Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психического развития






I. Теоретическое введение

План:

1. Общие закономерности развития.

2. Концептуальные подходы к феномену развития психики в онтогенезе.

3. Основные положения культурно – исторической концепции развития высших психических функций Л.С. Выготского.

4. Основные направления развития культурно–исторической парадигмы.

Рекомендуемая литература: [30], [49], [72], [79], [104], [124], [125].

Согласно Г. Крайг (2000), термин развитие указывает на изменения, которые со временем происходят в строении тела, мышлении или поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды. Развитие происходит в трех областях: физической, когнитивной и психосоциальной. К физической области относятся такие физические характеристики, как: размеры и форма тела и органов, изменение структуры мозга, сенсорные и моторные (двигательные) навыки. Когнитивная область (от лат. «cognition» – «знание», «познание») охватывает все умственные способности и психические процессы, включая конкретную организацию мышления. В психосоциальную область входят свойства и социальные навыки.

Закономерности процесса развития:

1. Развитие человека в трех областях происходит одновременно и взаимосвязано. Между различными областями развития человека существует сложное взаимодействие. Развитие представляет собой не последовательность отдельных, не согласованных между собой изменений, а носит целостный, системный характер, вследствие чего изменения в одной области влекут за собой перемены в других областях.

2. Процесс развития происходит в соответствии с генетическим планом (созреванием).

3. Развитие происходит индивидуально и оригинально.

4. Процесс развития носит непрерывный (континуальный) или скачкообразный (ступенчатый) характер. Представители одних психологических направлений придерживаются концепции непрерывного развития (теория научения), другие психологические направления являются сторонниками стадиального развития.

Отечественная психологическая наука исходит из диалектического понимания развития. Применительно к проблеме психического развития ребенка это означаетследующее. Во-первых, каждый возрастной этап не сводится к чисто количественно измеряемым изменениям в сознании и поведении человека, а приводит к качественным изменениям в психике. Развитие, согласно Выготскому Л.С. (2000) прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Основные признаки развития: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта. Во-вторых, движущей силой психического развития считается саморазвитие, которое идет через разрешение внутренних противоречий личности. В-четвертых, для психического развития характерно не только эволюционные периоды, но и возрастные кризисы (Выготский, 2002).

