Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Французское скрипичное искусство






Первые сведения о скрипичном искусстве Франции относятся к началу XVI века. Скрипка во Франции долгое время сосуществовала с виолой в профессиональном искусстве и с ребеком и виелой в народном исполнительстве. Скрипка считалась «инструментом толпы» и противопоставлялась «благородной» виоле, которая господствовала в профессиональном искусстве.

Скрипичное искусство Франции было тесно связано со скрипичным искусством Италии. Во Франции работали выдающиеся скрипичные мастера Италии, в том числе и Андреа Амати, который создал около 80-ти скрипок для королевской капеллы короля Карла IX. Родоначальник брешанской школы Гаспаро да Сало большинство своих инструментов отправлял во Францию. Во Франции развёртывается деятельность баварского мастера Каспара Тиффенбруккера, которого во Франции называли Дуиффопругаром. При Катарине Медичи итальянское влияние усилилось, и в 1577 году ко двору был приглашён один из видных итальянских скрипачей-виртуозов Балтазарини, прибывший во главе большой (около двадцати) группы скрипачей. Яркий звук ансамбля скрипок по сравнению с виолами, употреблявшимися в основном в придворном оркестре, производил необыкновенный по тому времени эффект.

Позже виола по всей Европе уступила свое первенствующее положение скрипке, но отнюдь не без борьбы, приобретавшей зачастую явственно ощутимую социальную окраску. Особенно социальный смысл борьбы выявился во Франции. В 1740 году, в период заката виольного искусства, один из представителей аристократической культуры Юбер Ле-Блан выпускает трактат с характерным названием: «В защиту басовой виолы от посягательств скрипки и претензий виолончели». Любопытно, что во Франции скрипка сначала была допущена в «Ансамбль конюшни». Этот ансамбль существовал в конце XVI—начале XVII века и предназначался для обслуживания королевских выездов, охот, пикников. Затем при французском дворе был создан ансамбль «Двадцать четыре скрипки короля», в функции которого входила опять-таки преимущественно игра во время обедов, на балах, утром, «при вставании» короля. Этот ансамбль просуществовал полтора века и включал в себя лучших скрипачей Франции. Скрипачи долгое время были на положении лакеев. В такой обстановке скрипка начинала свою «академическую» жизнь. Не редко музыкантам приходилось быть и солистами, и композиторами, и учителями танцев.

 

Пьетро Лонги. Урок танцев. Учитель танцев. 1741 г.

К этой поре относится знаменитое правило «на первой доле такта следует всегда вести смычок вниз, а на следующей - вверх» (Школа Мерсена, 1636). Скрипач – танцмейстер вынужден был быть дирижёром танца и движением смычка показывать сильную долю такта. Позднее этот приём формализовался и стал помехой выразительности.

Форма постановки рук скрипача отличалась от современной: скрипка держалась слева от подгрифа, была сильно опущена, а левая рука, из-за короткой шейки, была прижата локтем к корпусу скрипача. Смычок держался кончиками пальцев примерно на 10 см вверх от колодки, что облегчало исполнение штрихов (особенно прыгающих и коротких), но затрудняло протяжное мощное звукоизвлечение.

 

Хендрик Тербрюгген. Скрипач.

 

Наиболее яркий представитель французского скрипичного искусства второй половины XVII века – Жан Батист Люлли (1632 – 1687). Блестящий скрипач, гениальный композитор, превосходный клавесинист, органист, гитарист, дирижёр, танцовщик, актёр, педагог, прекрасный организатор. Он объединил все музыкальные силы Франции, утвердил единство скрипичного стиля на основе обобщения передовых достижений французского и итальянского скрипичного искусства.

 

Жан Батист Люлли.

 

 

Сын бедного итальянского мельника, Люлли с детства хорошо пел и играл на гитаре. В возрасте 12 лет был вывезен во Францию, где поступил на службу к двоюродному брату французского короля герцогу де Гизу. Люлли служил учителем итальянского языка, а затем музыкальным пажем у принцессы Монпасье. Успехи в занятиях на скрипке, а позднее на клавесине, органе и в музыкальной теории открыли ему дорогу в Королевскую капеллу, а затем в оркестр «Двадцать четыре скрипки короля».

