Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 9. Эмоции удовольствия






 

Лоретта Стирм и ее дети терпеливо ждали на взлетном поле базы ВВС в Тревисе, пока груп- па военных летчиков выходила из самолета, доставившего их домой, в США. Так как генерал Р о- берт Стирм был старшим среди офицеров, вернувшихся из лагеря для военнопленных в Северном Вьетнаме, то сначала он должен был произнести краткую официальную речь и только потом раз- решить своим боевым товарищам встретиться со своими семьями. Все это время его семья пр о- должала ждать. Фоторепортер Сэл Ведер, удостоенный за эту фотографию Пулитцеровской пре- мии, писал: «Закончив свою речь, он посмотрел вокруг и увидел свою семью, бегущую ему навстречу с распростертыми объятиями и улыбками, выражающими бурную радость». 171 «Ра- дость» – это более подходящее слово, чем «удовольствие» или «счастье» для эмоции, показанной на этом снимке, так как оно говорит о более высокой интенсивности испытываемой эмоции. Од- нако и оно не говорит нам в точности о том, какие именно эмоции удовольствия испытывались этими людьми.

Я уверен, что есть более дюжины эмоций удовольствия, каждая из которых универсальна и

каждая из которых настолько отличается от остальных, насколько отличаются друг от друга пе-

чаль, гнев, отвращение и презрение. Подобно тому как имеется группа особых эмоций, которые

обычно не доставляют нам удовольствия, существует также и группа других особых эмоций, и с-

пытывая которые мы получаем удовольствие. Проблема с использованием слов «удовольствие» и

«счастье» состоит в том, что они недостаточно конкретны;

 

 

171 Глава 9. Эмоции удовольствия

Buell, H. (ed.). 1999. Moments. New York: Black Dog and Leventhal. См. с. 108.


 

 

 

статочно конкретны; они подразумевают единственное состояние разума и чувств, подобно тому как слова «расстройство» и «отрицание» не позволяют узнать, испытывает ли человек пе- чаль, гнев, страх или отвращение. В английском языке нет отдельных слов для всех приятных эмоций, описанных мной в этой главе, и поэтому я заимствовал некоторые слова из других языков для обозначения нескольких важных эмоций удовольствия, которые мы испытываем.

Однако мы пока что мало знаем об эмоциях удовольствия, так как все исследования эмоций, включая и мои, были направлены на изучение эмоций огорчения. Внимание исследователей ко н- центрировалось на эмоциях, когда они вызывали проблемы для других и для нас самих. В резуль- тате мы больше знаем о психических расстройствах, чем о психическом здоровье. Теперь ситуа- ция начинает меняться, так как все чаще акцент делается на том, что называется позитивными эмоциями.172

Я уверен, что мы можем получить большую пользу от лучшего знания и понимания эмоций удовольствия, так как они играют ключевую мотивирующую роль во многих важных областях нашей жизни.

Давайте начнем с сенсорных удовольствий. Есть вещи, которые мы ощущаем приятными на

ощупь; мы также можем испытывать удовольствие от чужого прикосновения, особенно когда оно

исходит от того, о ком мы заботимся, и осуществляется с нежностью и лаской. Есть виды, которые

приятно созерцать, например красивый вид заката солнца. Есть звуки, которые приятно слышать,

например плеск океанских волн, журчание ручья, шум ветра в верхушках деревьев и различные

музыкальные мелодии. При изучении эмоции отвращения мы рассматривали вкусовые ощущения

и запахи отдельно, но сладкий вкус нравится большинству людей, в то время как способность по-

лучать удовольствие от кислого, горького или пряного вкуса, по –видимому, приобретается с года-

ми. Запахи гниения большинство людей считают неприятными, но некоторые высоко ценимые

сорта сыра источают запахи, которые многим кажутся отвратительными. Я полагаю, что сущест-

вуют какие–то универсальные темы и множество усвоенных вариаций для каждого из пяти сен-

сорных удовольствий.

Открытым остается вопрос о том, действительно ли сенсорные удовольствия просто обеспе-

чивают разные пути к достижению того же самого эмоционального опыта и поэтому должны рас-

сматриваться как единая эмоция или же мы должны рассматривать их как пять разных эмоций –

визуальное, тактильное, обонятельное, слуховое и вкусовое удовольствия. Когда–нибудь исследо-

ватели разрешат этот вопрос и определят, действительно ли каждое из этих сенсорных удовольст-

вий различаются по своим субъективным ощущениям, по сигналам, подаваемым другим людям, и

по характерным для них физиологическим изменениям. Пока же я буду рассматривать их как пять

разных эмоций, потому что мое чутье подсказывает мне, что проведенное исследование покажет,

что они различны между собой, причем не только с точки зрения используемого органа чувства.

Мой наставник Сильван Томкинс не считал сенсорные удовольствия эмоциями. Он утвер-

ждал, что эмоция может приводиться в действие практически чем угодно, а каждое из таких удо-

вольствий ассоциируется только с каким–то одним источником сенсорных ощущений. Это не ка-

 

172 See, for example, Synder, C. R. & amp; Lopez, S. J. (eds.). 2002. The Handbook of Positive Psychology. New York: Oxford University Press. Критический анализ этой работы см.: R. Lazarus. Forthcoming. «Does the positivity movement have legs?» Psychological Inquiry.


 

жется мне убедительным, так как внутри любого из сенсорных источников, например такого, как звук, имеется много разных триггеров. Хотя некоторые из них универсальны, многие из них так о- выми не являются, поскольку очень разные вкусы, виды, запахи, прикосновения и звуки вызывают удовольствие как внутри одной культуры, так и в разных культурах.

Психологи Барбара Фредриксон и Кристина Бренниген также доказывали, что сенсорные

удовольствия не должны рассматриваться как эмоции, но при этом они выдвигали другие арг у-

менты.173 Они утверждали, что сенсорные удовольствия просто возникают у нас без требования

оценки, а если нет оценки, то нет и эмоции. Однако я с этим не согласен, так как многие эмоции,

традиционно воспринимаемые как негативные, могут приводиться в действие текущими событи я-

ми, вызывающими сенсорные ощущения. Разве автоматическое удовольствие, которое испытыв а-

ет большинство людей при виде заката солнца, подразумевает проведение оценки в меньшем объ-

еме, чем автоматический страх, который испытывают большинство людей, когда под ним и

ломается стул или когда при переходе улицы они внезапно замечают быстро приближающуюся к

ним машину? Я так не думаю. К тому же большая часть того, что обеспечивает нам сенсорные

удовольствия посредством зрения, слуха, вкуса или обоняния и в меньшей степени посредством

осязания, представляет собой усвоенные триггеры, для срабатывания которых часто требуется

проведение разнообразных оценок. К примеру, удовольствие, которое мы испытываем, разгляды-

вая абстрактную картину Пикассо, не возникает без процессов оценки. Сенсорные удовольствия

очень приятны, и я не вижу причин для того, чтобы не рассматривать их как эмоции.

