Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интеракционистскую теорию принудительных мер Тедеши и Фелсона






Как мы знаем, агрессия включает в себя субъективные суждения о намерениях инициатора действия и нормативной приемлемости данной формы поведения.

Тедеши (Tedeschi) с сотрудниками предложили анализировать агессию, разделив само поведение и его оценку. Будучи рассмотрено в оценочно-нейтральной манере, агрессивное поведение включает в себя особую форму социального влияния. Один индивид принуждает другого сделать нечто, что этот другой в противном случае делать бы не стал. Агрессия, таким образом, состоит в применении принуждения в форме угроз и наказаний. Посредством угрозы мы даем понять, что желаем от другого чего-то особенного и что в случае неподчинения последует наказание. Наказание же — это любая форма обращения, неприятная для жертвы. Интересная исследовательская проблема, определить условия, при которых люди будут стремиться использовать такую форму влияния как принуждение.

Тедеши и Фелсон разработали социально-интеракционистскую теорию принуждающего действия. По их мнению, принуждение должно рассматриваться как результат процесса принятия решения. Субъект действия, прежде чем угрожать или применять наказания, рассматривает альтернативные средства достижения соответствующих целей. Можно выделить три основные цели, мотивирующие выбор принуждения контроль над другими восстановление справедливости и самоутверждение или защита чувства идентичности. Решение субъекта относительно применения принуждения будет определяться ожиданиями относительно вероятности достижения цели именно этим путем и субъективной ценностью цели. Подобные суждения осуществляются посредством оценки приобретений и издержек, связанных с альтернативами поведения.

Осуществлению акта принуждения предшествует (или им руководит) процесс рационального рассуждения. Рассуждение может различаться по уровню проработанности и широте охвата проблемы. Оно может оказаться необоснованным, особенно если ситуация достаточно эмоциональна или необходимы быстрые решения. Но тем не менее рациональность решения авторы теории считают ее основополагающим принципом. В зависимости от того, какая из трех обозначенных выше целей принуждения преследуется, последствия принуждающих действий оцениваются по-разному. Если целью является получение какого-то позитивного ресурса, желательным следствием может быть подчинение жертвы. Если же цель состоит в восстановлении справедливости или самоидентичности, возможно нанесение объекту ущерба или травмы.

В этом смысле поведение немцев из нашего примера по отношению к тунисцам может быть описано как субъективно оптимальная альтернатива для достижения соответствующих ситуации целей защиты представления о себе как сильных и доминантных по отношению к иностранцу восстановления справедливости, или же и того, и другого. Вопрос о том, будет ли принуждающее действие оценено как агрессия, к этому описанию совершенно не относится. Ответ на него в гораздо меньшей степени зависит от условий, в которых осуществляется данное поведение. Главное в нашем примере — это условия интерпретации поведения как «агрессивного».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.