Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов.- СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 304с. (Серия «учебник нового века»).






ДИСЦИПЛИНА ПО ВЫБОРУ

«Здоровьесберегающая, культурно-просветительская и досуговая деятельность в ДОУ»

Виды занятий и их содержание

Планы и содержание семинарских и практических занятий

Семинарские занятия

Тема 1. Нормативно-правовые аспекты в сфере организации отдыха

и оздоровления детей. Правовые регулирование отдыха и занятости детей и подростков в РФ. Медицинское и санитарно-гигиеническое обеспечение функционирования оздоровительных учреждений и организаций (семинарское занятие– 2 часа).

Цель: изучить и проанализировать современные тенденции в организации оздоровления и отдыха детей и подростков; изучение положений законодательных и нормативно-правовых актов, документов, регламентирующих работу по организации оздоровления и отдыха детей и подростков, определяющих правовой и социальный статус воспитателя, вожатого, педагога-организатора, его должностные обязанности и права, а также права детей; изучить действующие нормативные и методические документы, отражающие санитарно-гигиенические требования к ДОУ; изучить и проанализировать классификацию типов ДОУ.

План:

I. Сообщения (доклады) студентов по теме семинара.

II. Вопросы для обсуждения:

1. Действующее законодательство в сфере организации отдыха и оздоровления детей, обеспечивающее физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие ребенка. Правовое обеспечение жизнедеятельности и развития ребенка в ДОУ.

2.Сфера профессиональной деятельности вожатого. Квалификационные требования, предъявляемые к вожатому. Особенности трудового законодательства применительно к работе вожатого. Система оплаты труда вожатых. Система должностного подчинения в ДОУ.

3. Понятие «Санитарно-гигиенические нормы и правила». Требования к вожатому по обеспечению контроля за соблюдением детьми правил личной гигиены. Санитарно-гигиенические требования (СГТ).

4. Учреждения, реализующие программы летнего отдыха и оздоровления детей и подростков. Типы и виды ДОУ.

 

СРС

1. Изучить и тезисно законспектировать международные нормативно-правовые документы - «Конвенцию ООН о правах ребенка»(Ст.1, 3, 14, 18, 23, 24, 29, 31, 32, 37, 40); федеральные(Конституция РФ (Гл.I.Ст.2, Гл.2. Ст.21, п.1, 2); Закон РФ об образовании (Ст.5, 6, 10, 14, 15, 16, 19, 35, 50, 51, 55); Президентская программа «Дети России», Целевая программа «организация летнего отдыха детей», Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»(Ст. 1; «Закон Рф об общественных организациях») и региональные (Закон Кр.кр. КЗ 15-39, Закон Кр.кр. от 29.03.2005 № 849-КЗ «Об обеспечении прав детей на отдых и оздоровление в Краснодарском крае», Губернаторские программы «Дети Кубани» и «Губернатор-Детям»,)и другие правовые акты. Документы внутреннего распорядка ДОУ (Приказы, Трудовой договор, должностные обязанности, разряды оплаты труда, тарифно-квалификационные характеристики и др.).

2. В «Копилку вожатого», которая будет являться своего рода «Портфолио Вожатого», кратко законспектировать действующие нормативные и методические документы, отражающие санитарно-гигиенические требования к ДОУ (СанПин 2.4.4.1204-03), «санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей», СГТ, к состоянию:

- жилых помещений;

- санузлов;

- отрядных мест;

- игровых и «кружковых» комнат;

- водоемов и бассейнов.

Требования к одежде детей при различных погодных условиях.

СГТ к организации спортивных, туристических, культурно-массовых мероприятий и игр.

СГТ к личной гигиене вожатого.

Медико-санитарное обеспечение отдыха и оздоровления детей в ДОУ.

3. Заполните таблицу по типам ДОУ:

 

 

№ п/п Тип ДОУ Реализуемая программа Цели и задачи
1. Оздоровительные учреждения для учащихся образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей и подростков (пришкольные летние лагеря, летние лагеря с дневным пребыванием на базе ДЮСШ, ДДЮТ, музыкальных, художественных школ, летние городские оздоровительные площадки)    
2. Стационарные загородные оздоровительные учреждения (ДОК, ДОЛ, ДОЦ)    
3. Стационарные загородные оздоровительные учреждения санаторного типа (в т.ч. типа «Мать и дитя»)    
4. Профильные лагеря (спортивные, военно-патриотические, туристические и др.)    
5. Лагеря труда и отдыха    
6. Лагеря летнего пребывания (палаточные лагеря, летние домики)    
7. Санатории, в которых организован летний отдых детей (детские санатории и санатории для взрослых)    
8. Загородные дошкольные учреждения (детские дачи)    
9. Лидерские лагеря (бывшие лагеря актива)    

 

Литература:

1. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. ООН. Нью-Йорк, 1997.