Одной из простейших приятных эмоций является веселье. Большинство из нас испытывают

веселье от того, что находят смешным; есть очень веселые люди, готовые шутить и развлекаться

без устали. Индустрия развлечений занимается преимущественно тем, что старается вызывать у

людей эту эмоцию и предоставлять им возможность веселиться тогда, когда они этого хотят. Ве-

селье может изменяться по своей интенсивности от слабого до очень сильного, сопровождающе-

гося приступами безудержного смеха и даже слезами.174

Когда все в мире кажется нам правильным, когда мы чувствуем, что нам ничего не нужно менять, 175 то в такие моменты мы бываем спокойными и довольными жизнью. Я не уверен, что

имеется какой–то признак удовлетворенности, появляющийся на лице; возможно, в таком состоя- нии у нас просто происходит расслабление мышц лица. С большей вероятностью удовлетворен- ность может слышаться в голосе. Позднее я объясню, каким образом различия в доставляющих удовольствие эмоциях проявляются в большей степени в голосе, чем на лице.

Возбуждение возникает в ответ на что–то новое и необычное. Томкинс считал, что возбуж- дение является наиболее интенсивной формой проявления чувства интереса, но интерес во многом представляет собой рассудочное, а не эмоциональное состояние. Однако представляется несо- мненным, что исходный интерес может перерасти в возбуждение, особенно когда изменения пр о- исходят быстро или оказываются трудными для реагирования на них, неожиданными или новыми. Непросто определить универсальный триггер или тему возбуждения. Все те, о которых думал я, – катание на горных лыжах, наблюдение за падающими звездами, вероятно, вызывают у некоторых людей ужас. Я полагаю, что часто имеется тесная связь между возбуждением и страхом, даже если ваш страх вызвала опасность, угрожающая не вам, а кому–то другому. Возбуждение имеет свой особый «аромат», отличающей его от всех других приятных эмоций. Возбуждение может также сливаться с гневом, вызывая приступы ярости, или со страхом, вызывая приступы ужаса.

Облегчение, часто сопровождающееся глубоким вдохом и выдохом, представляет собой эмо-

цию, испытываемую нами тогда, когда что–то, вызывавшее у нас сильные эмоции, ослабевает. Мы

испытываем облегчение, когда узнаем, что тест на наличие онкологического заболевания дал о т-

 

 

173 Fredrickson, B. L. & amp; Branigan, С. 2001. «Positive emotions». In T. J. Mayne & amp; G. A. Bonanno (eds.), Emotions: Current Issues and Future Directions. New York: The Guilford Press. См. с. 123-151.

 

174 Рассуждения о юморе см.: Ruch. W. & amp; Ekman, P. 2001. «The expressive pattern of laughter»: A. W. Kaszniak

(ed.), Emotion, Qualia, and Consciousness. Tokyo: Word Scientific Publisher. См. с. 426-443. См. также: Bachorowski, J.

& amp; Owren, M. J. 2001. «Not all laughs are alike: Voiced but not voiced laughter readily elicits positive affect».

Psychological Science, 12: 252-257.

 

175 Я не имею в виду настроение, при котором человек чувствует себя расслабленным, спокойным и удовлетворен- ным в течение нескольких часов, о чем рассказывалось на с. 75–76.


 

рицательный результат, когда находим нашего ребенка, потерявшегося на несколько минут в то л- чее магазина, когда узнаем, что успешно сдали трудный экзамен, который вполне могли бы пров а-

лить. Облегчение может также возникнуть после положительно оцениваемых ощущений, напр и- мер, облегчение после испытанного сексуального напряжения и возбуждения после оргазма, иногда смешанного с облегчением, испытываемым в том случае, если изначально имелась неуве- ренность в своих силах. Страх часто является предшественником облегчения, хотя и не всегда, так как то, что пугает нас, может устраняться не до конца. Моменты страдания могут предшествовать возникновению облегчения, когда кто–то успокаивает и утешает нас в нашем горе. Моменты по- лучения сильного удовольствия также могут предшествовать возникновению облегчения. Не- обычность облегчения состоит в том, что оно не является изолированной эмоцией. В отличие от всех других эмоций ему обязательно должна предшествовать какая–то другая эмоция.

Еще одной приятной эмоцией является изумление. 176 О нем мы знаем очень мало, хотя опыт

сильного изумления, испытанного мной пятнадцать лет тому назад, привел меня к мысли о том,

что оно является самостоятельной эмоцией.177 В течение пятиминутной беседы с Ричардом Шеч- нером, профессором театроведения Нью–Йоркского университета, я обнаружил много совпадений в наших биографиях, фактически даже слишком много, чтобы их можно было бы сразу осознать. Мы оба выросли в Ньюарке, штат Нью–Джерси. Мы оба посещали одну и ту же начальную школу, но никогда не сталкивались друг с другом, так как Ричард был на год младше меня. Мы оба пере- ехали в одно и то же городское предместье и поселились на одной улице! Даже когда я пишу об этом сейчас, я начинаю испытывать изумление, которое я испытал во время нашей беседы. Роди- тели Ричарда купили наш дом у моего отца после смерти моей матери, и Ричарду досталась ко м- ната, которая когда–то была моей спальней!

Определяющими характеристиками изумления являются его редкость и вызываемое им оше-

ломление чем–то непостижимым. В отличие от большинства других авторов, писавших об изум-

лении, я полагаю, что его важно отделять от страха, хотя эти две эмоции могут сливаться, когда

мы испытываем угрозу чего–то непреодолимого, трудного для понимания или осознания. Это

очень сильное и по своей сути приятное ощущение. Почти все, что является невероятным, неп о-

стижимым и захватывающим, может быть источником изумления. Мы не понимаем, что это такое

или как это могло случиться, но мы этим не испуганы, если только это не создает угрозу нашей

безопасности, потому что в таком случае мы испытываем затем также и страх.

Как утверждали Дачер Келтнер и Джонатан Хейдт в своей теории возникновения благогове-

ния (слово, которое они и другие авторы используют для описания сочетания изумления и страха),

оно

вызывается «объектами, которые с трудом постигаются нашим разумом…»178 Возможно, изумление было нередким на ранних этапах человеческой истории, когда люди гораздо хуже п о- нимали окружавший их мир. До сих пор не проводилось практически никаких научных исследо- ваний изумления, поэтому вы легко можете представить, как трудно было бы создать условия для возникновения изумления в лаборатории, где оно могло бы быть тщательно измерено.

