Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткий исторический очерк






Программа ДИСЦИПЛИНЫ

«ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

 

ВВЕДЕНИЕ

Предмет и задачи возрастной психологии

Предмет возрастной психологии - изучение и представление в виде научных фактов и существующих теорий основных особенностей психического развития детей при их переходе из одного возрастного периода в другой, включая развернутые разносторонние содержательные психологические характеристики детей, относящиеся к разным возрастным группам; изучение сочетания психики и поведения индивида, обозначаемое с помощью понятия «возраст»; изучение понятий движущие силы, условия и законы психического и поведенческого развития человека.

Разделы возрастной психологии: детская психология, психология юности, психология зрелости, геронтопсихология. Степень их разработанности и значение.

Связь возрастной психологии с философией, общей психологией, педагогической психологией, с возрастной анатомией, физиологией и др. науками.

Теоретические и практические (прикладные) задачи возрастной психологии: научно-исследовательские, диагностические, коррекционные.

Методы возрастной психологии

Особенности комплексного использования методов исследования в возрастной психологии. Критика интроспективных, субъективистских методов в возрастной психологии.

Адаптированные методы для изучения когнитивных процессов и личности ребенка. Изучение восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, речи.

Исследование индивидуальных и возрастных различий детей. «Метод близнецов» (исследование сходств и различий между гомозиготными и гетерозиготными близнецами).

Исследование межличностных отношений в различных детских группах, а также исследование взаимоотношений между детьми и взрослыми.

Наблюдение, его разновидности. Особенности метода наблюдения и требования к нему.

Социально-психологический эксперимент. Основные формы констатирующего эксперимента; «продольные» и «поперечные» срезы. Проблемы и перспективы развития.

Опрос. Интервью.

Метод тестов. Проблема диагностики в современной психологии. Социометрический метод как метод исследования коллективов.

Краткий исторический очерк

Описательный (донаучный) этап в становлении возрастной психологии. Появление идеи развития. Дифференциация возрастных этапов в связи с потребностями практики обучения. Становление психологи развития как науки и экспериментальной практики.

Основные теоретические проблемы возрастной психологии. Значение идей Ж.Ж. Руссо для становления детской психологии. Начало изучения детской психологии (Д. Гидеман и др.), возникновение возрастной (детской) психологии в середине XIX века. Роль дифференциальной психологии в возрастной психологии (Ф. Гальтон).

Теории развития эндогенного и экзогенного направления. Ранние теории созревания; теория трех ступеней развития К. Бюлера; ортогенетическая концепция X. Вернера; теория развития А. Буземана; биогенетический подход в объяснении развития (концепция рекапитуляции С. Холла); нормативный подход к исследованию развития (теория А. Гезелла, Л. Термена); теория конвергенции двух факторов развития В. Штерна. Ранние бихевиористические трактовки; теория Б. Скиннера; теория развития С. Бижу и Д. Баера. Теория Р. Сирса.

Трактовка развития в психоанализе. Классический психоанализ 3. Фрейда и его трактовка стадий развития. Формирование детского психоанализа. Развитие концепций 3. Фрейда в работах А. Фрейд. Эпигенетическая концепция Э. Эриксона.

Теория социального научения. Отходы от классического бихевиоризма. Социализация, воспитание и развитие. Критические периоды социализации. Поощрение и наказание как условия формирования нового поведения. Роль подражания в формировании нового поведения. Ребенок и взрослый, семья как фактор развития поведения ребенка.

Когнитивное направление в возрастной психологии. Теория Ж. Пиаже (ключевые понятия концепции; открытие эгоцентризма детского мышления; открытие стадий интеллектуального развития ребенка). Теория морального развития Л. Колберга. Теория развития умения К. Фишера. Развитие как решение задач.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.