Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Трансактный анализ Э. Берна






 

Современный трансактный анализ включает в себя теорию личности, теорию коммуникаций, анализ сложных систем и организаций, теорию детского развития. В практическом применении он представляет собой систему коррекции как отдельных людей, так и супружеских пар, семей и различных групп.

Структура личности, по Берну, характеризуется наличием трех состояний " Я", или " эго-состояний": " Родитель", " Ребенок", " Взрослый".

" Родитель" - " эго-состояние" с интериоризованными рациональными нормами долженствований, требований и запретов. " Родитель" - это информация, полученная в детстве от родителей и других авторитетных лиц: правила поведения, социальные нормы, запреты, нормы того, как можно или должно вести себя в той или иной ситуации. Есть два основных родительских влияния на человека: прямое, которое проводится под девизом: " Делай как я! " и косвенное, которое реализуется под девизом: " Делай не как я делаю, а как я велю делать! ".

" Родитель" может быть контролирующим (запреты, санкции) и заботящимся (советы, поддержка, опека). Для " Родителя" характерны директивные высказывания типа: " Можно"; " Должно"; " Ни за что"; " Итак, запомни"; " Какой вздор"; " Бедняжка"...

В тех условиях, когда " родительское" состояние полностью блокировано и не функционирует, человек лишается этики, моральных устоев и принципов.

" Ребенок" - эмотивное начало в человеке, которое проявляется в двух видах:

1. " Естественный ребенок" - предполагает все импульсы, присущие ребенку: доверчивость, непосредственность, увлеченность, изобретательность; придает человеку обаяние и теплоту. Но при этом он капризен, обидчив, легкомыслен, эгоцентричен, упрям и агрессивен.

3. " Адаптированный ребенок" - предполагает поведение, соответствующее ожиданиям и требованиям родителей. Для " адаптированного ребенка" характерна повышенная конформность, неуверенность, робость, стыдливость. Разновидностью " адаптированного ребенка" является " бунтующий" против родителей " Ребенок".

Для " Ребенка" характерны высказывания типа: " Я хочу"; " Я боюсь"; " Я ненавижу"; " Какое мне дело".

Взрослое " Я-состояние" - способность человека объективно оценивать действительность по информации, полученной в результате собственного опыта и на основе этого принимать независимые, адекватные ситуации, решения. Взрослое состояние способно развиваться в течение всей жизни человека. Человек с преобладающим состоянием " Взрослого" является рациональным, объективным, способным осуществлять наиболее адаптивное поведение.

Терминология:

" Игра" - фиксированный и неосознаваемый стереотип поведения, в котором личность стремится избегнуть близости (т.е. полноценного контакта) путем манипулятивного поведения. Выделяют три степени игр: игры 1-й степени приняты в обществе, они не скрываются и не приводят к тяжелым последствиям; игры 2-й степени скрываются, не приветствуются обществом и приводят к ущербу, который нельзя назвать непоправимым; игры 3-й степени скрываются, осуждаются, ведут к непоправимому ущербу для проигравшего.

Психологическая игра представляет собой серию следующих друг за другом трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом, со скрытой мотивацией. В качестве выигрыша выступает какое-либо определенное эмоциональное состояние, к которому игрок бессознательно стремится.

" Поглаживания и удары" - взаимодействия, направленные на передачу положительных или отрицательных чувств. Поглаживания могут быть:

· позитивными: " Вы мне симпатичны", " Какая вы милая";

· негативными: " Ты мне неприятен", " Ты сегодня плохо выглядишь";

· условными (касаются того, что человек делает и подчеркивают результат): " Вы хорошо это сделали", " Ты бы мне больше нравился, если бы..."

· безусловными (связаны с тем, кем человек является): " Вы специалист высшего класса", " Я принимаю тебя таким, какой ты есть";

· фальшивыми (внешне они выглядят как позитивные, а на самом деле оказываются ударами): " Вам, конечно же, понятно, что я вам говорю, хотя вы и производите впечатление недалекого человека", " Вам очень идет этот костюм, обычно костюмы на вас висят мешками".

" Трансакции" - все взаимодействия с другими людьми с позиции той или иной роли: " Взрослого", " Родителя", " Ребенка". Различают дополнительные, перекрестные некрытые трансакции. Дополнительными называются трансакции, соответствующие ожиданиям взаимодействующих людей и отвечающие здоровым человеческим отношениям. Перекрестные трансакции начинаются взаимными упреками, едкими репликами и заканчиваются хлопаньем дверью.