Дарвин писал о мурашках (гусиной коже), появляющихся при изумлении, и это является од-

ним из самых сильных физических ощущений, ассоциируемых с этой эмоцией. С учетом личного

опыта я полагаю, что покалывание в локтях и в области задней стороны шеи также возникает при

возникновении у нас изумления. Возможно также изменение дыхания, но не в виде однократного

вздоха облегчения, а в виде глубоких вдохов и выдохов. Возможно также покачивание головой как

проявление скепсиса и недоверия. Пока что неизвестно, появляются ли характерные сигналы

изумления на лице, в голосе или в движениях тела.

Восхищение людьми или признание их харизматическими личностями вызывают чувства,

родственные изумлению, но я вновь утверждаю, что эти чувства будут особыми. Восхищение не

 

176 Ранее я использовал термин «благоговение» для того, что теперь я называю изумлением. Это изменение было вызвано тем, что писательница Клаудия Сорсби указала мне на то, что благоговение в соответствии с определением, данным в Oxford English Dictionary содержит в отличие от изумления элемент страха и опасения.

 

177 Ekman, P. 1992. «An argument for basic emotions». Cognition and Emotion, 6: 169-200.

 

178 Keltner, D. & amp; Haidt, J. Forthcoming. «Approaching awe, a moral, aesthetic, and spiritual emotion». Cognition and

Emotion.


 

вызывает тех же внутренних ощущений, которые вызывает изумление, – мурашек по коже, изме- нений дыхания, вздохов или покачиваний головой. Мы готовы следовать за воодушевляющими нас людьми, мы испытываем преданность им, но, когда мы испытываем изумление, мы держимся спокойно и не чувствуем себя обязанными что–то делать. Вспомните о реакции людей в фильме

«Близкие контакты третьего вида», когда они видят огни космических кораблей.

Экстаз, или блаженство, т. е. состояние безграничного восторга, достигаемое одними по-

средством медитации, другими посредством слияния с природой, а третьими через опыт сексуаль-

ных отношений с возлюбленной или возлюбленным, может рассматриваться как еще одна прият-

ная эмоция. Подобно возбуждению и изумлению, экстаз вызывает исключительно сильные

переживания, а не просто переживания, которые человек может испытывать в малых количествах

и с малой интенсивностью.179

Дженнифер Каприати, фотография которой показана на с. 242, только что выиграла откры-

тый чемпионат Франции по теннису.

 

 

 

Она добилась чего–то фантастического, чего–то невероятно трудного, особенно с учетом то- го, что ей на несколько лет пришлось уйти из профессионального спорта из–за проблем личного характера. Каким словом можно описать ее состояние? Мы могли бы сказать, что она чувствует себя великой, радостной или счастливой, но эти слова подразумевают слишком много приятных эмоций. Она столкнулась с серьезным вызовом и сумела дать на него достойный ответ. Это гораз- до больше, чем ощущение удовлетворенности, это своего рода гордость, хотя такое слово охват ы- вает слишком широкий набор понятий. В этой эмоции содержится ощущение того, что человек сумел достичь какой–то трудной цели, и это ощущение достигнутого результата оказывается очень приятным и неповторимым. Другим людям не нужно знать о вашем достижении, вы насл а- ждаетесь им сами. Итальянский психолог Изабелла Поджи называет эту эмоцию, не имеющую английского названия, словом fiero. 180

Поза Каприати на этом снимке похожа на позы многих других спортсменов, сфотографиро- ванных после одержанной трудной победы, хотя спорт не является единственным вызовом, спо- собным привести в

действие ваше fiero. Я испытываю fiero, когда нахожу решение сложной интеллектуальной

задачи. Рядом со мной нет аудитории, восторженного поклонения которой я бы добивался. Fiero

требует наличия трудной проблемы и очень позитивного восприятия себя самого в момент дости-

жения цели. «Триумф» вряд ли будет правильным словом для описания этой эмоции, потому что

он подразумевает победу в состязании, но такая победа является лишь одним из контекстов, в ко-

торых будет ощущаться fiero.

 

 

179 Спасибо Пролу Кауфману, указавшему мне, что я пропустил эту эмоцию.

 

180 Я консультировался у другого итальянского эксперта по эмоциям, который подтвердил, что fiero вероятно, явля- ется наилучшим словом для описания того, что я имею в виду, хотя он также назвал и другое возможное слово – appagato. Я выбрал fiero потому что его звучание лучше соответствует переживаемому ощущению. Но слово само по себе ничего не значит; здесь важно просто уточнить другой тип получаемого наслаждения.


 

Я уверен, что эта эмоция является совершенно особой; она не похожа ни на сенсорное удо- вольствие, ни на облегчение, ни на веселье. Возбуждение может предшествовать появлению fiero, когда мы начинаем сталкиваться с нашим вызовом, но fiero не является возбуждением. Это само- стоятельная эмоция. Действительно, хотя гордость традиционно упоминается на первом месте среди семи смертных грехов, желание испытать fiero имело важнейшее значение на протяжении всей истории человечества, так как оно помогало мотивировать великие усилия и великие сверше- ния.181182

Что вы чувствуете, когда слышите, что ваш сын или ваша дочь приняты в лучший колледж, прекрасно выступили на концерте, получили награду от общества скаутов или добились какого –то другого важного результата? Мы могли бы назвать это гордостью, но это слово недостаточно ко н- кретно для описания совокупности физических ощущений, испытываемых родителями, дети кото- рых добиваются какого–то заметного успеха, возможно, даже превосходящего успехи родителей. Однако в идише есть специальное слово именно для такого опыта: naches. Известный автор Лео Ростен определяет naches как «сильное ощущение удовольствие и гордости, которое может при- нести родителям только их ребенок: «Я испытываю naches»».183 Родственным словом на идише будет слово kvell, которое Ростен определяет следующим образом: «Светиться от гордости и удо- вольствия главным образом за успехи детей или внуков; быть настолько счастливым от испыт ы- ваемой гордости, что этого чувства могут не выдержать пуговицы на вашей одежде».184 Naches – это эмоция; kvelling – это ее выражение. Моя дочь утверждала, что дети могут испытывать naches по поводу

достижений своих родителей. Ее догадка позволяет мне испытывать naches, и теперь я про-

являю kvelling.

Naches гарантирует инвестиции родителей в содействие развитию и достижению успехов их

детей. К сожалению, некоторые родители не испытывают naches, когда достижения их детей пр е-

восходят их собственные достижения. Такие завистливые родители часто соперничают со своими

детьми, что может иметь крайне нежелательные последствия для обеих сторон. Я не раз наблюдал

подобную конкуренцию между преподавателями и студентами в научном мире. «Почему они пр и-

гласили на конференцию ее, а не меня? Ведь специалистом являюсь я, а она всего лишь моя сту-

дентка». Преподаватели, подобно родителям, должны испытывать naches, чтобы студент научился

испытывать fiero и мотивировался этим fiero к достижению новых высот, ожидая, что его настав-

ник будет проявлять kvell.

