Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бюджетирование






бюджет - это сбалансированный и скоординированный по всем подразделениям (центрам ответственности) план в денежном и натуральном выражении, который подготовлен для оп­ределенного периода.

Бюджет чаще всего составляются на огра­ниченный период, обычно не более чем на год, с подразделением на более короткие периоды: квартал, месяц, неделя.

Бюджет определяет:

- планируемый результат и эффективность, которые должны быть достигнуты;

- затраты, которые долж­ны быть выдержаны в течение этого периода;

- потребность в капитале, который необхо­димо привлечь для достижения цели;

- оптимальную структуру капитала;

- оптимальную цену на выпускаемую продукцию;

- необходимую численность персонала при определенном уровне заработной платы;

- координацию различных видов деятельности, подразделе­ний и отдельных работников;

- контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дис­циплины;

- и многие другие параметры, которыми необходимо руководствоваться при принятии финансово-хозяйственных решений в планируемом периоде.

Конкретную структуру бюджета выбирает разра­ботчик с учетом индивидуальных особенностей предприятия, для которого он составляется. Однако всегда нужно следовать основному правилу: информация, содержащаяся в бюджете, долж­на быть точной, определенной и пригодной для использования, насколько это возможно.

бюджет (ГЛАВНЫЙ БЮДЖЕТ) состоит из двух основных бюджетов - оперативного и финансового.

ОПЕРАТИВНЫЙ БЮДЖЕТ, или иначе текущий бюджет, показывает планируемые операции на предстоящий год для сегмента или отдельной функции предприятия. В процессе его подготовки прогнозируемые объемы продаж и производ­ства трансформируются в количественные оценки доходов и расходов для каждого из действующих подразделений организации. Оперативный бюджет включает в себя:

- БЮДЖЕТ ПРОДАЖ.

- ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ.

- БЮДЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ.

- БЮДЖЕТ ТРУДОВЫХ ЗАТРАТ.

- БЮДЖЕТ ОБЩЕПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РАСХОДОВ.

- БЮДЖЕТ коммерческих И АДМИНИСТРАТИВНЫХ РАСХОДОВ.

- БЮДЖЕТ РАСХОДОВ ПО ПРОДАЖЕ (КОММЕРЧЕСКИХ РАСХОДОВ).

Финансовый бюджет — это план, в котором отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использо­вания.

Финансовый бюджет включает:

- бюджет капитальных за­трат;

- бюджет денежных средств;

- бюджет финансового результата;

- прогноз баланса.

 

МЕТОДИКА БЮДЖЕТирования на ПРЕДПРИЯТИи

Формированию бюджета должен предшествовать выбор стратегии. Поэтому, первым шагом бюджетирования является стратегический анализ, который должен определить систему целей для бюджетирования.

Далее последовательно выполняется:

1. Маркетинговый анализ, который должен дать ответы на следующие вопросы: Какие тенденции складыва­ются на рынке? Как влияют на выбранную стратегию общеэкономичес­кие, отраслевые факторы? Каково влияние конкурентов и д.

2. Определение организационной структуры, которая необходима для решения поставленных целей, реализации прикладных исследований, дизайна, производства, распределения, маркетинга и административной деятельности;

3. Определение финансовой структуры;

4. Оценка риска, включая риск альтернативные стратегии;

5. Опре­деление последовательности действий, если реализовать новацию не удается;

Полученная информация используется для составления бюджета на год и долгосрочного (прогнозного) бюджета.

Отправной точкой формирования бюджета является бюджет продаж, на базе которого может быть определена производственная программа (бюджет производства).

После того, как определена производственная программа, может быть составлен бюджет использования материалов и комплектующих, бюджет исполь­зования основного производственного персонала и бюджет косве0нных про­изводственных расходов и т.п.

Далее определяется себестоимость производства одного из­делия.

Поскольку запасы готовой продукции оцениваются по себестоимости их производства, составляется бюджет складских остатков на конец планового года. Складские остатки будут состоять из запасов готовых изде­лий и запасов сырья и комплектующих. Запасы сырья и материалов оце­ниваются по цене приобретения с учетом налога на добавленную стоимость.

Следующим этапом формирования бюджета является расчет себестои­мости реализованной продукции.

Оценив затраты производственного цикла, формируется бюджет мар­кетинговых иадминистративных расходов, который включает в себя затраты, необходимые для ведения бизнеса, но не участвующие в про­цессе производства продукции.

