Если бы Бог взял и разрешил эти три проблемы — вот тогда бы вера наша расцвела, как зелень весной. Ведь так? Получилось так, что в тот год, когда мы с Ричардом встретились в мексиканском ресторанчике, я изучал книги Исход и Числа. Несмотря на то, что вопросы, заданные Ричардом, тревожили меня постоянно, я далеко не сразу обнаружил одну интересную параллель. И вот однажды меня осенило: в Исходе описывается мир, который так хотел увидеть Ричард! Там Бог являл себя людям практически ежедневно. Он поступал со всеми по справедливости и говорил так, что всем было слышно. Его даже можно было увидеть! Резкий контраст между тем, что было во времена израильтян, и что мы видим сейчас, заставил меня серьезно задуматься над тем, как Бог управляет этим миром. Я вновь вернулся к трем главным вопросам. Если Бог может поступать со всеми вполне справедливо, делать так, что Его слышно и видно, то почему же Он сегодня как будто стоит в стороне и ничего не делает? Возможно, ключ к разгадке находится в повествовании о странствованиях израильтян в пустыне. Вопрос: Неужели Бог несправедлив? Почему Он не наказывает злых людей и не воздает по заслугам добрым? Почему столько ужасного происходит со всеми без разбора — и хорошими, и плохими? Представьте себе мир, где каждый человек испытывал бы слабый приступ боли при каждом совершаемом им грехе и приятное ощущение при каждом добром поступке. Представьте мир, в котором человека, пропагандирующего лжеучение, мгновенно поражала бы молния с неба, в то время как у тех, кто следует учению апостолов, в мозгу постоянно вырабатывался эндорфин, стимулирующий удовольствие. В Ветхом Завете рассказывается об одном подобном эксперименте по «улучшению поведения»: Божий завет с израильтянами. В пустыне Синай Бог наказывал и вознаграждал людей строго по закону. Он собственноручно подписался под правилом, требующим от израильтян лишь одного: исполнения установленного Им закона. Затем Он огласил Моисею условия Своего соглашения.
Если народ проявит послушание, то, как говорил Моисей Бог «поставит их выше всех народов» на земле; они всегда будут «только на высоте, а не внизу». Действительно, израильтянам была обещана жизнь, полная безмятежности, лишенная каких бы то ни было несчастий и разочарований. С другой стороны, вот к чему приведет непослушание: «И будешь ужасом, притчею и посмешищем у всех народов, к которым отведет тебя Господь... За то, что ты не служил Господу, Богу твоему, с веселием и радостью сердца, при изобилии всего, будешь служить врагу твоему, которого пошлет на тебя Господь, в голоде, и жажде, и наготе и во всяком недостатке». Я читал далее, пытаясь найти в книгах Иисуса Навина и Судей конечный итог завета, построенного на системе «справедливых» вознаграждений и наказаний. Всего за пятьдесят лет Израиль пришел в состояние полной анархии. Оставшаяся же часть Ветхого Завета в основном рассказывает о том, как в Израиле сбываются многочисленные проклятия, а вовсе не благословения. Несмотря на все щедрые преимущества завета с Богом, Израиль так и не смог жить в послушании Богу и не выполнил условий договора. Много лет спустя, когда авторы Нового Завета рассматривали эту историю, они не говорили о завете, как о примере единственно верного вида отношений людей с Богом. Наоборот, они показали: это был нам всем урок, доказавший, что люди никогда не смогут в точности исполнять все Божьи условия. По их мнению, возникла необходимость в новом договоре («завете») с Богом, основанном на прощении и милости. Именно с этой целью и был написан Новый Завет. Вопрос: Неужели Бог молчит? Если нам так важно исполнять Его волю, то почему бы Ему не открыть ее нам самым явным образом? Сегодня многие заявляют, что слышат голос Бога. Одни из них - сумасшедшие, как, к примеру, тот ненормальный, который по «Божьему указанию» однажды бросился с молотком в руках на «Пиету» Микеланджело; или же убийца президента, заявивший, что сделал это по прямому повелению