Эти примеры указывают на интересную возможность возникновения приятных эмоций, ни-

когда не испытываемых некоторыми людьми. Разумеется, это может происходить при наличии

физических недостатков, не позволяющих испытывать те или иные сенсорные удовольствия, но

возможны также и психические дефекты, ограничивающие возможности переживания каких–то

приятных эмоций.

Антрополог Джонатан Хейдт предлагает чтобы то, что он называет словом elevation (от анг-

лийского elevate – «облагораживать», «улучшать»), рассматривалось как еще одна приятная эмо-

ция. Он описывает его как «теплое, возвышающее чувство, которое испытывают люди, когда они

видят неожиданные проявления человеческого великодушия, доброты и сострадания».185 Когда мы ощущаем elevation, мы получаем стимул к тому, чтобы стать более добрыми, к совершению альтруистических действий. Я мало сомневаюсь в существовании того, что идентифицировал и обозначил этим специальным термином Хейдт, но я не уверен, что оно соответствует всем крит е-

 

 

181 Психолог Майкл Льюис использует термин «гордость» для обозначении того, что я называю fiero, подчеркивая отличие гордости от спеси, но при этом он отмечает, что многие не могут отличить гордость в смысле fiero от спеси- вой гордости, от чувства удовлетворения или от ощущения своей эффективности.

 

182 Lewis, М. 2000. «Self-conscious emotions». In М. Lewis & amp; J. Haviland-Jones (eds.), The Handbook of Emotions.

2nd edition. New York: The Guilford Press.

 

183 Rosten, L. 1968. The Joys of Yiddish. New York: Pocket Books. См. с. 257.

 

184 Там же.

 

185 Haidt, J. 2000. «The positive emotion of elevation». Prevention and Treatment, 3.


 

риям, позволяющим признать его эмоцией. Не все, что мы переживаем, является эмоциями; ведь мы имеем также мысли, установки и ценности.

Ричард и Бернис Лазарус описывают благодарность как «признание альтруистического вклада, принесшего пользу».186 Они отмечают, что когда кто–то действительно делает что–то хо- рошее для нас и делает это из альтруистических побуждений, а не ради собственной выгоды, то мы обычно испытываем благодарность. Однако мы можем также почувствовать смущение из –за привлеченного к себе внимания, недовольство из–за того, что мы оказались перед кем–то в долгу, или даже гнев, если поймем, что человек сделал это доброе дело потому, что счел нас очень бед- ными.

Действительно, благодарность – это сложная эмоция, так как нам бывает трудно узнать, ко- гда она возникнет. Я полагаю, что имеются серьезные культурные различия между социальными ситуациями, в которых может возникать благодарность (например, вопрос о том, когда следует давать чаевые, имеет разные ответы в США и, допустим, в Японии). В США, когда люди просто выполняют свою работу, они часто говорят, что не ожидают благодарности; если сиделка просто хорошо ухаживает за очень больным пациентом, то кто–то может сказать, что она не ожидает бла- годарности или не нуждается в ней. Однако мой опыт говорит об обратном: выражение благодар- ности часто ценится именно в таких ситуациях.

Я сомневаюсь, что есть универсальный сигнал благодарности. Единственное, что приходит мне на ум, это легкий наклон головы, но это движение может сигнализировать и о многом другом, например о подтверждении. Я также не уверен, что имеется особый набор физиологических ощу- щений, характерных для благодарности. Это не подвергает сомнению само существование благ о- дарности, а лишь поднимает вопрос о том, следует ли ставить ее в один ряд с весельем, облегчен и- ем, сенсорными удовольствиями и т. д.

Чувство, которое вы испытываете, когда узнаете, что ваш злейший враг серьезно пострадал, также может быть приятным; но этот тип удовольствия отличается от тех, которые мы рассматр и- вали до сих пор. В Германии оно называется schadenfreude (злорадство. – Примеч. науч. ред.). В отличие от других приятных эмоций schadenfreude не одобряется, по крайней мере в некоторых западных обществах. (Мне неизвестно отношение к этой эмоции в не западных обществах.)187

Предполагается, что мы не будем тайно торжествовать по случаю наших успехов и не будем радо-

ваться неудачам наших соперников. Следует ли рассматривать тайное торжествование как сам о-

стоятельную приятную эмоцию? Вероятно, нет; оно слишком похоже на fiero, открыто проявляе-

мое перед другими людьми.

Действительно ли существует именно шестнадцать приятных эмоций? Действительно ли

пять сенсорных удовольствий, веселье, удовлетворенность, облегчение, изумление, экстаз, fiero,

naches, elevation, благодарность и schadenfreude можно квалифицировать как самостоятельные

эмоции? Только исследования того, когда они возникают, как они проявляются внешне и что про-

исходит при этом внутри нас, способны дать ответы на эти вопросы. Пока же, как я думаю, нам

следует изучить каждую из них в отдельности.

Кто–то может утверждать, что если мы не имеем слова для обозначения эмоции, то не мо-

жем ее квалифицировать. Разумеется, мы не должны быть настолько узколобыми, чтобы наста и-

вать на использовании именно английского слова! Я не думаю, что так уж важно, чтобы сущес т-

вовало какое–то слово для обозначения эмоции на данном конкретном языке, хотя я ожидаю, что

на каком–то языке данная эмоция все же будет иметь свое название. Слова не являются эмоциями,

они лишь представляют эмоции. Но нам следует заботиться о том, чтобы слова не вводили нас в

заблуждение по поводу эмоций, которые они обозначают. Само по себе то, как мы используем

слова, иногда может вводить нас в заблуждение. Я использовал слово «веселье» для обозначения

приятной эмоции, которую мы испытываем в ответ на что –то смешное, обычно какую–то шутку,

 

 

186 Lazarus, R. & amp; Lazarus, B. N. 2001. «The emotion of gratitude». Paper presented at a meeting of the American

Psychological Association, San Francisco, Calif.

 

187 Smith, R. H., Turner, T. J., Garonzik, R., Leach, C. W., Vuch-Druskat, V. & amp; Weston, С. M. 1996. «Envy and

Schadenfreude*. Personality and Social Psychology Bulletin, 22: 158-168, Brigham, N. L., Kelso, K. A., Jackson, M. A.

& amp; Smith, R. H. 1997. «The roles of invidious comparison and deservingness in sympathy and Schadenfreude». Basic and

Applied Social Psychology, 19: 363-380.


 

но не для обозначения чего–то другого, что также обладает смешными качествами. А теперь да- вайте рассмотрим эмоции, которые мы испытываем в увеселительном парке. Там обычно не зву- чит много шуток, хотя в случае выступления труппы комиков мы можем повеселиться от души.

