Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема эффективности психологической коррекции в работе практического психолога.






Целесообразность проведения коррекционной рабо ты определяется развитостью теоретических представ^ лений о предмете воздействия, будь это эмоциональное состояние человека, уровень его активности, содержание действий, характер целей и т. п. Кроме того, характер коррекционного воздействия будет зависеть от того, ка­кое содержание нормы психического развития буде'1 стремиться реализовать в своей работе психолог.

Из нейропсихологической практики известно, чтс восстановление психических функций может проис­ходить несколькими путями. Каждый из них приво­дит к одному и тому же результату — психологичес­кая функция восстанавливается. Это следующие пути

растормаживание нарушенной функции;

перестройка функции;

перемещение функции в сохранные отделы больших по­лушарий;

спонтанное восстановление.

Первый путь предлагает применение фармаколо­гических воздействий, позволяющее устранить запре­дельное торможение.

Второй путь — это путь возвращения утерянных функциональных возможностей через длительное спе­циальное восстановительное обучение либо на основе включения сохранных звеньев нарушенной системы (внутрисистемная перестройка), либо путем включения в функциональную систему новых звеньев взамен на­рушенных (межсистемная перестройка).

Третий путь — путь перемещения функций в сохран­ные отделы больших полушарий. Изучение показало, что при работе определенных пунктов одного полушария возбуждение симметрических пунктов другого полуша­рия изменяется, причем эти изменения сохраняются на длительное время. Эти «зеркальные фокусы», возникаю­щие в симметрическом полушарии, дают основания считать, что всякая работа мозга вовлекает фактически оба полушария и что симметрическое полушарие участвует в работе непосредственно действующего полушария. Сте­пень вовлеченности его варьирует, абсолютной доминан-тности полушарий практически не наблюдается.

Спонтанное восстановление высших психических функций, по мнению многих исследователей, идет путем автоматической компенсации нарушенной фун­кции. Эти компенсации могут быть внутри- и межси­стемными и могут протекать на разных уровнях орга­низации нарушенной функции.

Эти данные о путях восстановления высших пси­хологических функций ставят, по нашему мнению, перед практическим психологом вопрос об интенсив­ности коррекционной работы, который в конечном счете связан и с ее эффективностью.

Нейропсихологические данные, а также данные физиологии мозга' позволяют психологу принять пра­вильное решение об интенсивности и целесообразно­сти коррекционной работы.

Психологическая диагностика должна сочетаться с физиологическими исследованиями активности моз­га, только в этом сочетании методов исследования может быть принято оправданное решение о коррек­ционной работе. Показатели эффективности коррекци­онной работы будут зависеть от сочетания психологи­ческих и медикаментозных методов воздействия.

Этот путь оценки эффективности коррекционной работы предполагает фиксацию динамики физиологи­ческих (например, ЭЭГ) и психологических показате­лей активности клиента.

Кроме того, эффективность того или иного коррек­ционного воздействия определяется динамическим содержанием периода возрастного развития. Как из­вестно, выделяют относительно стабильные возраст­ные периоды, периоды сензитивные, периоды кризис­ные, которые принципиально изменяют динамику внутреннего мира человека, сказываются на процес­сах освоения информации, в том числе и психологи­ческой информации. Эффективность коррекционного воздействия будет определяться степенью его соответ­ствия тенденциям возрастного периода.

Остановимся, с этой точки зрения, на некоторых тенденциях различных возрастных периодов, используя материалы работы практических психологов'. Так, в возрасте шести-семи месяцев у детей уже складывает­ся предпочтение в контактах со знакомыми и незнако­мыми людьми. А малышам в голову не приходит, что они могут пострадать от последствий своих действий. Мла­денцы и малыши живут в основном в настоящем време­ни. В полтора-два года проявляются признаки запоми­нания и, стало быть, обучения на опыте прошлого. Но минутное желание может взять верх над тем, что ребе­нок усвоил ранее, поэтому истерики двухлетних детей можно считать фазой в развитии самосознания.

В определенный период малышам свойственна аг­рессивность, проявляющаяся в фактической агрессии. В отношении ее важно соблюдать постоянство относи­тельно пределов дозволенного и недозволенного.

Уже по отношению к малышам коррекционная работа предполагает собой не только воздействие, но и уход взрослого от воздействия, создание для ребенка возможности самому справляться со своим состояни­ем. Хотя есть и другой вариант активного коррекцион-ного воздействия — тесный физический контакт взрос­лого и ребенка с эмоциональными нарушениями — ранним детским аутизмом.

Приведя эти данные, хотелось бы подчеркнуть, что эффективность коррекционной работы не определя­ется ее интенсивностью, количеством предпринятых воздействий, казалось бы, обоснованных целью.

Эффективность коррекционной работы прежде всего в ее соответствии тенденциям развития как от­дельного качества внутреннего мира человека, так и его обобщенных, интегральных характеристик.

Если коррекционная работа строится как группо­вое или индивидуальное обучение для контроля за ее эффективностью, можно применять принципы постро­ения формирующего эксперимента как одного из ме­тодов академической психологии.

Как известно, схема проверки эффективности коррекционного воздействия строится следующим образом:

I этап: проводится констатирующий замер в контрольной и экспериментальной группах. Контрольная груп­па — это группа, к которой не будет применено коррекционное воздействие. Экспериментальная группа — это группа, к которой будет применено коррекционное воздействие.

II этап — осуществление коррекционного воздействия на экспериментальную группу.

III этап — проведение диагностического замера в экспе­риментальной и контрольной группе. Сопоставление результатов констатирующего замера и диагности­ческого замера в контрольной группе; сопоставле­ние результатов констатирующего и диагностичес­кого замера в экспериментальной группе. Сравнение этих результатов между собой с применением ста­тистических методов.

Применение этой схемы для анализа результатов коррекционного воздействия дает возможность судить о его эффективности.

Кроме этой схемы для контроля за эффективнос­тью коррекционного воздействия могут быть использо­ваны данные лонгитюдных исследований, позволяющие анализировать динамику психической активности опре­деленной возрастной группы и сопоставлять с нею динамику внутреннего мира человека, к которому были применены коррекционные воздействия.

Ответственность за целесообразность коррекцион­ной работы психолог несет перед клиентом и перед свои­ми коллегами, с которыми он обязан работать совместно.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.