Бога. Другие, хоть и искренни, но заблуждаются, как, например, шестеро совершенно незнакомых мужчин, заявивших писательнице Джони Эрексон, что Бог повелел им на ней жениться. По сей день существует множество людей, продолжающих дело, начатое пророками и апостолами, которые несут людям Слово Божье. Как же нам быть уверенными в том, что слышимое нами идет действительно от Бога? Из истории со странствованием по пустыне я понял, что тогда Божье руководство было простым и ясным. Что нам делать: сворачивать шатры сегодня и идти дальше или же стоять на месте? Заответом не нужно было далеко ходить, достаточно было взглянуть на облако над скинией. Если облако двигалось, Бог хотел, чтобы Его народ шел дальше. Если оно стояло на месте, идти не нужно было. (Божью волю можно было узнать в любое время суток: ночью облако светилось, подобно огненному столпу). Бог также установил множество других способов являть Свою волю, как, например, бросание жребия Урим и Туммим; однако при этом основная часть решений уже была принята за израильтян. Свою волю Бог изложил им в 613 различных законах, затрагивающих все сферы жизни и поведения: от убийства до способа приготовления козленка в молоке матери. В те дни мало кто жаловался на неясность Божьих повелений. Но имело ли четкое руководство своим результатом абсолютное послушание? По-видимому, нет. «Не всходите и не сражайтесь с аморреями, - сказал Бог, - потому что нет Меня среди вас, чтобы не поразили вас враги ваши». Израильтяне же пошли, сражались с аморреями и потерпели поражение. Они наступали, когда Бог говорил им стоять на месте; в страхе бежали, когда Бог советовал им наступать; дрались, когда им нужно было объявлять мир; и объявляли мир, когда Бог велел им драться. Нарушать все 613 заповедей для них стало в порядке вещей. Для того поколения людей знание Божьей воли несло в себе столько же обид и разочарований, сколько ощущаем мы сегодня от ее незнания. Еще одну интересную деталь я заметил в Ветхом Завете: абсолютная ясность Божьей воли не могла не оказать влияния на веру израильтян. Зачем нам искать Бога, когда Он и так уже Себя нам явил? Зачем делать какие-то усилия веры, когда нам уже обещан результат? Зачем постоянно стоять перед выбором, когда выбор уже сделан за нас? Другими словами, зачем израильтянам вести себя как взрослым, когда можно вечно оставаться детьми? В результате, они и вели себя, как дети, бесконечно ворча на своих вождей, жалуясь на то, что их кормят манной, хныча каждый раз, когда не хватало воды или пищи. Изучив историю израильского народа, я по-другому стал смотреть на четкое Божье водительство. Оно может служить определенной цели — например, помочь перевести через опасную пустыню толпу освобожденных рабов, — но оно вряд ли способствует духовному развитию. В действительности, оно почти упразднило у израильтян необходимость в вере; четкое и ясное руководство лишило людей свободы, сделав процесс принятия решений вопросом послушания, а не веры. За сорок лет странствований по пустыне израильтяне не оправдали надежд на послушание настолько, что Бог был вынужден со следующего поколения начинать все сначала. Вопрос: Неужели Бог скрывается от нас? Почему бы Ему не показаться нам явно, лишив тем самым скептиков всех поводов для сомнения? То, что хотел узнать советский космонавт, пытаясь увидеть Бога в темноте космоса, то, что хотел узнать Ричард, молясь в своей комнате в два часа ночи, — это непреодолимое желание всей нашей эпохи. Нам нужны доказательства, улики, личное явление; чтобы Бог, о котором мы так много слышим, показался нам Сам. То, чего мы все так страстно желаем, однажды уже происходило. Бог действительно на время являл Себя, и человек мог разговаривать с Ним, стоя лицом к лицу, как с другом. Они встречались, Бог и Моисей, в шатре, поставленном в стороне от израильского стана. Встречи эти не являлись секретом. Всякий раз, когда Моисей направлялся к шатру, весь лагерь сбегался посмотреть на это