«Дома смеха» и американские горки, вероятнее всего, вызовут у нас возбуждение, страх и облег- чение, а не веселье. Мы могли бы испытать также и fiero, поскольку сумели выдержать захваты- вающее дух испытание скоростью. Если мы успешно проявим себя на кегельбане или в тире, то мы также можем почувствовать fiero. Если наш ребенок выиграет приз в подобных играх, то мы можем ощутить naches. А кроме того, в ходе предлагаемых испытаний мы можем получать раз- личные чувственные удовольствия. Поэтому, с точки зрения моей термино логии, было бы лучше назвать такой парк парком удовольствий.

Все эти приятные эмоции мотивируют нашу жизнь, в общем и целом они заставляют нас де-

лать то, что идет нам на пользу. Они поощряют нас к осуществлению деятельности, необходимой

для выживания человеческого рода, – сексуальным отношениям и воспитанию детей. Все это

очень отличается от гедонизма, так как альтруистические поступки, добрые дела и достижение

удивительных результатов может стать усвоенными источниками fiero, возбуждения, веселья, сен-

сорных удовольствий… и практически всех приятных эмоций. Стремление к наслаждению не

должно быть единоличным или эгоистичным. Я уверен, что все должно быть совсем наоборот, что

без дружбы, без совместных достижений, без контактов с другими людьми, вызывающими с ен-

сорные удовольствия, наша жизнь была бы сухой и бесцветной.

Подобно Томкинсу я также уверен в том, что наслаждение является главной мотивирующей

силой в нашей жизни. Но какие из приятных эмоций нравятся нам больше всего? Каждый из нас

может испытать все эти эмоции, если только мы не лишены каких–то органов чувств, но у боль-

шинства из нас есть своя «специализация», заставляющая нас отдавать предпочтение одним эм о-

циям перед другими. Люди организуют свою жизнь таким образом, чтобы максимизировать опыт

получения таких удовольствий. Я стараюсь прилагать свои усилия таким образом, чтобы испыты-

вать fiero, naches и получать некоторые сенсорные удовольствия; когда я был моложе, я больше

думал о достижении возбуждения, чем naches (так как тогда у меня не было детей). Я полагаю, что

в течение жизни мы по несколько раз меняем акценты своих усилий, но этот вопрос также требует

серьезного изучения.

Стремление к удовлетворенности всегда было мне несвойственно, но у меня есть друзья, для

которых оно всегда было главной целью в жизни, которые всегда стремились к спокойствию и

душевному равновесию. Но есть люди, которые сознательно ввязываются в опасные и рискован-

ные ситуации, чтобы пережить возбуждение, fiero и облегчение. Наконец, есть и те, для кого

стремление к веселью, к развлечению себя и других является главной чертой их характера. Аль-

труисты, которые охотно работают в таких организациях, как «Корпус мира», стремятся ощутить

внутренний подъем, благодарность от получивших помощь и, возможно, почувствовать fiero.

Теперь мы снова обратимся к фотографии, показывающей воссоединение семьи генерала

Стирма. Давайте попытаемся определить, какие приятные эмоции испытывает дочь, бегущая с

разведенными в стороны руками навстречу своему отцу, чтобы броситься ему нашею? Здесь, без-

условно, присутствует возбуждение, а также предчувствие получения сенсорных удовольствий от

возможности обнять дорогого человека, заново почувствовать прикосновение его рук и ощутить

его запах. Возможно, несколькими мгновениями ранее она испытала облегчение, когда увидела,

что ее отец вернулся с войны живым и невредимым. Здесь также может присутствовать момент

изумления, вызванный почти что невероятным фактом возвращения отца домой после пятилетн е-

го отсутствия, так как пять лет в жизни этой девушки – довольно большой срок.

Воссоединение с человеком, к которому вы очень привязаны, может быть универсальной т е-

мой для приятных эмоций. В Новой Гвинее я обнаружил, что встреча с друзьями из соседней де-

ревни была наилучшей ситуацией для съемок спонтанных выражений удовольствия. Обычно я са-

дился у края тропы, практически скрытый густым подлеском, настраивал кинокамеру и ожидал

встреч друзей. Встречи укрепляют связи между людьми. Разлука способна заставить сердце лю-

бить еще сильнее, и поэтому встреча с дорогим человеком может быть такой приятной.

Сексуальные отношения являются еще одной универсальной темой, позволяющей испытать

многие приятные эмоции. Они сопровождаются разнообразными сенсорными удовольствиями, а

также возбуждением на предшествующих этапах и облегчением после кульминации. Вожделение

и половое влечение сопровождаются эротическими предчувствиями, ожиданием получения сен-


 

сорных удовольствий и возбуждением от перспективы получения желаемого.

Рождение желанного ребенка упоминалось студентами колледжа обоего пола чаще, чем я

ожидал, при проведении исследования, посвященного выявлению самых счастливых событий, ко-

торые только можно представить в нашей жизни. Возбуждение, изумление, облегчение, fiero и,

возможно, благодарность чаще всего называются в числе приятных эмо ций, возникающих при та-

ких событиях.

Возможность находиться рядом с любимым человеком является еще одной универсальной

темой. И родительская, и романтическая любовь подразумевает прочную преданность, сильную

привязанность к другому человеку. Но ни то, ни другое не являются эмоциями. Эмоции могут

быть очень краткими, а любовь – вечной. Однако хотя романтическая любовь может сохраняться

на протяжении всей жизни, довольно часто этого не происходит. Родительская любовь, напротив,

обычно проявляется в виде неизменной преданности своему ребенку, хотя и здесь бывают исклю-

чения, когда родители отрекаются от своих детей. Есть и еще один смысл любви, проявляющийся

в кратковременном возникновении наивысшего наслаждения и слиянии с другим человеком.188

Это то, что ранее я называл экстазом, или блаженством, и оно, безусловно, может считаться эмо-

цией.

Нормальная семейная жизнь доставляет нам множество приятных эмоций, но иногда исп ы- тываемые нами эмоции оказываются неприятными. Мы можем испытывать гнев, отвращение или разочарование в любимом человеке, и нередко мы ощущаем отчаяние и горе, когда он получает серьезные повреждения или умирает. Я уверен, что родители могут беспокоиться о безопасности своих детей всю жизнь, хотя обычно они больше беспокоятся о своих детях, пока те еще не стали самостоятельными людьми. Контакты с детьми – реальные, вызванные из памяти или воображае- мые – способны вызвать множество приятных эмоций: сенсорные удовольствия, naches, моменты удовлетворенности или возбуждения, облегчения при вызволении ребенка из опасности и, разуме- ется, веселья.

