Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Психологические задачи. Задание 134. Гляжу на будущность с боязнью,






Задание 134. Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской…

И как преступник перед казнью,

Ищу кругом души родной,

Придет ли вестник избавленья

Открыть мне жизни назначенье,

Цель упований и страстей,

Поведать, что мне Бог готовил,

Зачем так горько прекословил

Надеждам юности моей…

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее иль пусто иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья

В бездействии состарится оно…

М.Ю.Лермонтов

s Какие возрастные особенности прочувствованы и выражены поэтом в стихотворении?

Задание 135. В целях изучения возрастных особенностей самооценки на выборке из 100 испытуемых (женщин – 66, мужчин - 34) в возрасте от 36 до 60 лет было проведено исследование по методике М. Куна «Кто Я?»[9]. Основные категории описаний: личностные характеристики, семья и отношения в ней, деловая сфера, увлечения и интересы, социальные контакты. Получены следующие результаты. Различия в самоописаниях женщин и мужчин заключаются в порядке следования категорий. Для женщин он прямо совпадает с приведенным, у мужчин категория семейных отношений уступает место увлечениям и деловой сфере. По сравнению с периодом ранней зрелости, у тех и других социальные контакты становятся менее упоминаемыми в сопоставлении с профессиональными интересами и увлечениями.

s Какими возрастными особенностями объясняются различия в самоописаниях испытуемых в возрасте ранней и средней зрелости? Как проявилась в самооценке специфика женского и мужского вариантов развития в зрелости?

Задание 136. По данным одного из исследований, из 700 испытуемых 26 – 80 лет лишь женщины 50-летнего возраста описывали свою жизнь как первоклассную (Mitchell, Helson, 1990). Лонгитюдный эксперимент подтверждает подобные факты, выявляя у респонденток, названной возрастной группы высокую оценку качества жизни и обнаруживая у них снижение зависимости, повышение уверенности и решительности (Helson, 1992). По ретроспективным отчетам лиц пожилого и старческого возраста, пятое десятилетие жизни чаще всего упоминается в качестве принесшего наибольшее удовлетворение (Field, 1993).

s Объясните полученные в исследованиях данные. Какие факторы определили высокую оценку удовлетворенности жизнью именно у женщин 50-летнего возраста?

Задание 137. Ольге и Владимиру по 40 лет. Они женаты двадцать лет, и у них есть 18-летняя дочь. Владимир работает на заводе станочником. Ольга прежде не работала, но теперь подумывает о том, чтобы поискать для себя место.

s Представьте себе, что Ольга и Владимир попросили вас помочь им составить жизненные планы на период зрелости. Подумайте, чего им следует ожидать и как лучше приспособиться к грядущим изменениям.

Задание 138. Сергей (30 лет) уже третий раз женат, при этом помимо зарегистрированных отношений много раз пытался начать совместную жизнь с женщинами. Все эти попытки терпели крах в связи с матерью мужчины. Она одна воспитывала сына, и когда тот вырос, стала требовать внимания к себе. У мужчины собственная квартира, но мать в безапелляционной форме требует, чтобы он каждый день проводил у нее. Даже в рабочий день сын обязан приходить к матери и проводить с ней время до позднего вечера. Только часов в 11 вечера он может отправляться домой.

s Дайте психологический анализ ситуации. Каковы варианты дальнейшего развития отношений между участниками ситуации? Как будут решаться в этих случаях каждым из участников соответствующие задачи развития?

Задание 139. Из письма: «Первый раз мы с мужем разошлись через год после свадьбы. А на последнем году нашей семейной жизни у нас началась настоящая эпидемия разъездов. Нам было достаточно пустяка, чтобы разругаться в пух и прах и хлопнуть дверью. Дело доходило до смешного. Один раз он ушел только потому, что я случайно, пока смотрела фильм, съела все эклеры. Год назад мы расстались окончательно. С тех пор я поступила на вечернее отделение института, нашла интересную работу, завела новых друзей. Сейчас мне так обидно, ведь все это могло произойти гораздо раньше. А все эти годы у меня ни на что не оставалось сил, я ни о чем не думала, кроме наших дурацких отношений».

s Дайте психологический анализ ситуации. Предположите, в какой мере участники ситуации решают возрастные задачи развития, какие трудности они испытывают и почему?

Задание 140. Из письма: «Вот уже более четырех месяцев, как я живу с моим 39-летним другом. Проблема в том, что он психологически еще не преодолел до конца все тягостные последствия недавнего развода. Иногда он как бы внезапно отдаляется от меня, становится холодным и устанавливает определенную, достаточно жесткую дистанцию между нами. Меня это очень обижает и раздражает. Он говорит, что его бывшая жена оставила в нем такое разочарование, что его доверие к другим людям подорвано. Мне так хотелось бы создать настоящую душевную близость между нами. Но как?»

s Дайте психологический анализ ситуации. Какие психологические проблемы испытывают и решают участники ситуации? Как эти проблемы соотносятся с задачами развития в среднем возрасте?

Задание 141. Из письма: «Мои родители развелись, отец пропал на несколько лет. За это время я вышла замуж, у меня ребенок. Тут появился папа с новой супругой. Сын обрадовался деду, муж тоже рад его видеть (он действительно хороший человек), но мне неприятно общаться с новой женой отца. Не нравится она мне, и все (хотя она очень хочет, чтобы отец общался с нами). В результате мы почти не видимся. Сын переживает, да и муж тоже. Как мне выйти из ситуации?»

s Дайте психологический анализ ситуации. Какие психологические проблемы испытывают и решают участники ситуации? Как эти проблемы соотносятся с соответствующими задачами развития среднего возраста? Какими могут быть варианты дальнейшего развития ситуации?

Задание 142. В исследовании Д. Фрайера (1990), проведенном в Великобритании, было показано, что при длительной безработице у людей возникает намного больше проблем с психическим здоровьем, чем у низкооплачиваемых, но работающих людей[10].

s Проанализируйте и объясните результаты исследования с точки зрения закономерностей развития в зрелости.

Задание 143. По мнению многих психологов, с началом развития зрелости развитие как таковое прекращается: вместо него происходит простое изменение отдельных психологических характеристик. Так, швейцарский психолог Э. Клапаред считал, что зрелый возраст равносилен остановке в развитии, является возрастом психической окаменелости.

s Прокомментируйте данные мнения. Докажите их ошибочность.

Задание 144. Докажите, что пословица «Век живи – век учись» в условиях современной жизни актуальна для развития зрелого человека. Какова роль обучения и самообразования в развитии человека зрелого возраста?

Задание 145. Возникают ли в зрелом возрасте конфликты развития, характерные для более ранних стадий развития? Обоснуйте свой ответ.

Задание 146. Почему отношения родителей зрелого возраста с их выросшими детьми можно охарактеризовать как развивающиеся?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.