Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания к теме 5






5.1. Перечислить психокоррекционные задачи и приемы работы, связанные с мотивационным блоком детей с ЗПР.

 

Формирование познавательных мотивов:
- создать проблемные учебные ситуации;
- стимулировать активность ребенка на занятии;
- обратить внимание на тип семейного воспитания.
Приемы:
- создание игровых учебных ситуаций;
- дидактические и развивающие игры.

 

5.2. Дайте характеристику приемам коррекции внимания детей с ЗПР.

 

Коррекция внимания успешно проводится в процессе группового взаимодействия детей в игре или на уроке. При всех формах ЗПР наблюдается недо­развитие внимания. Различные свойства внимания оказывают неодинаковое влияние на успешность обучения детей по разным предметам. При овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания, а успешность усвоения языка связана с точностью распределения внимания, обучение чте­нию - с устойчивостью внимания. Этот факт имеет важное значение в организации психокоррекционного процесса и подборе психотех­нических приемов: для формирования распределения внимания детям можно предъявлять тексты, а для развития объе­ма — цифры и математические задачи.

Кроме того, разные свойства внимания развиваются неодина­ково и по-разному проявляются при различных формах ЗПР. У детей с простым психофи­зическим инфантилизмом, соматогенной и психогенной формами ЗПР объем внимания существенно не отличается от здоровых де­тей. Распределение и устойчивость внима­ния претерпевают значительные изменения у детей с ЗПР церебрально-органического генеза, и у детей с другими формами ЗПР.

Эффективность коррекции внимания у детей с ЗПР в значительной мере определяется индивидуально-ти­пологическими особенностями: свойствами их выс­шей нервной деятельности. Установлено, что разные сочетания свойств нервной системы могут способствовать или препятствовать оптимальному развитию характеристик внимания. Например, у детей с сильной и подвижной нервной системой наблюдается устойчи­вое, легко распределяемое и переключаемое внимание, а у детей с инертной и слабой нервной системой — неустойчивое, плохо распределяемое и переключаемое внимание. Систематическое применение психотех­нических приемов способствует формированию свойств внима­ния у детей.

5.3. Дайте характеристику заданий для коррекции мыслительных операций детей с ЗПР.

 

У детей с ЗПР, особенно в дошкольном возрасте, отмечается недоразвитие наглядно-действенного мышления. Это проявляет­ся в недоразвитии предметно-практических манипуляций. К кон­цу дошкольного возраста наглядно-действенное мышление у них активно развивается. Психокоррекционная работа по формированию наглядно-дей­ственного мышлениядолжна проводиться поэтапно. На первом этапе необходимо формировать у ребенка предмет­но-практическую деятельность с помощью специальных дидакти­ческих пособий. На втором этапе у ребенка формируется орудийная деятель­ность (действия со вспомогательными предметами).

Развитию наглядно-образного мышления способствуют сле­дующие виды заданий: рисование, прохождение лабиринтов, кон­струирование не только по наглядному образцу, но и по словес­ной инструкции, по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем само­стоятельно его реализовать.

 

5.4. Раскройте сущность коррекционной работы в соответствии с тремя блоками дефицитарности деятельности мозга (по А.Р. Лурия)

1. Для детей с дефицитарностью глубинных структур мозга коррекционная работа должна быть направлена на формирование темповых характеристик психических процессов. Это формиро­вание устойчивости внимания, оптимизация мнемических процессов, развитие двигательных функций.

 

2. Для детей с дисфункцией задних отделов мозга - коррекционные занятия должны быть направ­лены на развитие речевых функций, зрительно-пространственных функций, формирование памяти по модально-специфическому типу (слухоречевой, зрительной, двигательной).

 

3. Для детей с дефицитарностью лобных функций мозга коррекционная работа должна быть направлена на формирование ре­гуляции деятельности и функций самоконтроля. Это успешно дости­гается в процессе обучения детей конструированию. Конструктив­ная деятельность включает в себя следующие структурные единицы:

· формулирование задачи;

· ориентировочно-исследовательские действия;

· выбор стратегии и тактики решения задачи;

· решение задачи;

· контролирующие деятельность действия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.