Романтическая любовь также не исключает, что человек может испытывать самые разные неприятные эмоции, но, к счастью, приятные эмоции возникают гораздо чаще. Отвращение и пр е- зрение испытываются довольно редко, но когда они возникают, то это сигнализирует о том, что отношения находятся в опасности. Особенность романтических отношений заключается в том, что они предполагают более частое возникновение приятных эмоций.189 Некоторые пары совместно стремятся к достижению fiero, работая совместно или находя особое удовлетворение в том, чего добивается партнер. Другие пары могут уделять больше внимания достижению возбуждения или удовлетворенности. Хотя уверен в том, что упомянутые мной темы являются универсальными, они взяты мной из личного опыта. Также и многие другие вариации этих тем усваиваются и ста- новятся важными источниками различных эмоций удовольствия.

Существуют настроения, связанные с некоторыми приятными эмоциями, в частности с во з- буждением, удовлетворенностью и весельем. Эти чувства могут растягиваться на длительный пе- риод, например, продолжительностью в несколько часов; в результате в таком состоянии человек легко может испытывать эмоции, родственные его настроению.

В начале этой главы я утверждал, что слово «счастье» не говорит нам о том, какой тип сча- стья возникает. Дополнительную неясность придает и то, что счастье может иметь отношение к совершенно другому состоянию, например общему ощущению субъективного благополучия. Пси- холог Эд Динер, ведущий специалист по исследованию субъективного благополучия, определяет его как оценку, которую дает своей жизни человек. Оно главным образом оценивалось по ответам человека: «Во многих отношениях моя жизнь близка к идеалу» или «До сих пор мне удавалось п о- лучить от жизни то, что я считал нужным получить». Состояние благополучия, по–видимому, оп- ределяется множеством разных факторов: от удовлетворенности успехами в конкретных областях, например профессиональной, и до того, как часто человек переживает приятные эмоции по срав- нению с неприятными.

 

 

188 Я благодарен Дженни Бир за то, что она обратила на это мое внимание.

 

189 Интересную трактовку любви см.: Solomon, R. С. 1988. About Love. New York: Simon & amp; Schuster. Анализ не- давнего исследования романтической любви, которая трактуется как эмоция, см.: Hatfield, Е. & amp; Rap -son, R. J.

2000. «Love and attachment processes». In Lewis and Haviland-Jones, The Handbook of Emotions.


 

Субъективное благополучие широко изучалось во всем мире с помощью специальных оп- росников. Мы не будем подробно заниматься рассмотрением полученных в ходе этих исследов а- ний результатов и лишь отметим один универсальный результат: наличие положи тельной корре- ляции между субъективным благополучием и доходом, обеспечивающим человеку покупательную способность. Межкультурные различия проявляются в том, что самоуважение в большей степени связано с субъективным благополучием в западных культурах, чем в не западных. Во всех культу- рах наличие прочных связей также ассоциируется с благополучием.190

Имеется также набор личностных характеристик, имеющих отношение к приятным эмоциям. Люди, которые по результатам психологических тестов демонстрируют склонность к экстраверт- ности и высокой эмоциональной устойчивости, сообщают о большей удовлетворенности жи з- нью.191 Исследования о том, как такие черты личности обеспечивают более счастливую жизнь, не учитывали выделенные мной разные типы удовольствия, но они пытались объяснить, каким обра- зом экстравертность помогает человеку стать более счастливым. Экстраверты могут быть менее чувствительны к наказаниям или получаемым отказам либо быть более склонными к благоприят- ным сравнениям себя с другими людьми. Возможно также, что экстраверты лучше, чем интровер- ты вписываются в американскую культуру.192

Люди различаются также по их обычным уровням оптимизма и бодрости, и это, по –

видимому, является более надежной характеристикой, чем реакция на конкретную ситуацию или

событие. Кристофер Петерсон, один из экспертов в этой области, предполагает, что оптимизм ха-

рактеризует отношение к вероятности переживания приятных эмоций.193 Хотя не каждый из нас является несгибаемым оптимистом, наличие оптимистичного взгляда на мир будет полезно для вас – он присутствует у людей, получающих от жизни больше удовольствий, проявляющих боль- ше упорства и добивающихся более высоких результатов. Интересно, что некоторые исследования говорят о том, что оптимисты обладают более крепким здоровьем и живут дольше, чем пессими- сты.194 Петерсон утверждает, что общий оптимистичный взгляд человека на жизнь «может быть биологически заданной склонностью, наполняемой под воздействием культуры социально прием- лемым содержанием, он приводит к желаемым результатам, потому что обеспечивает общее со- стояние энергичности и способности восстанавливать силы».195 Петерсон задает также вопрос:

«Как ощущается оптимизм? Является ли он счастьем, радостью, легкой формой помешательства или просто удовлетворенностью?»196

В предыдущих главах я описывал, как избыток определенных негативных эмоций, в частно-

сти страха, гнева и печали, приводит к возникновению эмоционального расстройства. Общее о т-

сутствие доставляющих наслаждение эмоций, т. е. неспособность испытывать fiero, naches, сен-

сорные удовольствия и т. д., представляет собой психическое расстройство, получившее название

эмоциональной анестезии. Чрезмерное, неослабевающее возбуждение, иногда смешанное с бла-

женством и fiero, является одним из признаков эмоционального расстройства, называемого мани-

ей.

 

Распознавание наслаждения у других людей

 

 

190 See the following articles: Diener, E. 2000. «Subjective well-being: The science of happiness and a proposal for a national index». American Psychologist, 55: 34-43; Myer, D. G. 2000. «The funds, friends, and faith of happy people». American Psychologist, 55: 56-67.

 

191 Анализ этого и других сходных исследований см.: Averill, J. R. & amp; More, Т. A. 2000. «Happiness». In Lewis and

Haviland-Jones, The Handbook of Emotions. См. c. 663-676.

 

192 Там же.

 

193 Peterson, С. 2000. «The future of optimism». American Psychologist, 55: 44-55.

 

194 Анализ этого и других новых результатов см.: Danner, D. D., Snowdon, D. А. & amp; Friesen, W. V. 2001. «Positive

emotions in early life and longevity: Findings from the nun study». Journal of Personality and Social Psychology, 80: 804-813.

 

195 Peterson, «The future of optimism».

 

196 Там же. См. с. 49.


 

Даже при беглом взгляде на фотографии, приведенные в этой главе, становится очевидным, что улыбка является сигналом эмоции удовольствия. Веселье, fiero, naches, удовлетворенность, возбуждение, сенсорные удовольствия, облегчение, изумление, schadenfreude, экстаз и, возможно, elevation и благодарность – все эти эмоции подразумевают появление улыбки. Эти улыбки могут различаться по интенсивности, скорости появления, продолжительности сохранения на лице и по скорости их пропадания.

