Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Кафедра гражданского процессуального права






РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

 

Ростовский филиал

 

Кафедра гражданского процессуального права

 

 

Особенности судебного разбирательства гражданских дел

Учебно-методический комплекс

для студентов очной, очной на базе среднего

профессионального образования форм обучения

направление подготовки 030900.62 Юриспруденция

 

Ростов-на-Дону

2012г.


Автор: Колодкина В.Н. доцент кафедры гражданского процессуального права Ростовского филиала ГОУ ВПО Российская академия правосудия

Рецензенты:

Корецкий А.Д., заведующий кафедрой гражданского права Ростовского филиала Российской академии правосудия, д.ю.н., профессор, судья Ростовского областного суда.

Миценко О.А. судья Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону

 

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция.


 

Одобрен на заседании кафедры гражданского процессуального права Ростовского филиала Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (протокол № __ от ___________201)

Утвержден Учебно-методическим советом Ростовского филиала Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (протокол № 10__ от 19 июня 2012г)

 

© Ростовский филиал Российской академии правосудия, 2012.

© Колодкина В.Н. 2012.


СОДЕРЖАНИЕ

 

1.Введение…………………………………………………………………………………… 3

2.Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………………………....... 7

3.Тематический план……………………………………………………………………….........8

4.Программа курса…………………………………………………………………………....10

5. Планы семинарских (практических) занятий………………………………… 16

6.Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя 49

7.Тематика рефератов 63

8.Задания для выполнения контрольных работ 64

9.Примеры тестовых заданий для проведения рубежного контроля 67

10.Литература………………………………………………………………………………… 71

11.Вопросы для подготовки к зачету……………………………………………………… 81


Введение

«Особенности судебного разбирательства гражданских дел» является дисциплиной по выбору студента (гражданско-правовой профиль) вариативной части профессионального цикла по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция».

Гражданский, Семейный, Трудовой, Жилищный, Земельный, Налоговый кодексы Российской Федерации, иные законы РФ например, " Об основах федеральной жилищной политики", " О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", " О защите прав потребителей" содержат нормы процессуального характера. Кроме того, на применение общих норм процессуального права оказывает влияние материально-правовая природа дела: специфика его субъектного состава, объекта и содержания материально-правовых правоотношений. Именно поэтому в судебной практике по гражданским делам существует такое явление, как процессуальные особенности рассмотрения и разрешения отдельных категорий гражданских дел.

Рассмотрение гражданских дел в судах общей юрисдикции осуществляется по правилам, устанавливаемым гражданским процессуальным правом, которые в основном сосредоточены в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации (далее - ГПК РФ). Однако когда речь заходит о достаточно большой группе дел, споров, вытекающих из сходных, однородных правоотношений, регулируемых в одной отраслью права либо в одним из институтов этой отрасли, необходимо учитывать особенности, которые возникают в результате применения данных регулятивных норм. Для правильного применения норм гражданского процессуального права в конкретном деле необходимо учитывать присущие данной отрасли либо институту особенности процессуального характера. Таким образом, процесс по своему содержанию должен быть адекватен предназначению материальной (регулятивной) нормы, должен ей соответствовать.

Выявление процессуальных особенностей рассмотрения и разрешения гражданских дел имеет большое практическое и теоретическое значение. Оно позволяет в значительной мере избежать ошибок при применении норм материального и процессуального права и тем самым способствует повышению качества судопроизводства.

Изучение данной дисциплины предполагает, что студенты уже обладают правовыми знаниями, полученными при изучении теории государства и права, конституционного, гражданского, семейного, трудового и гражданского процессуального права.

Изучение студентами курса «Особенности судебного разбирательства гражданских дел», позволит добиться более глубокого уяснения тем гражданского процессуального права, в которых говорится о принципах гражданского процесса, подведомственности и подсудности, доказательствах в гражданском процессе, производстве по делам, возникшим из публичных правоотношений, производствах по обжалованию судебных постановлений. Кроме этого, освоение данного курса даст студентам возможность лучше уяснить порядок рассмотрения и разрешения трудовых, семейных, жилищных, гражданско-правовых дел в судах общей юрисдикции, облегчит понимание многих положений теории гражданского процесса, будет способствовать более полному и глубокому закреплению знаний.

Глубокое изучение курса гражданского процесса поможет студентам лучше уяснить положения уголовного процесса и арбитражного судопроизводства, гражданского, семейного, жилищного и трудового права.

Целью изучения данного курса является формирование у студентов знаний системы норм и институтов гражданского процесса, углубленное освоение студентами таких институтов гражданского процессуального права как принципы гражданского процесса, подведомственность и подсудность, доказательства в гражданском процессе, производство по делам, возникшим из публичных правоотношений, апелляционное, кассационное и надзорное производство; выработка у студентов практических навыков применения гражданского процессуального законодательства, процессуальной деятельности, в том числе в связи с разрешением отдельных категорий гражданских дел.