Рассмотрим некоторые концептуальные подходы к феномену развития психики в онтогенезе. Бихевиоризм. Не принимают в расчет наследственную предрасположенность. Наследственность многообразна и открыта. Поведение определяется исключительно окружением (культурой и воспитанием). Развитие – приобретение новых поведенческих реакций и способов реагирования. Теории научения. Психическое развитие понимается в терминах непрерывного взаимодействия между поведенческими, средовыми и когнитивными факторами. Научение происходит посредством прямого опыта. Развитие это результат научения через наблюдение в приобретении навыков поведения (Бандура, Роттер). Классический психоанализ Фрейда. Рассматривает развитие как прохождение через психосексуальные стадии. Выделяется несколько стадий, каждая из которых служит фундаментом для достижения последующей. С точки зрения Фрейда, ребенок вступает в жизнь, стремясь к удовольствию. Удовольствие достигается посредством стимуляции «эрогенных зон» – особенно чувствительных к прикосновению (рот, анус, гениталии). По мере развития значение каждой из зон меняется. Сексуальная энергия (либидо) перемещается по этим зонам, определяя этапы развития. Индивидуальная психология Адлера. Движущей силой развития личности является генерализованное чувство неполноценности. Чувство неполноценности особенно остро проявляется к телесным недостатка. Ребенок с наследственными органическими недостатками пытается компенсировать их за счет более интенсивного развития дефектной функции. Позднее Адлер включил в понятие неполноценности все виды физических, душевных или социальных недостатков. Слабость и беспомощность ребенка, его зависимость от окружающей обстановки ведут к проявлению чувства неполноценности, присущее каждому человеку. Ребенок осознает свою беспомощность и необходимость преодолеть недостаток, но при этом им движет врожденное стремление к превосходству. В итоге такой процесс движет индивида по направлению ко все большему совершенству и реализации. Эпигенетическая теория Эриксона. Эриксон рассматривает развитие личности на протяжении всей жизни человека, от рождения до самой смерти. При этом центральной проблемой развития выступает поиск собственной идентичности. Согласно Эриксону, человек проходит восемь психосоциальных стадий. Каждая стадия включает в себя конфликт или кризис. Кризисы неизбежны и нормативны. Каждый кризис требует своего разрешения. Человек может выбирать между основными путями разрешения кризиса: адаптивным и неадаптивным. Когда кризис завершается, человек приобретает адаптивное или неадаптивное качество и готов к преодолению нового кризиса. Генетическая психология Пиаже. В основе развития заложено когнитивное развитие человека. Человеческое знание имеет статус биологического органа психики. Процесс приобретения знания рассматривается как эволюционный процесс. Приобретение знания является средством достижения адаптации. Пиаже проводил параллель между тем, как дети приобретают знания (в частности, научные идеи) и историческим развитием знания. Однако, это не означает, что последовательность стадий в приобретении знаний детьми повторяет развитие научных идей. Культурно–историческая концепция развития высших психических функций Л.С. Выготского. Л. С. Выготский различал: преформированный и непреформи-рованный типы развития. Преформированный тип – это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, который явление достигнет. Например: эмбриональное развитие. Непреформированный тип развития наиболее распространен на нашей планете. К нему же относится развитие Галактики, развитие Земли, процесс биологической эволюции, развитие общества. Процесс психического развития ребенка также относится к этому типу процессов. Непреформированный путь развития не предопределен заранее. Дети разных эпох развиваются по-разному и достигают разных уровней развития. С самого начала, с момента рождения ребенка не даны ни те стадии, через которые он должен пройти, ни тот итог, который он должен достигнуть. Детское развитие – это непреформированный тип развития, но это совершенно особый процесс – процесс, который детерминирован не снизу, а сверху, той формой практической и теоретической деятельности, которая существует на данном уровне развития общества. В этом особенность детского развития. Его конечные формы не даны, а заданы. Человеческое развитие происходит по образцу, который существует в обществе. Согласно Выготскому, процесс психического развития – это процесс взаимодействия реальных и идеальных форм. Важно проследить логику освоения идеальных форм. Ребенок не сразу осваивает духовное и материальное богатство человечества. Но вне процесса освоения идеальных форм вообще невозможно развитие. Поэтому внутри непреформированного типа развития психическое развитие ребенка это особый процесс. Процесс онтогенетического развития – процесс ни на что не похожий, процесс чрезвычайно своеобразный, который проходит в форме усвоения.Выготский разработал учение о возрасте как единице анализа детского развития. Согласно Выготскому, человек в процессе своего развития возвысился до сознания новых движущих сил своего поведения. Выготский вводит исторический принцип в область детской психологии. Основные положения концепции Выготского Л.С.: 1) В качестве источника развития выступает среда. 2) Специфика детского развития состоит в подчинении действию не биологических, а общественно – исторических законов. 3) Высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения ребенка. 4) Движущая сила психического развития – обучение. Обучение является внутренне необходимым и всеобщим моментом в развитии ребенка. Обучение не тождественно развитию. Обучение развивает не природные, а исторические особенности человека. 5) Обучение создает зону ближайшего развития. 6) Для психического развития детей характерно прохождение кризисов (кризис новорожденного, 1 года, 3, 7, 13, и 17 лет). Основные направления развития культурно–исторической парадигмы. Идеи Выготского нашли свое продолжение в исследованиях А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, П.И. Зинченко, П.Я. Гальперина, Л.И. Божович. Основные идеи, связанные с разработкой взглядов Выготского заключены в следующем: 1) В основе развития обобщений лежит не общение языкового типа, а непосредственная практическая деятельность.2) Существует различие между понятиями «обучение» и «деятельность».3) Ведущий вид деятельности (А. Н. Леонтьев и др.) является критерием периодизации психического развития и показателем психологического возраста ребенка.4) Смена ведущих типов деятельности подготавливается длительно и связана с возникновением новых мотивов. 5) Психические процессы зависят от характера и строения внешней, предметной деятельности (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин).6) Внешняя деятельность переходит во внутреннюю, имеет свою особенность и закономерность (Д. Б. Эльконин). II. Практическая работа Задание 14. Составьте таблицу 1 по предложенной схеме. В таблице укажите название периода и кратко опишите его характерные особенности. Для заполнения данной таблицы воспользуйтесь рекомендуемой литературой.Таблица 1 Периодизация психического развития в основных направлениях психологии
  Направление
Психоанализ Индивидуальная психология Эпигенетическая теория Генетическая психология Культурно-историческая концепция
Основание периодизации          
Возраст 0 – 1, 5 года          
1, 5 – 3 года          
3 – 5 лет          
6 – 11 лет          
11 – 17 лет          
17 – 40 лет          
40 – 60 лет          
После 60 лет          






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.