Если все эти приятные эмоции предполагают появление улыбки, то как мы узнаем, какая из них испытывается другим человеком? Недавнее исследование, упоминавшееся в главе 4, подкреп- ляет мой интуитивный вывод197 о том, что именно голос, а не лицо подает сигналы, позволяющие отличить одну приятную эмоцию от другой. Английские психологи Софи Скотт и Эндрю Калдер идентифицировали разные голосовые сигналы для удовлетворенности, облегчения, сенсорного удовольствия от прикосновения и для fiero. Они установили, что об этих эмоциях человек сигна- лизирует голосом; воспроизводя каждый такой звуковой сигнал, они обнаружили, что человек, не имеющий проблем со слухом, способен отличать одну эмоцию от другой. Пока что они еще не до конца выяснили, что именно в звуках голоса сигнализирует о каждой из этих эмоций удовольст- вия. Я ожидаю, что они идентифицируют голосовые сигналы и для других приятных эмоций.

Улыбки могут вводить в заблуждение, но не только потому, что они возникают вместе с к а- ждой из эмоций наслаждения, но также и потому, что они появляются тогда, когда люди не испы- тывают никакого удовольствия, а улыбаются, к примеру, только из вежливости. Имеется одна особенность, позволяющая отличать улыбки удовольствия от прочих улыбок. Это очень тонкая особенность, и исследование, выполненное мной с психологом Марком Франком, указывает на то, что большинство людей ее не замечают.198 Если вы не знаете, что искать, то вы можете оказаться введенным в заблуждение, сбитым с толку или сделать вывод о том, что улыбки не очень надеж- ные сигналы эмоций. Но это не так; улыбки однозначно, хотя и едва заметно, говорят нам о том, вызваны они получаемым наслаждением или нет.

Более ста лет тому назад великий французский невропатолог Дюшен де Булонь обнаружил, чем настоящая улыбка удовольствия отличается от всех прочих улыбок.199 Он изучал, как каждая мышца лица изменяет внешний вид лица с помощью электростимуляции разных частей лица и п о-

следующего фотографирования результатов мышечных сокращений. (В его заключительном экс- перименте участвовал человек, не чувствовавший боли на лице и не испытывавший беспокойства при электростимуляции.) Когда Дюшен смотрел на фотографию улыбающегося человека, полу- ченную при стимуляции того, что называется zygomatic major, т. е. большой скуловой мышцей (она идет от скулы вниз под углом к уголку губ, подтягивая его при улыбке по диагонали вверх), то он заметил, что этот человек в действительности не выглядел счастливым. Будучи опытным экспериментатором, Дюшен рассказал этому человеку анекдот и заснял его реакцию. Сравнения снимков показали, что в случае настоящего удовольствия,

 

197 Ekman, P. 1992. «An argument for basic emotions». Cognition and Emotion, 6: 169-200.

 

198 Frank, M. G., Ekman, P. & amp; Friesen, W. V. 1993. «Behavioral markers and recognizability of the smile of enjoyment».Journal of Personality and Social Psychology, 64: 83-93. Frank, M. G. & amp; Ekman, P. 1993. «Not all smiles are created equal: The differentiation between enjoyment and non-enjoyment smiles». Humor, 6: 9-26.

 

199 Duchenne de Boulogne, G. B. 1990. The Mechanism of Human Facial Expression. Translated and edited by A.

Cuthbertson. New York: Cambridge University Press. (Оригинальное издание 1862 г.)


 

 

 

 

Улыбка, сфотографированная Дюшеном

проявившегося в реакции на анекдот, человек не просто улыбался, но также активировал

мышцы, которые окружают глаза (orbicularis oculi, или круговая мышца глаза). Вы можете сами

сравнить снимок, на котором у человека закреплены электроды на лице (слева), со снимком без

электродов, на котором человек улыбается в ответ на рассказанный анекдот (справа).

Дюшен писал: «Эмоция искренней радости выражается на лице в результате совместного со-

кращения мышцы zygomaticus major и orbicularis oculi. Первая подчиняется воле, но вторая приво-

дится в действие только приятными эмоциями, возникающими у нас в душе [вспомните, что эти

слова писались в 1862 г.]… притворная радость, неискренний смех не могут вызвать сокращения

второй из названных мышц… Мышца, расположенная вокруг глаз, не подчиняется воле; она пр и-

водится в действие только лишь истинным чувством, приятной эмоцией. Ее инертность, проя в-

ляющаяся при возникновении улыбки, позволяет разоблачить неверного друга».200

Наше исследование201 подтвердило предположение Дюшена о том, что никто не может на-

меренно вызывать сокращение мышцы orbicularis oculi (она «не подчиняется воле»), хотя она яв-

ляется лишь частью той мышцы, сокращение которой трудно вызвать преднамеренно. Эта мышца

состоит из двух частей: внутренней части, которая натягивает веки и кожу непосредственно под

ними, и наружной части, которая управляет всем, что расположено вокруг глазной впадины, –

подтягивает брови и кожу под ними вниз, подтягивает вверх кожу под глазами и приподнимает

щеки. Дюшен был прав в том, что касается внешней части этой мышцы: очень немногие способны

намеренно вызывать ее сокращение (только около 10% обследованных нами людей).

Внутренняя часть мышцы, натягивающая веки, может сокращаться нами намеренно, и по-

 

 

200 Там же. См. с. 72.

 

201 Ekman, P., Roper, G. & amp; Hager, J. С. 1980. «Deliberate facial movement». Child Development, 51: 886-891.


 

этому отсутствие ее сокращения не может «разоблачить неверного друга». Актеры, умеющие уб е- дительно изображать на лице удовольствие, либо относятся к той малочисленной группе, которая может по своему усмотрению вызывать сокращение внешней части мышцы, либо, что более веро- ятно, они вызывают в памяти то, что генерирует приятную эмоцию, а затем эта эмоция создает на лице искреннее непреднамеренное выражение.