Вскоре он приобрел известность как солист-скрипач, танцовщик и автор музыки к балетам для придворных празднеств. Быстро завоевав расположение короля, Люлли получил должность «придворного композитора танцевальной музыки», становится руководителем оркестра, получив от короля привилегию на организацию музыкальной жизни Франции и право основать «Королевскую музыкальную академию» - французскую оперу.

Люлли считался лучшим скрипачом Франции, играл он «божественно». Его скрипичные произведения входят в его оперы, балеты, дивертисменты. Оркестр Люлли отличался точностью интонации, хорошей атакой звука (знаменитый «первый удар смычка» в начале исполнения).

Творчество Люлли было тесно связано с народным искусством, органически слив наиболее ценные элементы, он создал свой музыкальный язык, доступный различным слоям общества. В этом его большая заслуга как скрипача и композитора своей эпохи.

 

Жак Андре Джозеф Авед. Портрет Жака Филиппа Рамо со скрипкой.

 

Сочинения скрипачей XVII века представляют собой преимущественно танцевальные миниатюры, отточенные по форме, изящные, богатые по ритмике. Наиболее характерны были: гавот, менуэт, сарабанда, рондо, прелюдия, жига и т. д. Это привело к формированию первых образцов сонатного жанра, которые представляли собой скорее многочастные сюиты. Расцвет сонатного жанра был связан с активизацией концертной жизни.

 

 

В 1725 году Ф. А. Филидором основывается общество «Духовных концертов», вскоре они стали первыми постоянно открытыми светскими концертами.

 

К началу XVIII века относятся попытки создания скрипичных школ. В 1712 году М. П. Монтеклер создаёт свою школу «Лёгкая метода игры на скрипке с прибавлением краткого изложения основных принципов, необходимых для исполнения на этом инструменте». В 1718году - П. Дюпон издал «Принципы скрипки в вопросах и ответах, с помощью которых каждый может сам научиться играть на этом инструменте». Но эти школы были всё же довольно примитивны.

Расцвет концертной жизни приводит к появлению целой плеяды замечательных исполнителей и композиторов.

Жан - Батист Анэ (1676 – 1755), замечательный французский виртуоз, ученик А. Корелли. Ему принадлежат два сборника скрипичных сонат, две сюиты пьес для двух мюзетов.

Жан - Батист Сенайе (1687 – 1730), одарённый скрипач и композитор, ученик Ж. – Б. Анэ. Автор скрипичных сонат.

Жак Обер (1689 – 1753), блистательный виртуоз, ученик Ж. – Б. Сенайе. Им было издано пять сборников скрипичных сонат, один из первых во Франции начинает плодотворно работать в области инструментального концерта.

Жан - Батист Анэ (1676 – 1755), замечательный французский виртуоз, ученик А. Корелли. Ему принадлежат два сборника скрипичных сонат, две сюиты пьес для двух мюзетов.

.В начале века во Францию приезжает работать большое число итальянских скрипачей. Среди них Мишель Масчитти, автор девяти сборников сонат и концертов; Антонио Пиани, известный под именем Деплан, автор сборника скрипичных сонат, одна из частей которых, «Интрада», в обработке Т. Наше до сих пор остаётся в репертуаре скрипачей.

Жан – Пьер Гиньон (1702 – 1774), ученик Дж. Б. Сомиса. Уже в детские годы у него проявились выдающиеся виртуозные способности, становится придворным скрипачом короля и в 1741 году получает звание «Король скрипачей».

Жан – Мари Леклер (1697 – 1764) – один из выдающихся скрипачей и композиторов Франции, он выдвигается на первое место среди скрипачнй, потеснив Ж. – П. Гиньона. Один из самых популярных концертных исполнителей. Значительный вклад в историю скрипичного искусства Леклер внёс своим композиторским творчеством. Среди его сочинений сорок восемь сонат для скрипки с басом, сонаты для двух скрипок, трио-сонаты, concerti grossi и др.

Франсуа Франкёр (1698 – 1787) – современник Леклера, больше прославился как композитор, а не солист – скрипач.

Выходят в свет методические труды и школы по обучению игре на скрипке.

Л`Аббе (1727 – 1803), любимый ученик Леклера. Весьма большую ценность представляет принадлежащая Л`Аббе первая серьёзная французская «Школа» скрипичной игры – «Принципы скрипичной игры для изучения техники пальцев на этом инструменте и другие необходимые правила», 1761 г.