зрелище. Облачный столп, признак явного Божьего присутствия, преграждал вход в шатер. Никто, кроме Моисея, не знал, что внутри; никто не хотел этого знать. Единственное, что израильтяне знали: близко подходить нельзя. «Говори ты с нами, и мы будем слушать, — говорили они Моисею, — но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть». После каждой такой встречи, выходя из шатра, Моисей весь светился, как инопланетянин. Люди же боялись смотреть на него до тех пор, пока он не надевал на себя верхнюю одежду. В те дни трудно было встретить атеиста. Не писали в то время и пьес о том, как человек всю жизнь ждет Бога, а Он не приходит. Стоя рядом со скинией собрания или же глядя на гору Синай, израильтяне воочию видели доказательства Божьего присутствия. Любой скептик мог лично взобраться на гору, дотронуться до облаков, и в одно мгновение все его сомнения развеялись бы. С другой же стороны, происходившие в то время события сводят на нет любую веру. Когда Моисей вновь взошел на гору, покрытую облаком Божьего присутствия, эти люди, пережившие десять казней египетских, пересекшие по суше Красное море, пившие воду из скалы, получавшие в пищу манну с небес, — эти самые люди не захотели больше ждать, возмутились и забыли про Бога. Когда Моисей спустился к ним, они, как дикари, плясали вокруг золотого тельца. Бог не играл в прятки с израильтянами; перед ними были все доказательства Его существования. Но, как это ни поразительно, Божья открытость оказала воздействие, диаметрально противоположное желаемому. Мне самому в это трудно было поверить. Ответом израильтян были не любовь и поклонение, а страх и противление. Видимое присутствие Бога не укрепило их веру. *** Все жалобы Ричарда я разделил на три вопроса. Книги Исход и Числа научили меня тому, что самое быстрое решение не в состоянии раз и навсегда уничтожить проблему разочарования в Боге. Израильтяне, воочию видевшие ослепительный свет Божьего присутствия, были, как оказалось, самыми непостоянными людьми. Десять раз в течение своего странствования они восставали против Бога. Даже находясь у самых границ земли обетованной, они все еще с ностальгией вспоминали о «старых добрых временах» египетского рабства. Все это дает нам возможность ясно понять, почему Бог открыто не вмешивается в нашу жизнь сегодня. Некоторые христиане мечтают о мире, исполненном Божьих Чудес и знамений. Я то и дело слышу проповеди, полные тоски по чудесам вроде открытия дна Красного моря, десяти казней египтян или же манны с небес, когда проповедники явно желают, чтобы Бог проявил Себя таким же образом и сегодня. Однако опыт израильтян должен заставить нас над многим задуматься. Будут ли чудеса укреплять нас в вере? Может и будут, но такая вера Богу не нужна. Израильтяне показали нам, что знамения воспитывают лишь веру в знамения, но не в Бога. Израильтяне, конечно, были в то время довольно примитивным народом, они только что вырвались из рабства. Но во всех этих библейских историях очень много общего с нами. Израильтяне вели себя так, как, по словам Фредерика Бюхнера, «ведут себя все остальные, только более открыто». Закончил я свое исследование со смешанными чувствами удивления и замешательства. Я был удивлен тому, что с решением проблем справедливости, молчания и невидимости Бога, в жизни человека мало что меняется. В замешательство я пришел, когда размышлял над деятельностью Бога на земле. В моей голове неожиданно возникли вопросы: неужели Бог изменился? неужели отступил или отошел на задний план? Когда Ричард еще в первый раз был у меня в гостях и рассказывал свою историю, он вдруг посмотрел вверх и в порыве гнева сказал: «Бог даже Себе не представляет, что Он вытворяет с этим миром!» Что делает Бог? К чему весь этот эксперимент над человечеством? Что Ему нужно от нас? В конце концов, чего нам ждать от Него? «Мог ли Бог явить мне Себя, не причинив мне вреда и не оставив места сомнению? Если бы не было места сомнению, не было бы места и мне».
|