2. Временное положение об оздоровительном лагере учащихся с дневным пребыванием. //Внешкольник, №4, 1997, С. 9-11.

3. Головинова Г.Н. Настольная книга старшего вожатого образовательного учреждения – М.: УЦ «ПЕРСПЕКТИВА», 2010, Глава 1, С. 5-35.

4. Государственные доклады о положении детей в Российской Федерации.

5. Детские организации – что нового? // Воспитание школьников, № 5, 1995.

6. Дневник вожатого. Практическое пособие. / Григоренко Ю.Н. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 80 с.

7. Дневник воспитателя летнего лагеря./ Газизулин Р.Я., Дюкина О.В.- Изд-во ВАКО, 2008.

8. Законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, нормативно-правовые документы по вопросам детства и реализации государственной образовательной политики.

9. Закон РФ «Об образовании», - М., 1992.

10. Золотухина В. Права детей. Личные права детей в системе образования// Нар.образование, 2001, № 1. - С.26.

11. Лобачева С.И., Жиренко О.Е. Справочник вожатого. – М.: ВАКО, 2007. – 192с. – (Мозаика детского отдыха).

12. Мастерская вожатого. Руководство для начинающих и опытных. / Под ред. Е.А.Левановой. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 176с.

13. Методические рекомендации для вожатых летнего загородного лагеря / Т.В.Гарина. – М.: Арсенал образования, 2010, С.3-9.

14. О национальной доктрине образования в РФ//Нар.образование, 2000, №2.

15. О детях, лете и газете, а также обо всем на свете. Мин. Труда и соц. Развития РФ. Департамент по делам семьи, женщин и детей. Научно-исследовательский институт семьи Минтруда России. Творческое объединение ЮНПРЕСС. – М., 1997.

16. Организация летнего отдыха детей и подростков. Сборник нормативных документов. Мин. Труда и соц. Развития РФ. Департамент по делам семьи, женщин и детей. Научно-исследовательский институт семьи Минтруда России. – М., 1997.

17. О негосударственных общеобразовательных учреждениях // Нар. образование, 2001, № 10.

18. О проблемах сохранения единства образовательного пространства в РФ//Вестник образования, 2001, № 7. - С.30.

19. О программе развития системы непрерывного педагогического образования на 2001-2010 гг.//Вестник обр., 2001, № 19. -С.7-34.

20. «О мерах по усилению пожарной безопасности летних детских оздоровительных учреждений». Письмо ГУПО МВД СССР № 7/1/843 от 20.03.1986. Сборник инструктивных материалов в помощь работникам профсоюзных организаций и пионерских лагерей. – М., 1987.

21. Отдых и оздоровление детей и подростков: Сб. федеральных и региональных нормативных документов и комментариев / Сост. С.В.Барканов, М.И.Журавлев, В.И.Савоськина. – М.: Графпресс, 2004.- 196 с.

22. Перечень типов образовательных учреждений системы образования РФ//Вестник обр., 2001, № 19. - С. 68.

23. «Порядок и условия привлечения педагогических и других работников для работы в оздоровительных лагерях, летних оздоровительных дошкольных учреждениях по произведению туристских походов, экспедиций, экскурсий и оплаты их труда». Приложение №1 к приказу МО РФ №113 от 29.03.1993.

24. Программа «Дети России». Указ Президента РФ от 18.08.1994, № 1696.

25. «Рекомендации по профилактике детского травматизма и предупреждения несчастных случаев с детьми в спортивно-оздоровительных лагерях и ЛТО». Письмо ВЦСПС от 14.06.1982.

26. Санитарные правила СП 1.1.1058-01//Первое сент., 14дек.2001, №89.

27. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Вестник образования №6, 1997, С. 12-21.

28. Федеральная программа «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 гг.//Нар.образование, 2001, №1.

29. Устройство, содержание и организация режима детских оздоровительных лагерей. Сан.ПиН № 42-125, -М., 1990.

30. Шамова Т.И., Худин А.Н., Анненкова Н.В., Поздняков А.В. Формирование нормативно-правовой компетентности педагогических кадров. – М.: Педагогическое общество России, 2006.

Раздел 2. Научные основы здоровьесберегающего образования.

Тема 2. Педагогическое содержание здоровьесберегающих технологий. Психолого-педагогические аспекты подготовки студентов к работе по реализации здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ (семинарское занятие– 2 часа).

Цель: изучить и проанализировать основное содержание здоровьесберегающих технологий; изучение принципы, типы и виды, формы организации здоровьесберегающей работы в ДОУ.

План:

I. Сообщения (доклады) студентов по теме семинара

II. Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» в ДОУ.
  2. Принципы здоровьесбережения.
  3. Классификация здоровьесберегающих технологий.
  4. Формы организации здоровьесберегающей работы в ДОУ.

СРС

1. Изучить и законспектировать в «Словарь вожатого» основные понятия «здоровьесберегающие технологии», «образовательная технология педагогики здоровьесбережения» (См. в дидактических материалах к программе дисциплины).