" Вымогательство" - способ поведения, с помощью которого люди реализуют привычные установки, вызывая у себя отрицательные чувства, как бы требуя своим поведением, чтобы их успокаивали.

" Запреты и ранние решения" - одно из ключевых понятий, означающее послание, передающееся в детстве от родителей к детям из " эго-состояния" " Ребенок" в связи с тревогами, заботами и переживаниями родителей. В ответ на эти послания ребенок принимает то, что называется " ранние решения", т.е. формулы поведения, вытекающие из запретов.

" Жизненный сценарий" - это жизненный план, напоминающий спектакль, который личность вынуждена играть. Он включает в себя:

родительские послания (социальные нормы, запреты, правила поведения).

· ранние решения (ответы на родительские послания);

· игры, которые реализуют ранние решения;

· вымогательства, которыми оправдываются ранние решения;

· ожидание и предположение того, чем закончится пьеса жизни.

" Психологическая позиция или основная жизненная установка" - совокупность основных, базовых представлений о себе, значимых других, окружающем мире, дающих основание для главных решений и поведения человека. Выделяют следующие основные позиции:

1. " Я благополучен - ты благополучен" - это позиция полного довольства и принятия других..

2. " Я неблагополучен - ты неблагополучен". Если человек был окружен вниманием, теплом и заботой, а затем в силу каких-то жизненных обстоятельств отношение к нему радикально меняется, то он начинает ощущать себя неблагополучным.

3. " Я неблагополучен - ты благополучен". Человек с негативным образом собственного " Я" отягощен происходящими событиями и принимает на себя вину за них. Он недостаточно уверен в себе, не претендует на успех, низко оценивает свой труд, отказывается брать на себя инициативу и ответственность. 4. " Я благополучен - ты неблагополучен". Эта установка надменного превосходства. Данная фиксированная эмоциональная установка может сформироваться как в раннем детстве, так и в более зрелом возрасте.

Трансактный анализ включает:

· Структурный анализ - анализ структуры личности.

· Анализ трансакций - вербальных и невербальных взаимодействий между людьми.

· Анализ психологических игр, скрытых трансакций, приводящих к желаемому исходу -выигрышу.

· Анализ сценария (скрипт-анализ) индивидуального жизненного сценария, которому человек невольно следует.

В основе коррекционного взаимодействия лежит структурный анализ " эго-позиции", который предполагает демонстрацию взаимодействия с помощью техники ролевых игр.

Особо выделяются две проблемы: 1) контаминации, когда смешиваются два разных " эго-состояния", и 2) исключения, когда " эго-состояния" жестко отграничены друг от друга.

Цели коррекции. Главная цель - помощь клиенту в осознании своих игр, жизненного сценария, " эго-состояний" и при необходимости принятие новых решений, относящихся к поведению построения жизни. Сущность коррекции заключается в том, чтобы освободить человека от выполнения навязанных программ поведения и помочь ему стать независимым, спонтанным, способным к полноценным отношениям и близости.

Целью также является достижение клиентом независимости и автономии, освобождение от принуждения, включенность в настоящие, свободные от игр взаимодействия, допускающие откровенность и близость.

Конечная цель - достижение автономии личности, определение своей собственной судьбы, принятие ответственности за свои поступки и чувства.

Позиция психолога. Основная задача психолога - обеспечить необходимый инсайт. А отсюда требование к его позиции: партнерство, принятие клиента, сочетание позиции учителя и эксперта. При этом психолог обращается к " эго-состоянию" " Взрослый" в клиенте, не потакает капризам " Ребенка" и не успокаивает разгневанного " Родителя" в клиенте.

Когда психолог использует излишне много терминологии, непонятной клиенту, считается, что этим он стремится защититься от собственной неуверенности от проблем.

Требования и ожидания от клиента. Основным условием работы в трансактном анализе является заключение контракта. В контракте четко оговариваются: цели, которые клиент ставит перед собой; пути, по которым эти цели будут достигаться; предложения психолога по взаимодействию; список требований к клиенту, который тот обязуется выполнять.

Клиент решает, какие убеждения, эмоции, стереотипы поведения он должен изменить в себе, чтобы достигнуть намеченных целей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.