В результате расчетов имеется полная информация о доходах (бюджет про­даж) и связанных с ними затратах (бюджет себестоимости реализованной продукции и бюджет маркетинговых и административных расходов), поэтому можно составить бюджет финансового результата (план прибылей и убытков в плановом периоде), что и является завершающим шагом составления операционного бюджета (operation budget).

Второй стадией формирования бюджета является составление фи­нансового бюджета, который включает в себя бюджет капи­тальных затрат (реализующий долгосрочные цели фирмы), бюджет дви­жения денежных средств (отражающий денежные доходы и расходы пред­приятия в плановом году), бюджет денежных потоков, плановый баланс на конец планового периода.

УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ

Затраты, это стоимость материальных и трудовых ресурсов необходимых для производства той ли иной продукции, работы или услуги с целью получения прибыли, которая должна быть компенсирована.

Затраты без компенсации становятся потерями.

Категории затрат

В свою очередь затраты подразделяются на:

Экономические затраты – затраты при наилучшем использовании ресурсов, с максимальной выгодой (затраты упущенных возможностей).

Бухгалтерские затраты – фактические документированные затраты по рыночным ценам.

Издержки – Компенсационные затраты и потери включая затраты на социальные нужды.

Расходы - затраты определенного периода (регламентируются законодательством).

Если затраты > расходов возникают «запасоемкие затраты» и завышается прибыль к налогообложению.

Объект затрат – подразделение, договор и др. по которому собираются данные о затратах. (По объекту затрат определяют метод калькулирования себестоимости (позаказный, попроцессорный, попередельный и др.).

Носитель затрат – виды продукции по которым определяется себестоимость продукции.

Место возникновения затрат – структурные единицы, которые служат для распределения затрат на постоянные и переменные.

Классификация затрат (управленческий учет)

Признаки классификации Виды затрат
По целесообразности осуществления - производительные - не производительные
По экономическому содержанию - Прямые - Косвенные
По способу включения в расчет финансового результата - Основные - накладные
По степени влияния на взаимосвязь, «финансовый результат – выручка». - Переменные - Постоянные
По роли при принятии управленческого решения - Безвозвратные (потери) - Вмененные (экономические) - Планируемые (релевантные) - Приростные - Маржинальные - Предельные - Регулируемые и др.

 

 

Директ-костинг ……

График безубыточности

 

 

 


График безубыточности наглядно демонстрирует, как можно рассчитать следующие важнейшие финансовые характеристики.

Расчет маржинального дохода (МД) выполняется следующим образом:

,

где:

S - объем продаж товарной продукции;

CV - сумма переменных затрат;

- сумма постоянных затрат;

Р – прибыль;

Точка, при которой выручка покрывает переменные и условно-постоянные затраты, т.е. отсутствует, но прибыли нет, называется порогом рентабельности (ПР) или критической точкой продаж при определенной цене и структуре затрат.

Порог рентабельности может быть определен по формуле:

.

где:

р ед – цена единицы продукции;

N – объем продаж в натуральных единицах.

В натуральных единицах критический объем составит:

Тогда справедливо:

 

Совокупные затраты (СЕБЕСТОИМОСТЬ)

Себестоимость, это либо совокупность затрат либо сумма затрат (регламентированная государством форма):

1. Регламентированная государством форма включения затрат в части расходов для расчета налогооблагаемой прибыли. (Регламентированная себестоимость всегда будет меньше совокупных затрат и не объективно характеризует финансово - хозяйственной деятельности).

2. Себестоимость, включающая совокупные затраты применяется для принятия управленческих решений, реализации ценовой политики и т.п.

 

Объекты калькулирования себестоимости

 

Группировка:

- По видам производства (основное, вспомогательное)

- По месту возникновения (подразделения)

- По видам продукции

 

                 
   
От детали к изделию
 
 
   
Производство запасных частей
 
   
Судостроение
 
   
Машиностроение
 
   
Инструменты
 
 
   
Заказ
 
Ремонт, монтаж
 
   
При последовательной технологии
 
 
   
Химический процесс
 
   
Добыча
 
   
Метталургия
 
 
     
Ремонт, монтаж

 


Современные виды себестоимости:

- Ограниченная;

- Производственная;

- Полная.

Формы себестоимости:

- Плановая (максимально допустимая);

- Нормативная (при наличии нормативного хозяйства);

- Фактическая.

ГРУППИРОВКА МЕТОДов Определения цен на продукцию для планирования

Существуют различные методики определения цен на продукцию, которые можно сгруппировать следующим образом:

1. Определение цен на продукцию с ориентацией на затраты.

2. Определение цен на продукцию на основе ориентации на полезность.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.