В 1763 году Е.П. Брижон издаёт методическое пособие «Рассуждения о музыке и правильной манере её исполнения на скрипке».

В 1779 году профессор и издатель А. Байо публикует свой труд «Рациональный метод изучения игры на скрипке».

В 1783 выходит в свет знаменитая «Школа» Мишеля Коррета.


 

Пьер Гавинье (1728 – 1800) – один из выдающихся скрипачей Франции 2-ой половины XVIII века. После открытия Парижской консерватории Гавинье становится первым профессором скрипки. Гавинье принадлежат несколько сборников скрипичных сонат, концертов, Двадцать четыре упражнения (этюда) для скрипки соло и др. произведения. Ему по праву принадлежит слава выдающегося педагога века, образовавшего свою оригинальную школу. Кроме преподавания в Консерватории, он воспитывал скрипачей и в оркестре «Духовных концертов», которым руководил, прививая им навыки скрипичного мастерства, ансамблевой и оркестровой игры, чтения нот с листа.

Пьер Гавинье не только обобщил лучшие достижения скрипичного искусства своего времени, но открыл новые пути и подготовил почву для расцвета скрипичного искусства XIX века.

Джованни Баттиста Виотти (1755 – 1824) – итальянский скрипач и композитор, крупнейший представитель героического классицизма в скрипичном искусстве. Своим исполнительским и композиторским творчеством оказал влияние на развитие скрипичного искусства XIX века, на формирование парижской школы, в числе представителей которой его ученик – Пьер Роде.

 

 

В 1793 году в Париже был создан Национальный музыкальный институт. С 1795 года это учебное заведение получило название Парижской консерватории. Особенность статуса Парижской консерватории – почти полное отсутствие возрастных границ.

 

Пьер Байо (1771 – 1842) – французский скрипач, композитор, музыкальный писатель, педагог. Крупнейший представитель парижской школы. С 1795года – профессор Парижской консерватории. Выступал с сольными концертами. В 1814 г. организовал в Париже первые публичные квартетные вечера. Его ученики: Ш. Данкля, Ж.Ф. Мазас, Ш. Берио. Автор ряда скрипичных произведений.


 

Пьер Роде (1774 – 1830) – французский скрипач, композитор, педагог. Ученик Дж. Б. Виотти. Один из основателей французской скрипичной школы XIX века. С 1795г. – профессор Парижской консерватории. Концертировал в Европе. Л. Боккерини написал для него несколько концертов. Бетховен – 10-ую сонату и «Романс». Автор скрипичных концертов, каприсов (этюдов) и других произведений.

 

 

 

Родольф Крейцер (1766 – 1831) – французский скрипач, композитор, педагог, дирижёр. По национальности – немец, ученик А. Стамица. Концертировал с 13-ти летнего возраста. Камер-виртуоз двора Наполеона I. С 1795г. – профессор Парижской консерватории. Среди его учеников - Ш. Ф. Лафон – ярчайший представитель французской скрипичной школы. Бетховен посвятил Крейцеру сонату, которая получила название «Крейцерова». Автор концертов, струнных трио, квартетов и других произведений. Его этюды (изд. 1796, 1797г.г.) открыли новое направление в скрипичной педагогике.

 

В 1802 году была издана совместная – Байо, Роде, Крейцера - Школа-манифест «Метода скрипичной игры». Авторы выдвигают принцип единовременности технического и музыкального развития ученика в овладении приёмами игры на инструменте. Главные эстетические критерии – хороший вкус и чувство меры, естественность, простота, правдивость. Большое внимание уделено работе над гаммами, штрихами, по изучению позиций. «Школа» включает три раздела. Вводная часть даёт информацию о происхождении скрипки, её свойствах, распространении, о необходимости сознательной работы. Первая часть – «О механизме скрипки» - излагает постановочные моменты, а также указывает на значение работы над интонацией, самоконтроле и др. Вторая часть – «О средствах выражения» - рассматривает вопросы, касающиеся звука, темпа, стиля, вкуса и пр. Классические идеалы школы - законченный стиль, совершенство формы, умеренность, тонкость штрихов, тщательность отделки и др. Главная заслуга совместной школы Парижской консерватории – обобщение огромного педагогического опыта.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.