Хотя Чарльз Дарвин цитировал Дюшена и использовал некоторые его фотографии для иллю- страции различий между улыбками, ученые, изучавшие выражения лица в течение следующих ста лет, игнорировали открытие Дюшена.202 Мы вместе с моими коллегами заново представили уче- ному миру открытие Дюшена двадцать лет тому назад203 и с тех пор активно демонстрируем его важность. Например, когда к десятимесячному младенцу приближается незнакомый человек, улыбка ребенка будет создаваться без участия мышц, расположенных вокруг глаз; однако эти же мышцы будут участвовать в создании улыбки на лице малыша, когда к нему будет приближаться его мать.204205 Когда счастливые в браке муж и жена встречаются вечером после работы, их улыб- ки создаются с участием мышц orbicularis oculi, но улыбки несчастливых в браке супругов созда- ются без участия этих мышц.206 Люди, способные рассказывать о недавней смерти своей супруги (супруга) и показывать улыбку, создаваемую с помощью круговых мышц глаз, перестают испыт ы- вать горе через два года.207 (Это не значит, что они радуются смерти супруги (супруга); просто они способны вспоминать приятные события из совместной жизни и на какое–то мгновение заново переживать счастливые моменты.) Женщины, показывавшие на фотографиях выпускников ко л- леджа улыбку, создаваемую с использованием круговых мышц глаз, спустя тридцать лет реже со- общали о своих несчастьях и демонстрировали больше признаков общего морального и физиче- ского благополучия.208 В общем случае те люди, которые часто показывают улыбку, создаваемую с использованием круговых мышц глаз, чувствовали себя более счастливыми, имели более низкое кровяное давление и, по сообщениям их родственников и друзей, были довольны жизнью.209 Наши собственные исследования позволили установить, что улыбка, создаваемая с помощью глазных мышц и губ, активировала те области мозга (левый височный и задний отделы), которые активи- руются при получении спонтанного удовольствия, а улыбка только за счет губ не обеспечивала такой активации.210 Я предложил, чтобы в честь этого выдающегося ученого мы называли улыбкой Дюшена ту неподдельную улыбку удовольствия, в создании которой участвует внешняя часть мышц orbicularis oculi. На первый взгляд может показаться, что единственное различие между этими снимками заключается в более сильном прищуре глаз на снимке Б, но если вы тщательно сравните эти фотографии, то заметите и другие различия. На снимке Б, показывающем настоящее удовольствие, выражаемое с помощью улыбки Дюшена, щеки расположены выше, очертания щек изменились, а брови слегка опущены вниз. Все это произошло под действием внешней части кр у-

 

 

202 Darwin, C. 1998. The Expression of the Emotions in Man and Animals. 3rd edition. New York: Oxford University Press.

 

203 Ekman, P. & amp; Friesen, W. V. 1982. «Felt, false and miserable smiles». Journal of Nonverbal Behavior, 6(4): 238-252.

 

204 Хотя я не ожидаю, что десятимесячные младенцы могут лгать, изображая на лице улыбку «не по Дюшену» при виде незнакомых людей, в этом возрасте они способны изображать общительную улыбку – ту улыбку, которую мы изображаем на протяжение всей своей жизни, когда впервые встречаем незнакомых нам людей.

 

205 Fox, N. A. & amp; Davidson, R. J. 1987. «Electroencephalogram asymmetry in response to the approach of a stranger and maternal separation in 10-monthold children». Developmental Psychology, 23: 233-240.

 

206 John Gottman, University of Washington, Seattle. 2000. Из личных бесед автора.

 

207 Keltner, D. & amp; Bonanno, G. A. 1997. «A study of laughter and dissociation: Distinct correlates of laughter and

smiling during bereavement». Journalof Personality and Social Psychology, 4: 687-702.

 

208 Harker, L. & amp; Keltner, D. 2001. «Expressions of positive emotion in women's college yearbook pictures and their

relationship to personality and life outcome across adulthood». Journal of Personality and Social Psychology, 80: 112 -124.

 

209 Konow, James D. & amp; Earley, Joseph E., как сообщается в The New York Times, May 19, 2001, c. 17.

 

210 Ekman, P., Davidson, R. J. & amp; Friesen, W. V. 1990. «Emotional expression and brain physiology II: The Duchenne smile». Journal of Personality and Social Psychology, 58: 342-353.


 

говых мышц глаз.

 

 

А

 

 

Б

Когда улыбка оказывается более широкой, то имеется только один указатель на отличие

улыбки, вызванной испытываемым удовольствием, от прочих улыбок. Широкая улыбка, подобная

показанной на снимке В, поднимает щеки кверху, собирает в складки кожу под глазами, уменьша-

ет степень открытия глаз и даже вызывает появление морщинок под названием «куриные лапки» –

и все это без помощи мышц orbicularis oculi.

Для сравнения на снимке Г показано, как складка кожи между бровями и веками подтягив а-

ется книзу под действием круговых мышц глаз. На снимке Г показана широкая улыбка, вызванная

испытываемым удовольствием, а на снимке В – также широкая улыбка, но вызванная какой–то

другой причиной. Снимок В представляет собой составную фотографию, полученную путем на-

ложения части лица ниже нижних век, взятую со снимка Г, на нейтральный снимок Д. Снимок Е –

это еще одна составная фотография; она получена путем наложения на нейтральный снимок Д

улыбающихся губ со снимка Г.

 


 

В

 

 

Г

 

 

Д (нейтральное)

 

 

Г

Человек не в состоянии придать лицу выражение, показанное на снимке Е. Это должно пока-

заться странным для вас по той причине, что когда улыбка оказывается такой широкой, она выз ы-

вает все изменения щек и глаз, которые вы видите на снимке Г. Я сделал эту состав ную фотогра-

фию, чтобы подчеркнуть тот факт, что очень широкие улыбки изменяют не только губы, но и

щеки и внешний вид кожи под глазами.

Есть много разных улыбок, вызванных другими причинами помимо удовольствия. Одни, по-

добно улыбке вежливости, подразумевают использование только улыбающихся губ. Такое поло-

жение губ наблюдается также в улыбках, указывающих на то, что слушатель понимает и одобряет


 

слова своего собеседника. Некоторые улыбки, не вызванные испытываемым удовольствием, тре- буют других движений лица помимо движений губ, выражающих улыбку.

Этот житель Новой Гвинеи считается уважаемым человеком в своей деревне. Его нереш и- тельная или осторожная улыбка сигнализирует о том, что он не думает о причинении вреда, но еще не уверен в том, что может произойти в следующий момент. Жителям этой деревни

 

 

Улыбка «сожми зубы и терпи»

я казался очень непредсказуемым человеком, делавшим странные вещи: закуривавшим от

спичек, пользовавшимся электрическим фонариком, извлекавшим музыку из волшебной коробки.

Этот мужчина впервые столкнулся с таким чудесами и почувствовал притяжение ко мне как к ис-

точнику удивления, возбуждения и веселья, но при этом не мог знать, когда я мог бы вызвать у

него страх или внушить ему благоговение. Раскрытые в улыбке губы и скрещенные на груди руки

помогают передать его нерешительность.

Колкие замечания сыпались на президента целый день. Рональд Рейган наконец–то закончил

свою речь на конференции Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения

(NAACP), но при произнесении вступительного слова председательствовавшая на конференции

Барбара Буш Уилсон уколола его несколько раз, напоминая собравшимся, что он так и не появи л-

ся на съезде ассоциации во время кампании по выборам президента. Она также вызвала взрыв в е-

селья у делегатов, сделав следующее заявление:» NAACP необязательно подпишется подо всеми

заявлениям, которые сейчас будут сделаны». После завершения своего выступления президент

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.