2. Подготовить сообщения по темам: «Принципы, типы технологий здоровьесбережения», «Классификации здоровьесберегающих технологий», «Формы организации здоровьесберегающей работы в ДОУ».

Литература:

    1. Антипова, Л.П. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе/Л.П. Антипова //Начальная школа.-2011.-№8.-С.106-108
    2. Андреева, И.Г. Сохранение и укрепление здоровья школьников – актуальное направление развития содержания образования на этапе инновационного становления России/И.Г. Андреева //Стандарты и мониторинг.- 2011.-№3.-С.15-19.
    3. Айзман, Р.И. этапы мониторинга здоровья учащихся /Р.И. Айзман //Школьные технологии.- 2010.-№3.-С.87-94
    4. Безруких М.М. Проблемные дети. – М.: УРАО, 2000. – 286 с.
    5. Гурьев, А.В. Особенности планирования основных направлений работы по сохранению здоровья субъектов учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе /А.В. Гурьев //Стандарты и мониторинг.- 2011.-№3.-С.20-26
    6. Гладышева, О. Системная модель здоровьесберегающей школы /О. Гладышева //Директор школы.-2009.-№7.-С.94-100
    7. Дневник вожатого. Практическое пособие. / Григоренко Ю.Н. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 80 с.
    8. Дзятковская Е.Н., Колесникова Л.И., Долгих В.В. Информационное пространство и здоровье школьников. – Новосибирск: Наука, 2002. – 186 с.
    9. Дневник воспитателя летнего лагеря./ Газизулин Р.Я., Дюкина О.В.- Изд-во ВАКО, 2008.
    10. Елисеев, В.В. Рекомендации по сохранению здоровья школьников на уроке и оценке эффективности здоровьесберегающей деятельности школы /В.В. Елисеев //Практика административной работы в школе.- 2010.-№8.-С.68-69
    11. Коджаспирова Г.М. Педагогика. – М.: Гардарики, 2004.
    12. Лето. Каникулы. Лагерь. Липецк, 1995.
    13. Лобачева С.И., Жиренко О.Е. Справочник вожатого. – М.: ВАКО, 2007. – 192с. – (Мозаика детского отдыха).
    14. Мастерская вожатого. Руководство для начинающих и опытных. / Под ред. Е.А.Левановой. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 176с.
    15. Методические рекомендации для вожатых летнего загородного лагеря / Т.В.Гарина. – М.: Арсенал образования, 2010. – 86 с.
    16. Погребняк, Е.В. Здоровьесберегающие возможности деятельностного подхода в образовании в аспекте изменения позиций учителя /Е.В. Погребняк //Начальная школа плюс до и после.- 2010.-№3.-С.26-29
    17. Середина, Л.В. Психологическая комфортность урока – элемент здоровьесберегающей педагогической технологии /Л.В. Середина //Начальная школа.- 2010.-№11.-С.61-63
    18. Семёнова, И. Мониторинг эффективности и сохранения и укрепления здоровья: критерии и инструменты работы /И. Семёнова //Школьное планирование.- 2010.- №1.-С.38-46
    19. Сластёнин В.А. и др. Педагогика. - М., 2002.
    20. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе.- М.: АПК и ПРО, 2002. – 96 c.
    21. Харламов И.Ф. Формирование личных качеств в процессе воспитания // Педагогика. – 2003. - № 3. – С. 52 – 59.
    22. Хлопова, А. разработка программы «Школа – территория здоровья» /А. Хлопова //Школьное планирование.- 2010.-№5.-С.24-33
    23. Щуркова Н.Е., Питюков В.Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса. Новая школа, - М., 1993.

 

 

Тема 10. Особенности возрастного развития детей и их влияние на формирование и организацию временного детского коллектива в условиях ДОУ (семинарское занятие – 2 ч.).

План:

I. Сообщения (доклады) студентов по теме семинара

II. Вопросы для обсуждения:

 

1. Периодизация возрастного развития, ведущий тип деятельности (младший школьный возраст, подростковый возраст, ранняя юность).

2. Типы общения детей в различные временные периоды. Их описание.

3. Понятие «временный детский коллектив» в условиях ДОУ, особенности формирования, организации, самоуправления.

4. Конфликты в условиях ДОУ и стратегии выхода из них.

 

СРС

1. Подготовить тезисы выступлений по обозначенным вопросам семинара. В «Словарь вожатого» выписать основные понятия и определения по теме.

2. Подготовить сообщения, рефераты, доклады по темам: «Особенности организации временного детского коллектива в условиях ДОУ», «Работа воспитателя-вожатого с разновозрастным детским коллективом», «Самоуправление как фактор становления и развития личности ребенка и детского коллектива».

Литература:

1. Большая книга детского досуга. / Анисимова Т.Б. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 160 с. – (Мир вашего ребенка).

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов.- СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 304с. (Серия «учебник нового века»).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.