Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Теоретическое введение. 1. Общая характеристика периода средней зрелости






План:

1. Общая характеристика периода средней зрелости. Особенности социальной ситуации.

2. Основные задачи развития в зрелости.

3. Проблема генеративности. Расцвет творческой активности и профессиональной деятельности. Развитие личности в зрелости.

4. Развитие семейных отношений.

5. Развитие интеллекта в зрелости.

6. Переход к средней зрелости (30 – 35 лет) как нормативный кризис. Психофизиологические особенности в период перехода к средней зрелости. Изменения в самосознании, смысловая перестройка сознания. Переживания кризиса мужчинами и женщинами.

7. Кризис 40 - 45 лет. Осознание утраты молодости и реальности смерти. Изменения в самосознании.

8. Кризис 50 – 55 лет. Психофизиологические особенности периода и изменения в социальной ситуации.

Рекомендуемая литература: [1], [2], [4], [5], [49], [55], [90], [92], [93], [100], [101], [113], [115], [125], [126].

Зрелость – наиболее продолжительный период онтогенеза, имеющий весьма условные границы, отделяющие его, с одной стороны, от юности, с другой – от старости. «Возрастные пределы зрелости определяются комплексом социальных и биологических причин и зависят от конкретных социально-экономических условий индивидуального развития человека» [101, c.193]. В целом этот отрезок жизненного пути характеризуется расцветом, наивысшим развитием интеллектуальных способностей и личности человека. В это время происходит стабилизация всего жизненного уклада индивида и его личностных особенностей: устанавливаются относительно постоянные социальные связи и семейные отношения, обязанности и социальные роли, ценностные ориентации, общая самооценка и ее частные аспекты.

Определяющим для развития личности в зрелости является стремление к наиболее полной самореализации в различных сферах жизни – профессиональной, семейной, творческой. Высокая продуктивность и удовлетворенность результатами собственной деятельности дают человеку чувство полноты и смысла жизни. Развитие личности в зрелости имеет своим центром освоение, переживание и воспроизведение ценностей жизни и культуры. Согласно Э. Эриксону, основная проблема развития этого периода жизни – переход к генеративности против поглощенности собой и стагнации. Это основное противоречие, задающее личностную динамику в зрелости. Генеративность (общечеловечность) – это способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью будущих поколений, формами будущего общества, и устройством будущего мира. Генеративность предполагает порождение и удовлетворение потребностей следующего поколения; вклад в развитие культуры через просоциальную деятельность в семейной и профессиональной сферах. Опасностью развития на данной стадииявляется глубокое чувство застоя и обеднения личной жизни. Это приводит к тому, что такие люди начинают баловать себя, потворствовать своим желаниям. Иногда проявлением заботы о самом себе становится ранняя инвалидность (физическая и психологическая). Причинами задержки в развитии генеративности, по мнению Э. Эриксона, могут стать травмирующие впечатления раннего детства, неправильные идентификации с родителями, чрезмерное себялюбие, проявляющееся в форме созидания себя как преуспевающей личности, недостаток базисного доверия к миру и себе. Следует подчеркнуть, что кроме генеративности, в среднем возрасте перед человеком встают все проблемы развития (проблемы доверия, автономии, инициативности, умелости, эго-идентичности, интимности, эго-интеграции).

Задачи развития в период средней взрослости (Р. Хейвигхерст):

1. Достижение зрелой гражданской и социальной ответственности.

2. Достижение и поддержание целесообразного жизненного уровня.

3. Выбор подходящих способов проведения досуга.

4. Помощь детям стать ответственными и счастливыми взрослыми.

5. Усиление личностного аспекта супружеских отношений.

6. Принятие физиологических перемен середины жизни и приспособление к ним.

7. Приспособление к взаимодействию со стареющими родителями.

Проблемы развития взрослого человека (Пэк): 1) признание ценности мудрости против признания ценности физических сил; 2) уравновешивание на новом уровне социального против сексуального начала в человеческих отношениях; 3) эмоциональная гибкость против эмоционального обеднения; 4) умственная гибкость против умственной ригидности.

Познавательные способности человека в зрелом возрасте имеют сложную и неоднозначную динамику. Развитие взрослого человека, состоящее из серии микропериодов, противоречиво сочетает в себе разные процессы становления: нарастание продуктивности одних функций, понижение работоспособности других и стабилизацию уровней функционирования третьих. Изменения в интеллектуальной сфере можно описать через различия в становлении и функционировании двух видов интеллекта – «подвижного», или «текучего» (используется в научении), и «кристаллизованного» (умение анализировать проблемы, формулировать суждения и выводы на основе накопленного опыта, использовать усвоенные стратегии решения проблем). Возможности первого с возрастом снижаются, а потенциал второго возрастает. Кроме того, в зрелости, по Б.Г. Ананьеву, имеет место нарастание степени обучаемости. В качестве одного из факторов сохранности и повышения возможностей психофизиологического функционирования и интеллектуальных процессов выступает трудовая деятельность, а также практический опыт и тренированность [101].

Профессиональная деятельность в среднем возрасте характеризуется повышением уровня компетентности и карьерным ростом в выбранной сфере. Фактором изменения отношения к работе или смены самой профессиональной деятельности может выступать переживание человеком кризисов среднего возраста.

Развитие семейных отношений в средней зрелости характеризуется несколькими важными аспектами: воспитание взрослеющих детей; подготовка к уходу детей из семьи, принятие этого факта, приспособление к жизни супругов вдвоем; воспитание внуков; изменение отношений со стареющими родителями.

Дать определение понятия «зрелость» непросто. Рост, развитие, адаптация и связанные с ними изменения психического функционирования человека продолжаются на протяжении всей жизни. Этот процесс отличается неоднородностью. Существование возрастных кризисов в зрелости было доказано многими исследованиями, хотя их содержание изучено гораздо меньше, по сравнению с кризисами детства и юности. Кризисы зрелости связаны с переосмыслением ценностей и целей жизни, появлением новых мотивов. Протекают они, как правило, более скрыто, без выраженных изменений в поведении.

Кризис 30 – 35 лет обусловленфизиологическими изменениями (первые признаки старения, ярче выраженные у мужчин; для женщин это время расцвета женственности); осознанием уходящей молодости; кроме того, этот период часто совпадает с критическим периодом в жизни семьи. Изменения с самосознании связаны с переоценкой значимости других людей, принятых семейных обязательств, обстоятельств и условий осуществления индивидуальной судьбы. Кризис середины жизни связан с рефлексией, анализом достижений и ошибок, допущенных в прошлом, с оценкой своих возможностей самореализоваться в остающийся отрезок жизни. Человек оказывается перед необходимостью пересмотра своих замыслов и соотнесения их с оставшейся частью жизни, осознавая, что будущее не несет безграничных возможностей. Другим критическим периодов средней зрелости является выход на пенсию. Для многих это трудная ступень жизни, связанная с переживанием внутренних конфликтов, необходимостью изменения стереотипа жизни и установок на будущее. Это время, когда нужно принять тот факт, что далеко не все планы человека реализованы и могут быть реализованы.

Итак, период средней зрелости является наиболее благоприятным для достижения человеком всех уровней зрелости: физической, социальной, психологической. Это период становления человека в качестве субъекта общения, познания и деятельности, как индивидуальности [4; 5].

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.