Задачами изучения данной дисциплины являются углубленное изучение основополагающих процессуальных институтов ГПК РФ, включая отдельные разновидности гражданских судопроизводства; рассмотрение отдельных практически значимых процессуальных вопросов и проблем, формирование у студентов академии специальных знаний по вопросам применения норм процессуального права в практической деятельности.

Юристу-профессионалу необходимо владеть умением грамотно составлять процессуальные документы (исковые заявления, возражения на иск, ходатайства, проекты судебных постановлений и др.), учитывая при этом, особенности, диктуемые моделью того материального правоотношения, из которого возник спор. Что в свою очередь предполагает не только глубокое знание материального, процессуального права, но и умение логически мыслить, правильно оценивать фактическую и правовую стороны конкретной ситуации, определять норму материального права, регулирующую спорное правоотношение и на основе анализа этой нормы решить ряд важных процессуальных вопросов (определить подведомственность, вид судопроизводства, подсудность, состав лиц участвующих в деле, необходимые доказательства и т.д.).

Учебный материал в УМК расположен по темам, количество учебного времени для практических (семинарских) занятий по каждой теме указано примерное и должно в конечном итоге определяться преподавателем в зависимости от сложности темы и объема изучаемых по теме вопросов. УМК рекомендует многочисленные источники, необходимые для подготовки к практическим (семинарским) занятиям по всем темам и дополнительную литературу к ним.

Особенностью практических занятий по дисциплине «Особенности судебного разбирательства гражданских дел» является то, что значительное время на них уделяется не только устной проверке полученных знаний, но и разрешению различных ситуаций из правоприменительной практики, а так же выполнению заданий по составлению процессуальных документов.

Формами контроля знаний студентов являются: устные опросы (тестирование), проверка письменного решения задач и выполнения заданий, защита отчетов по результатам общения судебной практики, защита самостоятельных творческих работ.

Формой промежуточной аттестации студентов по дисциплине " «Особенности судебного разбирательства гражданских дел» по итогам обучения является зачёт.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- проблемы, возникающие при реализации принципов диспозитивности, состязательности и законности в гражданском процессе;

- проблемы установления объективной истины в гражданском процессе;

- соотношение принципов диспозитивности, состязательности, законности и объективной истины в гражданском процессе;

- подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции: проблемы определения подведомственности в соответствии с ныне действующим законодательством Российской Федерации;

- проблемы разграничения подведомственности между судами общей юрисдикции и Конституционным Судом Российской Федерации, а так же конституционными, уставными судами субъектов РФ;

- проблемы разграничения подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами;

- требования допустимости, применяемые к конкретным средствам доказывания;

- особенности распределения обязанностей по доказыванию при рассмотрении отдельных категорий гражданских дел;

- методику применения необходимых доказательств при рассмотрении отдельных категорий гражданских дел;

- процессуальные особенности рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений как общие, так и присущие отдельным категориям дел, возникающих из публичных правоотношений;

- процессуальные особенности рассмотрения дел, возникающих из жилищных правоотношений;

- процессуальные особенности рассмотрения дел, возникающих из трудовых правоотношений;

- процессуальные особенности рассмотрения дел, возникающих из семейных правоотношений;

- проблемы формирования принципа правовой определённости в Российском гражданском процессе;

- правила составления и подачи жалоб на судебные постановления, а также особенности процедуры их рассмотрения в зависимости вида обжалования (апелляционное, кассационное…);

- особенности исполнения судебных постановлений по жилищным, трудовым, семейным спорам и делам, возникающим из публичных правоотношений;

уметь:

- свободно ориентироваться в гражданском процессуальном законодательстве, иных нормативных актах, регулирующих процессуальную деятельность, актах высших судебных органов и судебной практике;

- правильно применять и использовать понятия и категории гражданского процессуального права, с учётом особенностей присущих отрасли материального права либо отраслевому институту, регулирующему спорные правоотношения в материальном праве;

- отличать процессуальные правоотношения от материальных и выявлять нормы процессуального характера, содержащиеся в актах материального права;

- определять подлежит применению общая процессуальная норма, либо специальная процессуальная норма, устанавливающая особые правила рассмотрения и разрешения тех или иных категорий гражданских дел;

владеть навыками:

- грамотно разрешать предлагаемые практические ситуации;

- составлять процессуальные документы;

- обоснованно и уверенно отстаивать свою позицию по спорным вопросам.

Для приведения учебного процесса в соответствие с требованиями ФГОС ВПО, формирование интегральных профессиональных компетенций бакалавров необходимо внедрение и использование инновационных образовательных технологий в единый учебно-методический комплекс дисциплины.

Необходимость проведения занятий в активных (интерактивных) формах будет способствовать формированию учебной автономности студента, его ответственности за процесс и результат обучения, обеспечению условий обучения, при которых студент почувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность.

При изучении данной дисциплины предполагается использовать следующие активные (интерактивные) формы проведения занятий: игровым, индивидуально-коллективным методом, решение ситуационных задач, в виде ролевой игры.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.